Развитие логического мышления
на уроках математики
в начальной школе
Учитель первой квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 25» г. Нижнекамска
Крылова Ольга Сергеевна
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности её познавательной деятельности. Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных связей, условных), на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.
Младшие школьники регулярно и в обязательном порядке ставятся в ситуации, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться словесно-логическое мышление, в отличие от наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста.
На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируются такие приёмы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением в предметах общего и различного, анализ, связанный с выделением и словесным обозначением в предмете разных свойств и признаков, обобщение, связанное с отвлечением от несущественных особенностей предметов и объединением их на основе общности существенных особенностей.
По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более планируем, то есть оно становится словесно-логическим. Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, но основная нагрузка падает на формирование приёмов рассуждения и умозаключения.
Главная цель работы по развитию у детей словесно-логического, отвлечённого мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у них умения рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагается в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений.
В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций и, между прочим, полезны для здоровья: поддерживают тонус головного мозга.
Смекалку можно развить! Упражняйтесь, решая занимательные задачи, головоломки, разбирая математические игры, шутки и фокусы, то есть любые задания, требующие работы ума.
Работая по программе «Школа-2100», на каждом уроке можно применять такие задания. И ничего придумывать не надо, все они даны в учебнике и обозначены звёздочкой к каждому уроку. Все головоломки разнообразны и очень интересные. Многие даны в стихотворной форме, и даже, выполняя контрольную или самостоятельную работу, которые по этой программе даны на печатной основе, всегда после всех основных заданий прилагаются дополнительные задания со звёздочкой, где требуется немного подумать, поразмышлять.
На устный счёт я беру такие задания: «Давайте подумаем», «Зарядка для ума». Например:
Найдите закономерность и продолжите ряд чисел на три числа:
3, 7, 11, 15, 19, 23, … (27, 31, 35).
+4 +4 +4
16, 12, 15, 11, 14, 10, … (13, 9, 12).
-4 +3 -4 +3 -4
Проанализируйте ряды чисел, Какой из них является лишним и почему?
162, 54, 18, 6, 2
243, 81, 27, 9, 3
96, 48, 24, 12, 6
405, 135, 45, 15, 5
(Третий ряд лишний, так как во всех рядах частное деления соседних чисел равно 3, а в третьем ряду – 2).
Исключи лишнее слово:
УАКЩ, СЬЕДЛЬ, РЕОХ, УЛААК
(щука, сельдь, орех, акула)
Зачеркни 4 цифры так, чтобы оставшееся трёхзначное число было:
а) наибольшим; б) наименьшим.
4 9 2 1 5 0 8
Игра «Магические квадраты»:
а) Заполните пустые клетки квадрата так, чтобы по любой вертикали, горизонтали и диагонали их суммы были равны между собой.
| 4 |
|
|
| 7 | |
| 16 |
|
| 13 |
| 5 |
28
|
| 20 |
|
| 1 | 15
|
б) В клетках квадрата переставьте числа так, чтобы по любой вертикали, горизонтали и диагонали их суммы были равны между собой.
5 | 7 | |
9
| 11 | 13 |
15
| 17 | 19 |
в) Разместите в свободных клетках квадрата числа 3, 4, 5, 6, 8, 9 так, чтобы по любой вертикали, горизонтали и диагонали в сумме получилось одно и то же число.
|
| |
| 7 |
|
| 11 |
|
г)Сосчитайте, сколько всего квадратов на чертеже:
|
| |
|
|
|
|
|
|
(14 квадратов)
д) Поместите числа 1, 2, 3, 4, 5 так , чтобы сумма чисел по горизонтали и вертикали была равна 8.
|
| |
|
|
|
|
|
|
Литература:
«Математика», 2 класс, Л.Г. Петерсон, 2009 г.;
«Поурочные разработки по математике», 2 класс, Е.П. Фефилова,
Я.Ш. Гараева, 2008 г.