Сценарий урока математики Тема :Математический вечер “Математизация знаний в современном мире” 9-11 класс

СЦЕНАРИЙ.


Математический вечер

Математизация знаний в современном мире”

(для учащихся старших классов 9-11)


Цель вечера:пробудить у учащихся интерес к изучению математики, расширить их кругозор; использование вечера в качестве массового и действительного средства популяризации предмета.

План вечера:

  1. Слово о математике.

  2. Беседы по истории математики:

    1. Счет у первобытных людей;

    2. Возникновение математических знаков “+” и

  3. Математическое состязание;

Логическая пауза;

  1. Викторина для эрудитов;

Логическая пауза;

  1. Обобщение информации.


Первое отделение.


СОДЕРЖАНИЕ ВЕЧЕРА:

1-й. Слово о математике.

—Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада приветствовать всех, кто пришел сегодня принять участие в математическом вечере.


— Почему торжественность вдруг?

Слышите, как быстро смокла речь?

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня вечер.

— Не случайно ей такой почет.

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

— Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

—Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

— И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные минуты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.




Беседа №1. <>

Люди научились считать еще с незапамятных времен. Сначала они различали <> и <>, и прошло много времени, прежде чем появилось число 2. Счет парами очень удобен, и не случайно у некоторых племен Австралии и Полинезии до самого последнего времени были только два числительных – один и два. Все числа больше двух, получали названия в виде сочетаний этих двух числительных, например : один и два, четыре- два и два, пять- два, два и один. Примеры счета некоторых австралийских племен:

Племя реки Муррит:

1= энза, 2=петчевая, 3=петчевая- энза, 4= петчевая- петчевая

Камилорои: 1=мол, 2= булан, 3= гулиба, 4= булан- булан, 5= булан-гулиба.

Развитие ремесел и торговли требовало больше чисел. Числа группировали и объединяли в большие единицы. Наиболее древней и простой <> машиной издавна являются пальцы рук и ног. На пальцах можно решать примеры не только в пределах десяти: в древние времена для счета использовались как пальцы рук, так и ног. С помощью этой <> машины люди могли считать до больших чисел, они фактически пользовались пятеричной системой счисления, т.е. каждые пять единиц (5 пальцев) составляли единицу следующего разряда (сустава).

Запомнить большие числа трудно, и поэтому к счетной машине рук и ног добавляли механические приспособления. Например, перуанцы употребляли для этого разноцветные шнуры с завязанными на них узлами. Веревочные счеты с узелками употреблялись в России, а так же во многих странах Европы. В деревнях употреблялись счета в виде зарубок не палках. Такие засечки на палках употреблялись в торговых сделках. Эти палочки после окончания расчетов раскалывали вдоль на две половинки, из которых одну брал плательщик, а другую должник. Уже при более высоком уровне развития люди при счете стали использовать различные предметы. Так, одни использовали для запоминания чисел камешки, зерна, веревку с узелками, другие- палочки с зарубками. Это были первые счетные приборы, в итоге приведшие к образованию различных систем счисления и к созданию современных быстродействующих электронных счетных машин.

Разминка.


ЗАДАЧА. В розыгрыше кубка республики по футболу участвовало 16384 команды. По результат каждой игры проигравшая команда выбывала из розыгрыша, а протокол игры высылался в оргкомитет. Сколько протоколов всего оказалось в оргкомитете к моменту вручения кубку?


Задание. Решение показать:

  1. С помощью микрокалькулятора;

  2. Устно;

  3. Письменно записями на доске.


Остальные(сидящие в зале) на листе бумаги


Объяснения способов решения:

  1. 16382 2

Ответ:16383

  1. 8192+4096+2048+1024+512+256+128+64+32+16+8+4+2+1=16383

  2. 16384 — 1= 16383 (команда выбывает из розыгрыша после каждой игры. Значит, сколько всего команд выбывало, столько же игр было сыграно столько же оформлено протоколов).





Беседа №2 «Возникновение математических знаков “+”и “-” ».

Знаки “+”и “-” широко применяли в торговой практике. Купцы, торговавшие вином, на пустых бочках ставили знак “-” , означавший убыль. Символы “+”и “-” как математические знаки для операции сложения и вычитания, ввел в IV веке чешский математик Я. Видман. До появления знака “+” писали 3 и 6, впоследствии 3+6. Умножение зародилось тогда, когда 20 выразил не так 10+10, а как 2*10. Одобные двоичные действия выполнялись в течении тысячелетий и представляли собой среднее между сложением и умножением.

В Индии использовали в торговой практике знаки “+”и “-” со следующим смыслом:

+”- имущество,

-”- долг


3.Математическое состязание.

(Задания для присутствующих в зале. Проводится по рядам).


