Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Северная средняя общеобразовательная школа№1
Белгородского района Белгородской области»
Открытый урок
математики
в 4-Б классе
по теме: « Свойство деления
числа на произведение«
подготовила
учитель начальных классов
Яковлева Наталья Анатольевна
п. Северный
2013
Тема урока: Свойство деления числа на произведение
Цели:
– познакомить учащихся со свойством деления числа на произведение чисел;
– подмеченную закономерность сформулировать и записать в общем виде;
– продолжить знакомство с задачами на движение в одном направлении;
– продолжить наблюдение за сохранением равенств при делении обеих частей на одно и то же число;
– рассмотреть построение прямоугольного параллелепипеда трех видов в натуральную величину;
– развивать умение рассуждать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Прозвенел звонок. Пора приняться за дело. Обратите внимание, у нас сегодня на уроке гости. Поприветствуйте их. Тихо присаживайтесь.
II. Устный счет.
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т.
– Выразите:
а) в метрах: 2000 см, 23 км, 4700 см; (20м, 23000м, 47 м)
б) в килограммах: 45 ц, 23 т, 642 т; (4500кг, 23000кг, 642000кг)
в) в минутах: 2 ч, 3 ч 15 мин, 600 с. (120мин, 195 мин, 10 мин)
2. Прочитайте условие задачи:
Для укрепления склонов оврага нужно посадить 900 саженцев деревьев. Уже посадили 300 саженцев клена и 200 саженцев дуба.
– Объясните, что обозначают выражения:
300 + 200; ( Сколько уже посадили)
900 – (300 + 200); ( Сколько осталось посадить саженцев)
900 – 300 – 200.( Тоже, что и предыдущая запись)
3. Как называются данные фигуры?
– Выберите фигуру, которую нужно нарисовать.
2 |
3 |
4 |
( Пропущена фигура №2)
4. «Г о л о в о л о м к а».
У мальчика столько сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько всех братьев и всех сестер?
О т в е т: четыре брата, три сестры.
III. Постановка проблемы.
– Прочитайте математические записи:
а) a · b = b · a;
б) (a · b) · c = (a · c) · b;
в) (a + b) : c = a : c + b : c;
г) a : (b · c) = a : b : c.
– Объясните данные математические законы. ( Переместительный закон умножения, умножение произведения на число, деление суммы на число, деление числа на произведение)
– Какие трудности у вас возникли?
– Какое свойство записано последним? Что обозначает данная закономерность? (Деление числа на произведение. Надо разделить число на первый множитель, а затем на второй множитель)
IV. Работа по теме урока.
З а д а н и е 195.
– Сравните выражения каждой пары.
– Что у них общего? (Количество действий одинаково, числа одинаковы, действия второй ступени.)
– Чем они отличаются? (Наличие скобок с действиями.)
– Найдите значения данных выражений.
– Что вы заметили? (В каждой паре одинаковые значения.)
– Составьте и запишите еще несколько таких пар.
З а п и с ь:
100 : (2 · 5) = 10 100 : 2 : 5 = 10 |
– Как вы думаете, для них тоже выполняется подмеченная закономерность?
– Проверьте свой ответ, выполнив действия.
– Сформулируйте данную закономерность.
В ы в о д: если число нужно разделить на произведение двух множителей, его можно разделить на один множитель, а получившийся результат разделить на другой множитель.
– Запишите этот вывод в общем виде.
З а п и с ь:
a : (b · c) = a : b : c
– Объясните, что показывают в данной записи буквы а, b, с.
З а д а н и е 197.
– Прочитайте задание в пункте 1.
– Какое объемное тело показали ученику? (Прямоугольный параллелепипед.)
– Какое объемное тело называют прямоугольным параллелепипедом?
– Назовите элементы, из которых состоит прямоугольный параллелепипед.
– Как вы определили название этого объемного тела? (Вид сбоку, спереди и сверху – это прямоугольники.)
– По трем видам всегда можно узнать, какое рассматривали объемное тело и как оно расположено.
– Начертите это объемное тело в натуральную величину, если чертежи его видов даны в масштабе 1:3.
– Какие предметы имеют форму прямоугольного параллелепипеда?
– Поставьте перед собой на парту спичечный коробок и начертите, как он выглядит спереди, сбоку и сверху.
