Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №65 г.Воронежа
Математический КВН (6 класс)
подготовила
Вострикова Валентина Васильевна
учитель математики
г. Воронеж
2011
Цели и задачи
Показать учащимся роль математических знаний, логического мышления при работе с непрограммным материалом. Продемонстрировать разнообразие занимательно-развлекательных задач, позволяющих тренировать ум, смекалку, геометрическое воображение; направленных на воспитание гибкости математического мышления, развитие наблюдательности и сообразительности, обострение внимания. Удовлетворить потребность учащихся в развлекательно-занимательных математических задачах.
Оборудование и дополнительные материалы
Персональный IBM-совместимый компьютер с операционной системой Windows XP и выше, Microsoft Office 2003 и выше, мультимедийный проектор с экраном, принтер для подготовки раздаточного материала.
Раздаточные материалы, бланки ответов и протоколы оценок жюри (прилагаемые файлы 1.doc, 2.doc, 1.xls из расчета на 3 класса).
Для оформления зала используются математические газеты, подготовленные от каждого класса.
1. Игра начинается стихотворением
М. Борзаковского «Математика повсюду!»
Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно,
Что математику нам надо знать на пять.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
2. Ознакомление участников с правилами игры и оцениванием конкурсов.
3. Конкурсы для команд.
Проведение конкурсов сопровождается презентацией с мультимедийного проектора (слайд 1).
1) Разминка (слайды 2-3).
Эта разминка – маленький эксперимент над вниманием и памятью учащихся. Учитель обращается к ребятам: « Сейчас вам будет показан плакат. Вам даётся одна секунда, после чего плакат будет убран, а вы должны сложить три числа, которые были на нём, и назвать сумму этих чисел ». Эксперимент заключается в том, что дана установка: назвать сумму трёх чисел, а вопросы будут иметь другое содержание: какое число записано внутри квадрата, треугольника и круга.
2) Конкурс капитанов. (слайд 4)
Капитаны должны правильно и быстро отвечать на один и тот же вопрос. Баллы присуждаются только тому, кто первым и верно ответит на вопрос. Отвечать строго после прочтения вопроса.
Вопросы:
1. Высший балл в школах России. (5)
2. Сколько лет спал Илья Муромец? (33)
3. Треугольный платок. (Косынка.)
4. Соперник нолика. (Крестик.)
5. Если съесть одну сливу, то что останется? (Косточка.)
6. Что длиннее: 1км шоссе или 1000м тропинки? (Равны.)
7. Как называется прибор для измерения углов? (Транспортир.)
3) Конкурс « Переставляшки » (слайды 5-6).
Буквы, из которых составлены слова из математического словаря, перепутались: восстановите слова.
Слова: тир, слюп, грук, солич, мусам.
Ответы: три, плюс, круг, число, сумма.
4) Геометрический конкурс «Уменье везде найдёт примененье».
(слайды 7-9)
а) Команды получают рисунки с поросятами.
Вопрос: во сколько раз окружностей больше треугольников, изображённых на рисунке?
Ответ: в 1,5 раза (9 окружностей, 6 треугольников).
б) Из двух неравных квадратов и двух равных прямоугольников нужно сложить квадрат.
Ответ:
Инсценировка стихотворения Д.Кедрина «Задача».
Мальчик жаловался, горько плача:
— В пять вопросов трудная задача!
Мама, я решить ее не в силах,
У меня и пальцы все в чернилах,
И в тетради места больше нету,
И число не сходится с ответом!
— Не печалься! — мама отвечала, —
Отдохни и все начни сначала!
Жизнь поступит с мальчиком иначе:
В тысячу вопросов даст задачу.
Пусть хоть кровью сердце обольется, —
Все равно решать ее придется.
Если скажет он, что силы нету, —
Но ведь жизнь потребует ответа!
Времени она оставит мало,
Чтоб решать задачу ту сначала.
5) Конкурс «Сколько чисел?»
Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 3,5,7,9?
(слайды 10-11)
Ответ: 16.
6) Задача на внимание (слайды 12-13).
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то — как не знать!
Но совсем другое дело:
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри!
На рисунках подсчитать число треугольников.
Ответ: 9 треугольников.
7) Логическая задача. (слайды 14-15)
20 учеников класса обменялись фотографиями. Сколько фотографий было роздано?
Ответ: 20*19=380 фотографий.
Пока жюри подводит итоги, все смотрят сценку «Правильная дробь».
