Разработка открытого урока
по математике в 5 классе по теме
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Составитель:
Васильева Наталья Николаевна,
учитель математики
г. Самара
2013
Разработка
открытого урока по математике в 5 классе.
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Дата проведения урока: 12 февраля 2013года.
Цель: Совершенствование навыков выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепление умения выполнять действия сложения вычитания десятичных дробей
-Закрепление приемов рациональных вычислений
Развивающие:
-Продолжить развитие логического мышления учащихся через решение нестандартных задач
-Развивать у учащихся потребность к творческой деятельности, к самовыражению через различные виды работ
Воспитательные:
-Воспитание познавательного интереса к предмету и окружающему миру
-Повысить общую культуру учащихся, расширить их кругозор
-Воспитывать у учащихся чувства ответственности, взаимопонимания
-Воспитывать у учащихся патриотизм
Тип урока:
Урок повторения и систематизации знаний
Урок- соревнование
Формы работы на уроке:
Групповая, индивидуальная, фронтальная, устная и письменная
Оборудование урока:
-Ксерокопии листов с домашним заданием
-Карточки с индивидуальными заданиями.
-Мультимедийный проектор
-Плакат с выполненной дидактической игрой «заполни таблицу»
-Карточки с забавными рисунками для оценивания урока
Педагогические технологии:
—технология использования в обучении игровых методов;
-здоровьесберегающие технологии,
-технология сотрудничества.
Подготовительная работа к уроку.
Из 22 учащихся в классе выбираются две команды по 6 человек, оставшиеся учащиеся распределяются по 5 человек — активные болельщики за свою команду.
Из числа старшеклассников учитель выбирает себе двух организованных помощников, знакомит их с условиями соревнования и шкалой оценивания результатов участников.
За верное выполненное: 1 задание – 3 балла
2 задание – 5 баллов
3 задание – 5 баллов
4 задание – 4 балла
Дидактическая таблица – 3 балла.
План урока:
1) Организационный момент (2мин)
2) Актуализация знаний (5мин)
3) Закрепление знаний. Соревнования команд (25мин)
4) Проверочная работа (10мин)
5) Рефлексия. Подведение итогов (2мин)
6) Постановка домашнего задания (1мин)
Организационный момент ,приветствие..
Команды занимают свои места на 1 и 3 рядах соответственно, болельщики рассаживаются на 2 ряду по вариантам.
Учитель: Ребята, сегодня наш урок будет не совсем обычным. Кроме уже привычных для вас форм работы: самостоятельная, устная, на местах с карточками, мы проведем небольшое математическое соревнование между двумя командами. Причем ребята , не являющиеся членами команд, могут для своих команд зарабатывать баллы, правильно выполняя предназначенные им задания.
Актуализация знаний.
Учитель: Сейчас 1 человек из каждой команды выйдет к доске для выполнения задания по карточке.
Карточка №2 1.Вычисли 8,6+134,475 2.Реши уравнение х+1,952=4,06 3.Вычисли наиболее рациональным способом (24,302+17,879)-1,302 |
А мы тем временем произведем разминку со всем классом.
В декабре мы с вами ездили в Москву и у нас была экскурсия по территории Кремля. Давайте вспомним, в каком году был построен первый Кремль?
Для этого выполним вычисления «лесенкой»
____
___ +7
______ *30
____ +23,7
___ -0,7
______ *5
2,8+0,2
1147 год – год основания Москвы Юрием Долгоруким.
Продолжаем историческую разминку.
-При Юрии Долгоруком стены Кремля имели длину 1,2 км, при Иване Калите – 1,67 км. На сколько метров увеличилась длина Кремлевских стен? (на 470 м)
Учитель: Мы с вами вспомнили немного наше интересное путешествие в Москву, настроение ваше поднялось, и мы продолжаем устную работу. Вы знаете, что сравнение чисел очень важная операция. В медицине известно, что «великан» среди микробов имеет размер 0,1 мм, наибольший вирус 16 миллимикрон. Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание (микробом или вирусом) и узнают, какая болезнь.