– При выполнении данного задания у ребят получились разные чертежи. Как стоял спичечный коробок у каждого из них? (У Игоря стоял коробок на длинной узкой грани одной из двух самых больших граней вперед. У Юли – на самой большой грани и длинной узкой гранью вперед. У Славы – на узкой короткой грани и самой большой гранью вперед.)
V. Повторение пройденного материала.
З а д а н и е 196.
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче?
– Что требуется найти?
– Решите задачу.
– На сколько сократится расстояние между лисой и собакой через минуту?
Р е ш е н и е:
1) 350 – 320 = 30 (м).
– Все данные вы использовали в решении данной задачи? (Нет, мы не использовали расстояние – 120 м. Это задача с лишними данными.)
– Сравните данную задачу с задачей 185. Как они связаны? (Это задачи на движение в одном направлении.)
– Какой ответ будет у данной задачи, если скорость лисы станет на 10 м/мин больше? (350 – 330 = 20 м.)
– Какой ответ будет у данной задачи, если скорость собаки увеличится на 25 м/мин? (30 + 25 = 55 м.)
– Какой ответ будет у данной задачи, если скорость лисы увеличится на 10 м/мин, а собаки – на 25 м/мин? (375 – 330 = 45 м.)
– Как должна измениться скорость лисы, чтобы расстояние сокращалось на 10 м/мин? (У лисы скорость должна быть 240 м/мин, т. е. должна увеличиться на 20 м/мин.)
– Как получить такой результат, изменив скорость собаки? (Скорость собаки должна быть 330 м/мин, т. е. должна уменьшаться на 20 м/мин.)
З а д а н и е 198.
– Проверьте устно, верны ли равенства:
84 · 2 – 72 : 4 + 4 · 9 = 18 · (16 – 5) – 54 : 9 · 16 + 14 · 6 – неверно.
120 – (182 – 98) : 6 – 16 · 5 = (72 : 9 + 46) – 6 · 6 + 40 : 5 – неверно.
– Умножьте обе части каждого равенства на одно и то же натуральное число. Проверьте, верные ли получились равенства. (Равенства остались неверные.)
– Разделите обе части каждого равенства на 2. Какие получились равенства? (Равенства остались неверные.)
– Составьте свои верные равенства и проверьте подмеченную закономерность.
64 : 8 + 36 : 6 = 48 : 6 + 30 : 5 – верно.
(64 : 8 + 36 : 6) · 3 = (48 : 6 + 30 : 5) · 3 – верно.
(64 : 8 + 36 : 6) : 2 = (48 : 6 + 30 : 5) : 2 – верно.
– Сделайте вывод.
В ы в о д: если обе части верного равенства увеличить или уменьшить на одно и то же число, то получится тоже верное равенство.
– Запишите данный вывод в общем виде.
З а п и с ь:
Если а = b, то а · с = b · с и а : с = b : с.
– Что в данной записи обозначают буквы а, b, с?
З а д а н и е 106 (рабочая тетрадь 1).
– Вам понравились слова Рене Декарта? Заполните цепочку, и вы узнаете, когда он жил: начальное звено содержит год рождения, конечное – год смерти.
(Год рождения: 1596 г.
Год смерти: 1650 г.)
-Какие это века? (XVI и XVII в в.)
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Сформулируйте свойства равенств.
– Какую фигуру называют прямоугольным параллелепипедом?
– Из каких элементов состоит прямоугольный параллелепипед?
– Сформулируйте правило деления числа на произведение двух множителей.
VII. Рефлексия.
Я
повторил узнал научился
Домашнее задание: рабочая тетрадь 1, задание 107.
Р е ш е н и е з а д а н и я 107:
Ф | Р | А | Н | Ц | И | Я |
– Какие буквы не использовали? Почему? (Буквы «Д» и «О» зашифрованы смешанными числами.)
Литература
1. Аргинская, И. И. Математика. 4 класс : методическое пособие
[Текст] / И. И. Аргинская. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2006.
2. Аргинская, И. И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе [Текст] / И. И. Аргинская. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2006.
3. Аргинская, И. И. Математика : учебник для 4 класса [Текст] /
И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009.
4. Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5–9 классов [Текст] / Е. Б. Арутюнян, М. Б. Волович, Ю. А. Глазков. – М. : Просвещение, 1991.
5. Энциклопедический словарь юного математика [Текст] / сост.
А. П. Савин. – М. : Педагогика, 1985.
8