1.Имеются модели трех квадратов. Не пользуясь никакими инструментами докажите, что площадь одного из них равняется сумме площадей других.

ОТВЕТ: меньшие квадраты прикладываются так, чтобы угол между их сторонами был прямой(это можно сделать с помощью третьего квадрата). К этим квадратам прикладывается третий квадрат, тогда а2+в2=с2.

Ч.т.д.

2.Исполнить песни и стихи с числами!


3.Пословицы:

-……за всех, все за одного;

— не имей ……рублей, а имей ……. друзей;

-…… раз отмерь,……. Раз отрежь;

— ум хорошо, а…… лучше;

— за…… зайцами погонишься, ни…… не поймаешь.


4.Загадки:

— 7 братьев: годами равные, а именами разные.

(дни недели)

— 1 говорит,2 гладят,2 слушают.

(язык ,глаза, уши)

— у 2 матерей по 5 сыновей, все на 1 имя.

(пальцы рук)

— 2 головы, 2 руки, 6 ног. Кто это?

(всадник на лошади).



Логическая пауза (миниатюра).


На сцене за столом сидит ученик — старшеклассник. Он в роли учителя математики. К столу прикреплен плакат: «Экзамен по математике».

Вбегает ученик.

— Извлекать корни умеете?- спрашивает экзаменатор.

Ученик:

— Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечется из почвы.

-Нет, я имел в виду другой корень, например из девяти.

— Это будет «девя», так как в слове «девять» суффиксом является «ть».

-Вы меня не совсем поняли, я имел в виду корень квадратный.

-Квадратных корней не бывает. Они бывают мочковатые и стержневые.

— Арифметический квадратный корень из девяти.

— Три, так как три в квадрате равно девять.

При этом ученик берет со стола плакат с записью и показывает его аудитории.



4. Викторина для эрудитов.


Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело,

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупным людям

Никогда не давались легко.

ВОПРОСЫ:


  1. Назовите ученых математиков мира.


  1. Что означает слово математика? (математика-наука о цифрах).


3. Вставьте пропущенные слова:

а) нахождение производной – это ………(дифференцирование)

б) тела вращения :шар, сфера,…….,конус. (цилиндр)


4.Стороны треугольника 17,35 и 18 см. По какой формуле можно подсчитать, площадь этого треугольника? (Ни по какой. Такого треугольника не существует. Неравенство треугольника).


5.Как прыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Надо прыгнуть с нижней ступеньки или положить ее на землю).


6.Названия каких литературных произведении начинаются с чисел: 3,7,12,20,80000? ( «Три поросенка», «Семеро козлят и серый волк», «Двенадцать стульев», «80000 лье под водой»).


7.Какое математическое понятие имеется ввиду:

Я- в цветке, я- в кристалле,

Я- в мотыльке, я- в животном,

Я- в музыке, я – в архитектуре,

Я- в геометрии.

(Симметрия)



Логическая пауза.


На сцене двое учащихся.

  • После того, как я прослушал применение математики в нематематических областях, я придумал, как можно графически изображать графики пословиц или поговорок. Назови мне одну из них.

  • Пожалуйста: «как аукнется, так и откликнется»

  • Возьмем две оси: горизонтально ось ауканья и вертикально ось отклика. Отклик = ауканью. График будет биссектриса координатного угла. (Чертит график на доске).



  • А как построить график афоризма Козьмы Пруткова: «чем скорее проедешь, тем скорее приедешь»?

  • Он будет напоминать график обратной пропорциональности.


  • А кто из сидящих в зале сможет изобразить графически следующие пословицы:

  1. « светит, да не греет»

  2. « ни кола, ни двора»




5.Обобщение информации.


Гармония чисел, гармония линий,

Мира гармонию вы повторили.

Строгая логика – щит от разлада,

Кружево формул – сердцу награда.

Но путь к ней не ровен, от впадин до всплесков,

Мрачен иль светится солнечным блеском.

К тайным извечным разум влекущий,

Тот путь бесконечный осилит идущий.



В конце все поют «Гимн математики».













ГИМН МАТЕМАТИКЕ. (мотив песни « Дважды два четыре»)


Уравнения решать, радикалы вычислять-

Интересная у алгебры задача!

Интегралы добывать, дробь делить и умножать

Постараешься — придет к тебе удача.



Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

То фигуры, то тела- не разберешься!

Аксиомы нам нужны, теоремы так важны,

Их учи и результата ты добьешься!



Есть науки хороши, для развития души,

Их и сами все вы знаете, конечно.

А для развития ума предназначена она-

МАТЕМАТИКА

Это было, это будет, это вечно!!!



Второе отделение. Дискотека.







Составитель: Ишсарина А.И. ( учитель математики)

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Закрепление письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: