Министерство Образования Республики Саха (Якутия)
МУ «Аллайховское улусное (районное) управление образования»
МОУ «Чокурдахская средняя общеобразовательная школа имени А.Г. Чикачёва.»
Статья
Правила в стихах и положительные эмоции.
Автор: Дмитриева М.И.,
учитель математики,
категория: высшая.
п. Чокурдах. 2013г.
Правила в стихах и положительные эмоции.
В математике очень много формул, определений, правил, которые сложны для запоминания. Но было обращено внимание на то, что определение биссектрисы знают все. Почему? Потому что биссектрису многие поколения знают, как «крысу, которая ходит по углам и делит угол пополам». Получается, что удачно подобранная фраза, различные мнемонические правила, рифмованные строчки позволяют легко запомнить то, что, при других формах, требует усиленной работы памяти. А возможно ли придумать самому что-нибудь аналогичное?
Целью одного из детских проектов было создание сборника правил по математике, составленных в стихотворной форме.
В этом проекте рассматривали также проблемы, возникающие с недостаточным пониманием значимости для здоровья человека различного вида эмоций. Эмоции, чувства, это то, что окружает нас на протяжении всей жизни, они могут быть как положительными, так и отрицательными. Умея создавать условия положительного состояния эмоциональной сферы, можно улучшать свое здоровье, обретая состояние уверенности, равновесия в различных сложных жизненных ситуациях. И правила в стихах на уроках математики могут создать на уроке такую положительную атмосферу.
Ученые доказали, что любой материал лучше запоминается во время игры, а также, если создать на своих уроках положительную эмоциональную обстановку. На уроках такой строгой науки, как математика, сделать это можно только введением в них занимательных моментов: стихи, пословицы и загадки с математическим содержанием. Они помогут разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Подобные задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, развивают чувство рифмы. А если подобрать или нарисовать иллюстрации к ним, то ребенок будет воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно.
Как часто вы замечали, что и ведь слушали вроде бы внимательно, и поняли как будто все! А через пять минут — ничегошеньки не помните.
Что бы такое придумать, чтобы знания, попадая в голову, задерживались там, на долгое время? Может быть, все дело в том, что память наша – яркая, эмоциональная, и запоминать факты, с эмоциями не связанные, пока просто не умеем? Со временем, конечно, научимся. А пока давайте поможем — создадим ассоциативно-эмоциональную «зацепку», чтобы удержать внимание на нужном материале и облегчить запоминание. Для этого достаточно, например, математические термины и правила оживить, «одушевить», нарисовать, зарифмовать – тогда математика станет понятней и ближе. Тогда и запоминаться все это будет не хуже мультиков! Подобные задания не только знакомят с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, развивают чувство рифмы.
Практика показала, что дети легко усваивают этот способ мышления и успешно применяют его на практике.
Вот следующие определения, которые удалось срифмовать:
1. Отличие цифр от числа
Число из цифр состоит,
Как из букв слово,
Перепутать их грозит
Ошибкою суровой.
2. Про натуральные числа.
Какими же мы числами
Что-нибудь считаем?
Называть должны их мы
Счётом натуральным!
3. Числовые выражения
Два плюс три и минус пять –
Это выражение.
Результат, что мы получим-
Это их значение.
4. Сравнение чисел
Поможет нам ряд числовой
для сравнения-
Большим будет то, что
по ряду правее.
5. Координатная прямая
Многое по ряду происходит в вычисленьях-
Координатная прямая из того не исключенье.
Представляю себе я,
Что прямая та — змея.
От головы- нуля, где хвост лишь начинается,
Отрезок есть- он единичным называется.
По хвосту её идёт
Натуральных чисел счёт.
Змейка высунет язык-
И вот сразу же возник
Счёт чисел отрицательных.
Просто замечательно!
6. Десятичные дроби
Вот хитрюга запятая-
Дробь совсем мы не меняем,
Когда нули после неё
Убираем и добавляем!
7. Умножение и деление дроби на степень числа 10
Переместим мы запятую
Настолько правей (левей),
Сколько в той степени будет
При умножении (делении) нулей.
8. Превращение обыкновенной дроби в десятичную
Чтобы сделать превращение, знайте-
Числитель надо разделить на знаменатель.
Не все обыкновенные дроби
В десятичные можно превратить,
Зато наоборот, десятичные,
Обязательно в обыкновенные можно перевести.
9. Деление на десятичную дробь
Дроби все десятичные
Уголком, как числа обычные,
Просто разделите,
А запятую переместите-
10. Проценты
Что такое один процент?
Одна сотая, от евро один цент.
Ученикам 8 класса было предложено выучить определение угла на выбор: в стихотворной форме или в прозе. Каждый ученик получил следующую карточку:
В исследовании приняли участие 39 учащихся. Из них 25 выучили определение в стихотворной форме, что составило 64% от всех опрошенных, а 14 человек в прозе.
И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти! Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании детей.
Тогда сами уроки, как и сборники стихов, оказались бы одним из лучших лекарств против, так называемого “страха перед математикой”. Удачно подобранная фраза, рифмованные строчки позволяют легко запомнить то, что, при других формах, требует усиленной работы памяти, а значит, создает благоприятную эмоционально окрашенную атмосферу.
Список литературы
Брокгауз, Ф.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь
Издательский дом «Первое сентября» Математика №12 2010год.
https://www.bestreferat.ru/referat-50145.html
https://www.mathem-poem.narod.ru