Урок на тему «Развитие логического мышления на уроках математики»






Развитие логического мышления


на уроках математики


в начальной школе



















Учитель первой квалификационной категории

МОУ «Гимназия № 25» г. Нижнекамска

Крылова Ольга Сергеевна




Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности её познавательной деятельности. Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных связей, условных), на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.

Младшие школьники регулярно и в обязательном порядке ставятся в ситуации, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться словесно-логическое мышление, в отличие от наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста.

На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируются такие приёмы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением в предметах общего и различного, анализ, связанный с выделением и словесным обозначением в предмете разных свойств и признаков, обобщение, связанное с отвлечением от несущественных особенностей предметов и объединением их на основе общности существенных особенностей.

По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более планируем, то есть оно становится словесно-логическим. Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, но основная нагрузка падает на формирование приёмов рассуждения и умозаключения.

Главная цель работы по развитию у детей словесно-логического, отвлечённого мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у них умения рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагается в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений.

В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций и, между прочим, полезны для здоровья: поддерживают тонус головного мозга.

Смекалку можно развить! Упражняйтесь, решая занимательные задачи, головоломки, разбирая математические игры, шутки и фокусы, то есть любые задания, требующие работы ума.

Работая по программе «Школа-2100», на каждом уроке можно применять такие задания. И ничего придумывать не надо, все они даны в учебнике и обозначены звёздочкой к каждому уроку. Все головоломки разнообразны и очень интересные. Многие даны в стихотворной форме, и даже, выполняя контрольную или самостоятельную работу, которые по этой программе даны на печатной основе, всегда после всех основных заданий прилагаются дополнительные задания со звёздочкой, где требуется немного подумать, поразмышлять.

Свежие документы:  Конспект урока по математике "Доли. Обыкновенные дроби" 5 класс


На устный счёт я беру такие задания: «Давайте подумаем», «Зарядка для ума». Например:


  1. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел на три числа:


3, 7, 11, 15, 19, 23, … (27, 31, 35).

+4 +4 +4


16, 12, 15, 11, 14, 10, … (13, 9, 12).

-4 +3 -4 +3 -4


  1. Проанализируйте ряды чисел, Какой из них является лишним и почему?


162, 54, 18, 6, 2

243, 81, 27, 9, 3

96, 48, 24, 12, 6

405, 135, 45, 15, 5


(Третий ряд лишний, так как во всех рядах частное деления соседних чисел равно 3, а в третьем ряду – 2).

  1. Исключи лишнее слово:


УАКЩ, СЬЕДЛЬ, РЕОХ, УЛААК

(щука, сельдь, орех, акула)



  1. Зачеркни 4 цифры так, чтобы оставшееся трёхзначное число было:

а) наибольшим; б) наименьшим.


4 9 2 1 5 0 8


  1. Игра «Магические квадраты»:

а) Заполните пустые клетки квадрата так, чтобы по любой вертикали, горизонтали и диагонали их суммы были равны между собой.




12




4








7





16






13



5


28




20






1


15



б) В клетках квадрата переставьте числа так, чтобы по любой вертикали, горизонтали и диагонали их суммы были равны между собой.



3



5


7


9



11


13


15



17


19



в) Разместите в свободных клетках квадрата числа 3, 4, 5, 6, 8, 9 так, чтобы по любой вертикали, горизонтали и диагонали в сумме получилось одно и то же число.




10









7






11






г)Сосчитайте, сколько всего квадратов на чертеже:





















(14 квадратов)



д) Поместите числа 1, 2, 3, 4, 5 так , чтобы сумма чисел по горизонтали и вертикали была равна 8.








































Литература:


  1. «Математика», 2 класс, Л.Г. Петерсон, 2009 г.;

  2. «Поурочные разработки по математике», 2 класс, Е.П. Фефилова,

Я.Ш. Гараева, 2008 г.





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: