Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»
Верхнекетского района Томской области
Технология работы
с контрольно-измерительными материалами по математике
(профильный курс 3 часа в неделю)
10 класс
Рабочая программа
Составитель:
Н.В. Желнирович
учитель математики
Белый Яр
2013 г.
Пояснительная записка.
1. Особенности программного материала.
В связи с реальной необходимостью в наши дни большое значение приобрела проблема полноценной базовой математической подготовки учащихся. Учащиеся 10-11 классов определяют для себя значимость математики, её роли в развитии общества в целом. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Интерес к вопросам обучения математики обусловлен жизненной необходимостью выполнять достаточно сложные расчёты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Единый государственный экзамен по математике за курс средней школы сдают все обучающиеся 10-11 классов. Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам является профильный курс, который позволяет расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу математики.
Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов, предлагается профильный курс «Технология работы с контрольно-измерительными материалами по математике».
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие дифференцирующие возможности, ориентированные на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.
Данный курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ЕГЭ по математике. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.
2. Требования к знаниям и умениям учащихся в 10 классе.
В результате прохождения материала обучающийся предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Познакомятся с устройством КИМ и овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий тестов.
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Выработают умения: осуществлять самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
научатся «прикидывать» границы результатов.
3. Целевая установка.
Целью прохождения настоящего курса является: подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по математике.
Задачи: Повторить и обобщить знания по математике за курс основной и средней общеобразовательной школы; расширить знания по отдельным темам математики 5-9 классов; выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
4. Структура программы.
В структуре программы профильного курса 10 класса выделяются следующие основные разделы:
Тема | Количество часов | |
1. | Введение | 2 |
2. | Решение задач. | 24 |
3 | Решение уравнений, неравенств и их систем. | 26 |
4 | Решение задач планиметрии. | 14 |
5 | Теория вероятности | 10 |
6 | Вычисления и преобразование выражений | 18 |
5. Формы организации учебного процесса.
Большую роль в обучении должны сыграть современные информационные технологии и информационные системы. Учащимся будут предложены разные формы познавательной и исследовательской деятельности, итогом которых станет образовательный продукт: доклад, реферат, проект, публикация.
6. Итоговый контроль.
Система оценки достижений учащихся: административной проверки материала курса не предполагается. В технологии проведения занятий присутствует элемент перекрестной и самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Систематически используется для решения материал ЕГЭ прошлых лет. Формой итогового контроля может стать защита реферата, проекта, создание публикации, а также – хорошие результаты на ежегодных районных олимпиадах и решении КИМ ЕГЭ.
7. Объем и сроки изучения.
Программа общим объемом 102 часа изучается в течение года (по 3 часа в неделю).
Содержание программы.
1.Введение. (3 часа)
Устройство контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике. Знакомство с демоверсией ЕГЭ-2014 года.
2. Задачи с практическим содержанием В1.(4 часа)
— Округление с недостатком;
-Округление с избытком;
-Проценты, округление;
-Разные задачи.
3. Графики и диаграммы В2. (2 часа)
-Определение величины по графику;
-Определение величины по диаграмме;
-Вычисление величины по графику и диаграмме.
4. Планиметрия: вычисление длин и площадей В3. (6 часов)
-Треугольник;
-Прямоугольник;
-Ромб;
-Параллелограмм;
-Многоугольник;
-Круг и его элементы;
-Векторы;
-Координатная плоскость.
5. Выбор оптимального варианта В4 (4 часа)
-Выбор варианта из двух возможных;
-Выбор варианта из трех возможных;
-Выбор варианта из четырех возможных.
-Приемы рациональных вычислений.
6. Простейшие уравнения. Отбор корней В5. (6 часов)
-Линейные, квадратные, кубические уравнения;
-Рациональные уравнения;
-Иррациональные уравнения;
-Тригонометрические уравнения.
7. Планиметрия: задачи, связанные с углами. В6. (8 часов)
-Прямоугольный треугольник: вычисление углов;элементов;
— Равнобедренный треугольник: вычисление углов, элементов;
-Треугольники общего вида;
— Четырехугольники;
-Центральные и вписанные углы;
-Касательная, хорда, секущая;
-Окружность, вписанная в треугольник;
-Окружность, описанная вокруг треугольника;
-Окружность, описанная вокруг четырехугольника;
-Окружность, описанная вокруг многоугольника.
8. Виды и способы решения текстовых задач В13 (10 часов)
-Задачи на проценты, сплавы и смеси;
-Задачи на движение по прямой;
-Задачи на движение по окружности;
-Задачи на движение по воде;
-Задачи на совместную работу;
-Задачи на прогрессии.
9. Вычисления и преобразования В7 (18 часов)
Рациональные, алгебраические, тригонометрические выражения (числовые и буквенные).
10. Теория вероятности и элементы комбинаторики В10 (10 часов)
Классическое определение вероятности, теоремы о вероятностях событий.
11.Задачи с прикладным содержанием В12 (6 часов)
Линейные, квадратичные, рациональные, тригонометрические уравнения и неравенства. Разные задачи.