-Сравни дроби и сформулируй правило сравнения дробей.
15,39 и 18,92
29,3 и 29,29
0,003 и 0,029
11,274 и 11,27
-Какая из точек находиться правее на координатном луче?
А(0,7) или В(0,8)
-Какая из точек находится левее на координатном луче?
С(1,4) или Е(1,39)
-Что можете сказать о расположении точек на координатном луче А(7,3); С(7,35); D(5,8)
-Из двух метров ткани сшили 7 салфеток. Сколько ткани пошло на каждую салфетку?
-Найдите значение выражения (0,5-1/2)*(13-2,46*3,54)
Коллективная проверка индивидуальной работы представителя каждой из команд.
Выставление оценок.
Физкультминутка. Упражнения для глаз.
Закрепление знаний.
Учитель: Чтоб избежать нам в математике
Обидных неудач,
Решим мы с вами серию
Логических задач.
По два человека из каждой команды получают на карточках две логические задачи, которые вместе решают за партой.
Задача №1. На трех банках с вареньем наклеены надписи: на первой банке «малина», на второй –«клубника», а на третьей «земляника или малина». Известно, что все надписи неверны. Определите, в какой банке какое варенье?
(Решение: Так как нам известно, что все надписи неверны, значит в третей банке не может быть ни малины, ни земляники. Следовательно, там клубника. В банке с надписью «малина» малины быть не может, значит там либо клубника, либо земляника. Клубника уже в третьей банке. Значит, в первой банке находится земляника. Во второй банке с надписью «клубника» — варенье из малины)
Задача №2. Семь осликов за три дня съедают 21 мешок корма. Сколько корма понадобиться пяти осликам на пять дней?
(Решение: За один день семь осликов съедают 21/3=7 мешков корма. Значит, одному ослику в день нужен 1 мешок. Пяти осликам в день – пять мешков. Следовательно, на 5 дней необходимо 5х5=25 мешков корма)
Остальные участники соревнования играют в «поле чудес», отгадывают пословицу. Они получают примеры на карточках, их решают, ключ записан заранее на доске, там же начерчена таблица для заполнения ее буквами, входящими в пословицу. Отгадав пословицу, команды получают следующее задание: решить задачу.
«Отгадай пословицу»
2 команда | |
1,4 + 0,6 | 2,6 + 0,4 |
2 – 1,7 | 3 — 2,8 |
0,29 + 0,07 | 0,45 -0,09 |
0,36 + 0,04 | 0,36 – 0,33 |
0,4 + 0,96 | 0,03 + 0,97 |
1,36 – 0,2 | 1 – 0,1 |
1,1 – 0,52 | 0,39 + 0,06 |
14,2 + 14,8 | 0,45 + 0,9 |
29 – 27,84 | 1,35 – 0,99 |
1,16 – 0,86 | 13,3 + 4,7 |
Ключ для 1-й команды
1,36 | 2 | 1,16 | 0,3 | 29 | 0,36 | 0,58 | |
ч | и | к | л | о | е | н | д |
Ключ для 2-й команды
3 | 1 | 0,03 | 0,45 | 0,9 | 1,35 | 0,36 | 18 | |
у | г | й | я | м | с | е | л | о |
Кончил дело – гуляй смело
Задача команды №1
Три неразлучных друга – Винни — Пух, Кролик и Пятачок – решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20кг была повреждена и показания по ней прочитать было невозможно. Поэтому Винни – Пух взвесился сначала с Кроликом: получилось 22,4 кг, затем с Пятачком, получилось 23,5 кг, а затем они взвесились все вместе и получили 26,7кг. Какова масса каждого из них в отдельности?
