Всероссийский педагогический конкурс «Сценарий медиаурока с компьютером» Участник Алпацкая Марина Анатольевна, учитель математики МБОУ КСОШ №3
г.о.Котельники Люберецкого района Московской области
Сценарий урока «Умножение натуральных чисел»
Математика, 5 класс
Автор: учитель математики МБОУ «Котельниковская средняя общеобразовательная школа» Алпацкая Марина Анатольевна
Класс, программа: 5 класс, программа Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б.
Тема: Умножение натуральных чисел
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цели и задачи урока
Цели:
1.Образовательные:
•учить использовать в устных вычислениях свойства умножения;
•обеспечить проверку и оценку знаний по теме: «Умножение натуральных чисел»;
2. Развивающие:
•развитие у школьников самостоятельности в мышлении и в учебной деятельности;
•содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.
•развитие познавательного интереса;
3. Воспитательные:
•расширить знания учащихся о своей малой Родине — г. Горячий Ключ
•воспитание у школьников любознательности, любви к предмету;
•прививать любовь к родному краю.
Задачи урока математики 5 класс
•совершенствовать навык выполнения действия умножения натуральных чисел;
•учить рациональным приемам вычислений;
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Знания.
•Актуализировать знания учащихся о действии умножения, полученные в начальной школе и на предыдущем уроке.
•Обогатить знания учащихся о родном городе посредством материала путешествия.
Умения.
•Совершенствовать умения выполнять действие умножения на основе изученных правил.
•Развитие умений работать организованно, самостоятельно.
Навыки.
•Совершенствовать технические навыки выполнения действия умножения натуральных чисел посредством решения уравнений, нахождения значений выражений и решения задач.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор
Мотивация учащихся
Умножением натуральных чисел встречается почти на каждом уроке, поэтому полученные знания и умения по теме важны и необходимы.
Ход урока
I. Организационный момент.
I. Организационно-мотивационный момент. (Приветствие учащихся. Создание благоприятной атмосферы.)
— Здравствуйте ребята! Я очень рада сегодняшним днем видеть ваши теплые улыбки и сияющие, как маленькие солнышки, глаза. Надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проделанной работой на уроке. Я желаю вам здоровья и успехов. (Порядок на столах учащихся, сконцентрированное внимание ребят).
II. Сообщение темы урока математики в 5 классе. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Умножение натуральных чисел». С умножением натуральных чисел мы будем встречаться почти на каждом уроке, поэтому полученные знания и умения по теме важны и необходимы. Поможет нам их усвоить необычное виртуальное путешествие, которое мы совершим по нашему родному городу и узнаем много нового и интересного. Слайды компьютерной презентации перенесут нас в знакомые уголки нашего города. Какие цели поставим на урок? Ваши ожидания от урока? Какие результаты хотим получить в конце урока? (Осознание темы урока; постановка целей урока; включение в работу) (Слайд 1).
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
III. Актуализация знаний. Теоретическая разминка. (Слайд 2)
1.Что значит одно число умножить на другое?
2.Как называют числа, которые перемножают?
3.Как называют результат умножения?
4.Сформулируйте переместительное свойство умножения. Запишите его с помощью букв.
5.Сформулируйте сочетательное свойство умножения. Запишите его с помощью букв.
6. Чему равно произведение п*1; п*0 ?
7.Какие “замечательные пары” вы знаете? Для чего они используются? 2 • 50 ; 25 • 4; 125 • 8; 5 • 20; 2 • 5;
Задание – вычислить, используя сочетательное и переместительное свойства умножения. (25 • 15) • 4 (20 • 83) • 5 5 • (64 • 2) (2 • 74) • 5 (8 • 56) • 125 25 • (4 • 72). (Проверяем решение) (вручение билетов — листы рефлексии и самопроверки). Итак, билет у нас на руках, мы отправляемся в путешествие. (Слайд 3).
IV. Устные упражнения.
Выполняя приём последовательного выполнения действий, запиши результат и соответствующую ему букву, в результате ты узнаешь войско какого Московского царя на месте нынешних Котельников останавливалось на привал, шедшее на Куликово поле, воины которого во время отдыха варили в котлах кулеш. (Слайд 4)
29 | 39 | 54 | 92 | 16 | 15 | |
|
|
|
|
|
|
|
540: 6 – 36= С
41-12= О
10+20:4= Й
13 • 3= Н
92•1+ 78•0 = К
(8-8) • 289 + 16= О
Демонстрация правильного ответа и ответа на вопрос экскурсии посредствам презентации (Слайд 5).
Битва произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, «на Дону усть Непрядвы». За победу на Куликовом поле Дмитрия Ивановича благодарные потомки прозвали «Донским».
V. Решение задач и упражнений для 5 класса. (Слайд 6)
Решив упражнения на умножение натуральных чисел, мы узнаем некоторые факты из жизни города.