12. Решения тригонометрических уравнений, неравенств и их систем С1.
(20 часов)
Общий прием. Уравнения, решаемые понижением степени. Способ подстановки. Введение вспомогательного угла. Универсальная подстановка. Однородные уравнения и приводимые к ним. Искусственные приемы при решении тригонометрических уравнений. Отбор корней. Тригонометрические неравенства. Тригонометрические уравнения с параметрами и модулями
Календарно – тематическое планирование
Профильный курс 10 класс
3 часа в неделю
Содержание учебного материала | Количество часов | ПЛАН | ФАКТ | |
| ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ (с 03.09.2013 по 03.11.2013 ): 27 часов | 27 | 27 | |
1,2,3 | Введение | 3 | 4,5,5.09 | |
| Решение задач. | 24 | | |
4-7 | Задачи с практическим содержанием В1 | 4 | 11,12,12, 18.09 | |
8-11 | Выбор оптимального варианта В4 | 4 | 19,19,25, 26.09 | |
12-21 | Виды и способы решения текстовых задач В13 | 10 | 26.09,2,3,3 9,10,10,16,17,17.10 | |
22-27 | Задачи с прикладным содержанием В12 | 6 | 23,24,24,30,31,31.10 | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ (с 11.11.2013 по 29.12.2013): 21 час Зимняя сессия (с 23.12.2012 по 28.12.2013) | 21
-3 | | |
28,29 | Графики и диаграммы В2. | 2 | 13,14.11 | |
| Решение задач планиметрии. | 14 |
| |
30-35 | Планиметрия: вычисление длин и площадей В3. | 6 | 14,20,21, 21,27, 28.11 | |
36-43 | Планиметрия: задачи, связанные с углами. В6. | 8 | 28.11,4,5,5 11,12,12, 18.12 | |
| Теория вероятности и элементы комбинаторики В10 | 10 | | |
44,45 | Задачи на классическое определение вероятности. | 2 | 19,19.12 | |
| | | | |
| | | | |
| ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ (с13.01.2013 по 23.03.2013): 30 часов | 30 | | |
46-53 | Теоремы о вероятностях событий. Элементы комбинаторики. | 8 | 15,16,16, 22,23,23, 29,30.01 | |
| Вычисления и преобразование выражений В7 | 18 | | |
54-57 | Рациональные выражения (числовые и буквенные). | 4 | 30.01,5,6, 6.02 | |
58-63 | Алгебраические выражения (числовые и буквенные). | 6 | 12,13,13, 19,20, 20.02 | |
64-71 | Тригонометрические выражения (числовые и буквенные). | 8 | 26,27,27.02,5,6,6,12,13.03 | |
| Решения тригонометрических уравнений, неравенств и их систем С1. | 20 | | |
72-75 | Уравнения, решаемые понижением степени. Способ подстановки. Введение вспомогательного угла. Универсальная подстановка. Отбор корней. | 4 | 13,19,20, 20.03 | |
| |
| | |
| | | | |
| | | | |
| ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ (с 01.04.2014 по 31.05.2014): 27 часов Весенняя сессия (с 26.05.2014 по 31.05. 2014) | 27 -3 | | |
76-79 | Однородные уравнения и приводимые к ним. Отбор корней. | 4 | 2,3,3,9.04 | |
80-85 | Искусственные приемы при решении тригонометрических уравнений. Отбор корней. | 6 | 10,10,16, 17,17,23.04 | |
86-88 | Тригонометрические неравенства. | 3 | 30.04,7,8.05 | |
89-91 | Системы тригонометрических уравнений. Отбор корней. | 3 | 8,14,15.05 | |
92-102 | Решение вариантов КИМ ЕГЭ по математике прошлых лет |
| 15,21,22,22.05 |
|
| |
| | |
Список литературы и интернет-ресурсов
1.ЕГЭ 3000 задач. Ященко И.В., Семенов А.В., Москва,2013
2. Методические рекомендации. М.: МЦНМО, 2012.
3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Математика-2013. А.В. Семенов, Москва «Интеллект –Центр, 2013
4.Математика. ЕГЭ -2013, под ред. А.Л. Семенова, И. В. Ященко, издательство «Экзамен» Москва, 2013
5. Ресурсы сети Интернет.
Газета «Математика» https://mat.1september.ru
Математика
Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» https://mat.1september.ru
Math.ru: Математика и образование https://www.math.ru
Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) https://www.mccme.ru
Allmath.ru — вся математика в одном месте https://www.allmath.ru
EqWorld: Мир математических уравнений https://eqworld.ipmnet.ru
Exponenta.ru: образовательный математический сайт https://www.exponenta.ru
Геометрический портал https://www.neive.by.ru
Графики функций https://graphfunk.narod.ru
ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию https://www.uztest.ru
Задачи по геометрии: информационно-поисковая система https://zadachi.mccme.ru
Математика on-line: справочная информация в помощь студенту https://www.mathem.h1.ru
Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online) https://www.mathtest.ru
Математика для поступающих в вузы https://www.matematika.agava.ru
Методика преподавания математики https://methmath.chat.ru