У Числителя и Знаменателя – вечные дрязги. Никак не поймешь, кто из них прав. Числитель толкует одно, а Знаменатель перетолковывает по-своему. Числитель говорит: — У меня положение выше, почему же я меньше Знаменателя? А Знаменатель своё: – Я то числом побольше, с какой же стати мне ниже Числителя стоять!
Поди, рассуди их попробуй!
А ведь что вы думаете, — была такая попытка. Целое Число, которому надоело это брюзжание, сказало им напрямик:
— Склочники несчастные, что вы не поделили? В то время, когда у нас столько нерешенных задач, столько прекрасных примеров.
— Тебе, Целому, хорошо, — проворчал Знаменатель, и Числитель – в первый раз! – согласился с ним.
— Знаменательно! – воскликнул Числитель. – Знаменательно, что именно Целое Число делает нам замечание!
— А кто вам мешает стать целым числом? Сложитесь с какой-нибудь дробью.
— Ладно, обойдемся без ваших задач и примеров, — сказал Числитель, а Знаменатель, придвинувшись к Целому Числу, выразил эту мысль более категорически:
— Проваливай, пока цело!
Он был из низов и поэтому не особенно выбирал выражения.
Целое Число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам. А Числитель и Знаменатель призадумались. Потом Числитель нагнулся, постучал в черточку:
— Послушайте, — говорит, — может нам и впрямь с другой дробью сложиться?
— Э, шалишь, брат, — возразил Знаменатель, — хватит с меня и одного Числителя!
— Если уж на то пошло, — обиделся Числитель, — мне тоже одного Знаменателя предостаточно.
Ещё подумали.
Потом Знаменатель стал на цыпочки, постучал в Черточку:
— Слышь, ты! А если нам стать целым числом, без другой дроби?
— Можно попробовать, соглашается Числитель.
Стали они пробовать. Числитель умножится на 2 и Знаменатель – не отставать же! – тоже на 2. Числитель на 3 – и Знаменатель на столько же. Умножались, умножались, совсем изнемогли, а толку – никакого. Та же дробь – ни больше, ни меньше прежней.
— Стой! – кричит Знаменатель. – Хватит умножаться. Делиться давай. Так то вернее будет.
Стали делиться. Знаменатель на 2 — и Числитель на 2. Знаменатель на 3 – и Числитель на столько же. А дробь всё прежняя.
Так ничего из их действий и не получалось. Каждый остался при своём: Числитель сверху, Знаменатель – внизу, Знаменатель большой, Числитель – маленький. И опять ссорятся, опять помириться не могут.
Видно разделяет их не только черточка.
* * *
Во время подготовки команд проводятся конкурсы для болельщиков, решаются с ними шуточные задачи.
Игра «Нарисуй домик».
Нарисуйте мелом на доске домик. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя и, не открывая глаз, попробуйте пририсовать к домику трубу. Интересно, в каком месте она окажется?
2.Шутки « Не любо – не слушай, а врать не мешай».
1) В корзине лежат 5 яблок. Разделите их между пятью лицами, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине. (Одному отдать яблоко вместе с корзиной.)
2)Экипаж, запряжённый тройкой лошадей, проехал за час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15км/ч.)
3)У родителей 5 сыновей. У каждого из них есть сестра. Сколько всего детей в семье? (6.)
4) Два отца и два сына съели за завтраком три яйца, причём каждому досталось целое яйцо. Как это могло случиться? (Дед, отец, сын.)
5)Сколько в доме животных, если все они, кроме двух, собаки; все, кроме двух, кошки, и все, кроме двух, попугаи? (Собака, кошка, попугай.)
6) Сколько граней у неочинённого шестигранного карандаша? (8.)
7) Сколько концов у 4 палок? У 5 палок? У 4 с половиной палок? (8, 10, 10.)
8) Если 12 человек, работая по восемь часов в день, должны выкопать яму в 10 с половиной миль, сколько времени пройдёт – считая и воскресные дни! – прежде чем они положат свои лопаты? (8 часов.)
9) Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолётах голубые?
10) Двое пошли – два рубля нашли. Четверо следом пойдут – сколько денег найдут?
11) Подряд стоят 6 стаканов: 3 с водой и 3 пустых. Дотронувшись рукой лишь до одного стакана, добейтесь, чтобы пустые и полные стаканы чередовались.
3. Конкурс пословиц, поговорок и загадок, содержащих числа и математические понятия.
Список использованной литературы
Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов: «Лицей», 2003.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку. М.: «Просвещение», 1998.
Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учёба, и игра: Математика. Ярославль: «Академия развития», 1997.
Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. М.: Айрис-пресс, 2007.
Газета «Математика». Издательский дом «Первое сентября», 1997, 1999.