Решение. 1) 26,7-22,4=4,3(кг) Пятачок)
2)26,7-23,5=3,2(кг) Кролик)
3)22,4-3,2=19,2(кг) Винни – Пух)
Задача команды №2
Решили Винни — Пух, Кролик и Пятачок купить горшочек мёда стоимостью 24рубля. У Винни – Пуха с Кроликом было 20,6рублей, у Винни – Пуха с Пятачком 12,9рублей, а у Кролика с Пятачком 18,5 рублей. Купят ли они горшочек мёда, если сложат все свои деньги? Сколько денег имел каждый?
(Решение. 1) 20,6+12,9+18,5=52(р) – удвоенная сумма денег Винни – Пуха, Кролика и Пятачка.
2)52:2=26(р) Было у Винни – Пуха, Кролика и Пятачка вместе.
Горшочек мёда купить могут.
26-20,6=5,4 (р) – У Пятачка
26-12,9=13,1(р) – У Кролика
26-18,5=7,5 (р) – У Винни – Пуха
Болельщики тем временем выполняют работу на местах по заполнению таблицы, зарабатывая баллы для своей команды.
В | С | А+В+С | А+С | |
0,8 | 1,3 | 2,7 |
|
|
| 7,3 | 15,5 |
| 18,5 |
|
| 6,3 | 26,7 | 23,5 |
В | С | А+В+С | В+С | |
0,7 | 2,4 | 1,9 |
|
|
3,3 | 8,1 |
|
| 19,2 |
| 4,7 |
| 15 | 12,2 |
Работа болельщиков проверяется самопроверкой с помощью плаката на доске, и оценивается 3 баллами в случае её верного выполнения. После отгаданной пословицы проверяется и разбирается решение логических задач и задач заключительного этапа соревнования со всем классом.
Рефлексия.
Понравился ли вам ребята урок? Поднимите карточки с забавными рисунками. Хотели бы вы провести ещё урок — игру по какой – нибудь из следующих тем? А теперь я ещё раз обращаю ваше внимание на то, какое важное значение имеет запятая и в русском языке и в математике. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». В математике от положения запятой зависит верность или неверность расчетов. И в подтверждение моих слов нам сейчас Усачёва Даша прочтёт стихотворение поэта В. Лифшица «Три десятых».
В это время помощники подсчитывают баллы заработанные командами и их болельщиками баллы для подведения и объявления итогов соревнования.
Проверочная работа. Проверка знаний учащихся путем выполнения в парах самостоятельной работы с использованием ЭОР
Постановка домашнего задания.
Учащимся раздаются листы с напечатанным дифференцированным домашним заданием, в которое включено и необязательное задание.
1 группа 2 группа
1. Реши уравнение:
а) 6,7-х=2,8
б) х-2,7=3,4
в) х+0,83=1,1
а) (х+3,5)-4,8=2,4
б) (7,1-х)+3,9=4,5
в) 3,84-(х+0,89)=2,3
2. Вычисли:
а) 37,873-24,5061+431,2
б) 20,04-(6,064+10,04)
а) 5,4+(16,17,08-(6,1708+8,185))
б) 24,08-(50-(40-5,03))
Необязательное домашнее задание.
Полный бидон с молоком весит 35 кг. Наполовину полный- 18,5 кг. Сколько весит бидон? ( Решить двумя способами)
В пустые клетки квадрата вписать дроби так, чтобы по любой горизонтали, вертикали и диагонали сумма чисел была равна 3.
0,6 | 1,1 | |
0,8 | 1 |
|
0,9 |
|
|
Список использованной литературы
Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2008-2010
А.С. Чесноков, К.И. Нешков Дидактические материалы по математике 5 класс — М.: Просвещение, 2009—2011.
КИМ. Математика 5 класс (к учебнику Н.Я.Виленкин и др). М.: Мнемозина. Сост. Л.П.Попова. ВАКО, 2011
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса – М.: ИЛЕКСА, – 2010
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:
https://festival.1september.ru/, https://mirurokov.ru/videouroki-po-matematike/
Новые технологии в образовании: https://school-collection.edu.ru/