ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Понятие вероятности. Подсчёт вероятности»
Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию понятия вероятности, выводу формулы вычисления вероятности; формированию умения вычислять вероятность в простейших ситуациях
Задачи:
-создать условия для формирования нового понятия и способа нового действия: подсчёт вероятности события
-способствовать продолжению развитию мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, обобщения; умений самостоятельно добывать знания; умений самоконтроля и самооценки, коммуникативных умений
— способствовать воспитанию интереса к предмету, воспитанию творческой деятельности учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Оборудование: компьютер; проектор; коробка с красными, зелёными, желтыми яблоками
Структура и ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Вводно-мотивационный Постановка цели урока | На прошлом уроке мы завершили тему «Решение задач разными способами», среди которых были и комбинаторные задачи. Напомню ситуацию одной из них: выборы мэра, 1-го и 2-го заместителей из 3-х учащихся нашего класса: Вали, Веры и Андрея.(.сл№1) Прочтите условие задачи . Какое развитие получила задача? ( в задаче добавлено задание: какова вероятность того, что мэром будет выбрана Валя? ) Что мы знаем, что хотели бы узнать на уроке, чтобы ответить на вопрос задачи?(сл№2)
|
Формулируют учебнуюзадачу: Узнать, что такое вероятность и как её найти |
Операционно-содержательный этап | Напишите новый термин «Вероятность» Подумайте, обсудите в группах варианты и запишите ниже слова или словосочетания, созвучные с этим словом, которые вы слышите в обыденной речи или сами используете Прочтите свои варианты (слайд№ 3)
Придумайте 1-2 предложения, в которых используются эти слова или словосочетания. Запишите на доске свои предложения Каждое из этих предложений определяет некоторое событие Выберем одно из предложений «Можно утверждать со 100%-ой вероятностью, что математика-интересный предмет» Заменим поочерёдно слова «Можно утверждать со 100%-ой вероятностью» словами Вероятно, маловероятно, невероятно, возможно. (сл №4) Что изменилось? На что указывают такие словосочетания, что они выражают?
Вернёмся к началу наших рассуждений. Попробуйте составить определение понятию «Вероятность», посоветовавшись в группах Сравните свои определения с определением, данным математиком 17 века Б. Паскалем: «Вероятность есть степень возможности( уверенности) события»(сл №5) Подчеркните в своих определениях те слова, которые есть и в определении Паскаля Математики работают на своём языке, обозначая понятия буквами. Вероятность обозначали буквой Р( от французского «probabilite»-вероятность) Французского потому, что теория вероятности как раздел математики возникла благодаря французским математикам и …азартным играм, в которых интересен исход. (сл№6) В своё время великий Пифагор(на доске портрет и выражение) сказал: «Всё есть число», значит степень уверенности, то есть вероятность можно выразить числом! (сл№7) Как?
Рассмотрим схему: (сл№8) События
Достовер.Невозмож.Случайн. Что это за события?
К каким событиям можно отнести ваши составленные предложения?
Запишем на языке математики ваши мысли:
Р(Д)=1, Р(Н)=0 А как выразить числом вероятность случайного события? Предлагаю внимательно проследить за экспериментом (Из коробки вынимаются сначала 1 яблоко из имеющегося там одного, затем одно из 2-х: красн. и жёлт., затем одного из трёх, третье- зелёное)
Запишем на языке математики выводы На что указывает числитель? Знаменатель?
Составьте формулу: Итак, (сл №9) Вернёмся к задаче вначале урока. Теперь мы можем решение легко завершить(сл №10)
|
Обсуждают, записывают
Называют словосочетания: вероятно, маловероятно, невероятно, возможно, можно утверждать со 100% вероятностью, скорее всего «да»…
Несколько предложений записывается на доске
Приходят к выводу «Изменился смысл. Появилась или уверенность, или неуверенность» Предполагают, что какую-то уверенность(большую или меньшую) Предлагают варианты, записывают.
Предполагают «если знать, что происходит »
Вспоминают определения, приводят примеры.
Соотносят предложения и события и определяют , что вероятность невозможного события можно выразить числом 0, а достоверного 100%, то есть числом 1
Наблюдают Определяют, что события во втором эксперименте равновероятны — «50 на 50», то есть вероятность вынутого красного или жёлтого яблока равна ½., а вероятность третьего («вынуто зелёное яблоко»)-1/3 Р(С)=1/2, Р(С)=1/3
Определяют: числитель-число исходов нужного события, знаменатель-число всех равновероятных исходов Работают в группах
Вычисляют самостоятельно |
Оценочно – рефлексивный этап | Итак, подведём итоги. (сл №11) Сегодняшний урок мне хотелось бы завершить словами Блеза Паскаля: «…В мире господствует случай и одновременно действуют порядок и закономерность, которые формируются из массы случайного, согласно законам случайного. Вот почему я придаю такое значение выяснению понятия вероятности и интересуюсь неразрывно связанными с этим вопросами…» На следующем уроке мы будем решать задачи с более сложными ситуациями. А сейчас оцените работу и активность своей группы, пользуясь полученной формулой и обозначив буквой А-следующее событие: «Наша группа работала активно, узнала, что такое вероятность, может вычислять её по особой формуле» Понятно, что если событие А достоверно, то его вероятность равна 1, а если … Как это выполнить?
Оцените себя на «5» все, кто «попал в числитель» новой формулы. В качестве домашней работы предлагаю выполнить на выбор следующие задания: (сл №12)
|
Формулируют итоги (что узнали, чему научились)
Обсуждают. Предлагают в качестве числителя в формуле использовать количество активных ребят, понявших новый материал, а знаменателем дроби считать число всех учеников группы Р(А)=…, тогда чем ближе полученный результат к 1, тем выше оценка группы
Оценивают себя
Выбирают д.з.
|