1. 541•3 = 1623 Первое упоминание о населённом пункте под названием Котельники датируется 1623 годом
2. 419•4=1676 В 1676 в селе строится Церковь Казанской иконы Божией Матери.
(Слайд 7)
3. 303•6=1818 Голицин купил землю Котельников на аукционе 1818 года.(Слайд 8)
4. Решив уравнение, вы узнаете, сколько микрорайонов включает муниципальное образование город . (117 + х) – 38 =84
117 + х = 84 + 38
117 + х =122
х = 122 – 117
х = 5 Ответ: 5 микрорайонов. (Слайд 9).
5. 40 •877 = 35 080 Численность населения согласно данным ГКУ МО Люберецкий ЦЗН на 1 января 2013 года составляет 35 080 человек.
6. Решите уравнения, и вы узнаете название микрорайона, который связан с усадьбой помещиков Аршеневских. В уравнениях каждому корню соответствует буква. (Слайд 10).
Заполни таблицу и найди зашифрованное слово.
215 | 306 | 902 | 303 |
| 114 | 902 | 64 | 902 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д) х+186 = 300
Е) у – 94 = 121
Ч) 8 • х = 512
Я)511 – а =208
А) у – 708 =194
Л) х + 217=523
(Слайд 11) Ответ: Белая Дача.
VI. Графический диктант по математике. (Слайд 12)
Вариант 1 Вариант 2
1)а+а+а=3а 1)у+у+у+у=4у
2)0•32=32 2)54•0 = 54
3)42•1=42 3)1•71 = 71
4)48•2•5=960 4)36•5•2=720
5)(18+126) •0=0 5)(195+17) •0=0
Верный ответ:_____________
Неверный ответ: ____
VII. Приемы быстрого умножения для урока математики.
Двузначные числа можно умножать на 11 в уме. Сегодня я научу вас этому. Сначала научимся умножать числа, сумма цифр, которого меньше 10.Посмотрите на примеры:
72•11=7(7+2)2=792
35•11=385=3(3+5)5
При умножении двузначного числа на 11 получается трехзначное число. Между цифрами, образующими двузначное число, помещаем цифру, которая обозначает сумму двух крайних цифр.
Случай с переходом через разряд. При переходе через разряд число сотен числа увеличивается на 1.
Вычислите:
45 • 11=
26 • 11=
39 • 11=
(Слайд 13)
Перед началом самостоятельной работы записать домашнее задание по математике:
VIII. Постановка домашнего задания по математике в 5 классе
1 группа п.11 №455(в, г, д.) №434, №445
2 группа п.11 №455(е, ж,з), №460, №462.
IX. Самостоятельная работа
2 вариант
465 · 86 = 405 · 923 = 1403 · 207 = 2. Вычислите удобным способом 729 · 8 · 125 = 25 · 376 · 4 = 3. Цистерна вмещает воды в 9 раз больше, чем 4 ведра. Сколько литров воды вмещает цистерна, если ведро вмещает 8 л воды ? |
X .Рефлексия. Подведение итогов урока математики.
(Анализ проделанной работы на открытом уроке. Оценка своей деятельности и класса. Подведение итогов: использование позитивных оценок и отметок, анализ заполненных листов рефлексии) — Спасибо за урок! Вы — молодцы! До свидания.
Проверка и оценивание ЗУНКов
Заполнение таблиц ответов, решение примеров с самопроверкой, орфографический диктант, самостоятельная работа.
Рефлексия деятельности на уроке
Рефлексия в конце урока помогает определить уровень усвоения материала и поставить цели для дальнейшей работы
Домашнее задание по математике
Домашнее задание по математике в 5 классе дифференцировано, представлено в двух вариантах.
1 группа п.11 №455(в, г, д.) №434, №445
2 группа п.11 №455(е, ж,з), №460, №462.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа. Однообразные вычисления быстро утомляют детей. Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, полным и дает возможность мгновенно осуществить проверку решаемых на уроке заданий. Это очень важно, так как экономится время, а учащиеся, работающие самостоятельно, получают возможность проверить себя и вернуться назад, чтобы устранить свои ошибки. Тем самым осуществляется самоконтроль, внутренняя обратная связь — важнейший фактор самоуправления процесса обучения.
Данный урок является третьим по теме: «Умножение натуральных чисел» и сороковым в разделе «Натуральные числа».
Для проведения урока была выбрана нестандартная форма — путешествие. Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизирует деятельность ребенка, развивает познавательные способности. Необычность урока, значимый для учащихся и содержательный материал путешествия, доступная и интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательная атмосфера — непременные условия эффективной работы. Самостоятельная формулировка целей и задач в начале урока позволяет достаточно осознать цели урока — осознанная цель достигается быстрее и активнее.