Урок – сказка по теме «Десятичные дроби» 5 класс

Урок математики в 5 классе по теме «Десятичные дроби и действия над ними»

Хансеверова Светлана Владимировна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Учитель математики


Урок – сказка по теме «Десятичные дроби»

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

-Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Владимировна, а ваши имена я сейчас вижу на бейджиках.

Давайте друзья улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы отправляемся в путешествие по сказке…..

……В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Все у них в царстве было хорошо. Но вдруг нежданно-негаданно откуда-то появился Змей Горыныч и унес Василису Прекрасную к себе в подземелье, заточил в темницу. А Ивану-царевичу оставил письмо заколдованное: «Казнить нельзя помиловать!», да примеры неправильные. Испугался Иван, задрожал. К счастью для Ивана плохо знал Змей Горыныч грамматику, запятую не поставил. А значит, что все еще можно исправить. Давайте поможем ему правильно прочитать письмо. Кто прочитает так, чтобы Василиса осталась жива? «Казнить нельзя, помиловать». Да, в русском языке запятая очень важна, но не менее важна ее роль и в математике. От ее положения зависит верность равенства. Зная это, вы легко расшифруете следующие заколдованные примеры

2. Актуализация опорных знаний, умений

Устная работа.

1. Расставьте запятые так, чтобы равенства стали верными:

1,2 + 3,8 = 5 83 – 2,7 = 80,3

9,81 — 5,81 = 4 5 + 1,47 = 6,47

1,4 * 5 = 7 1,2 * 50 = 60

Молодцы, мы помогли Ивану справиться с испугом, поднялся Иван -царевич и пошел спасать Василису. Без нашей помощи ему не обойтись. Давайте проверим, насколько мы готовы помогать Ивану.

Запишите в тетрадях число, классная работа.

-Выполните указанные действия, запишите в тетради решения.

Тесты с сигнальными карточками

а) 0,769+42,389=

50, 459 43,158 * 4,3158

б) 5,8+22,191=

27,991 * 80,195 27,199

в) 11,1-2,8=

8,3 * 83,0 0,83

г) 6,6-5,99=

6,1 0,07 0,61*

Давайте проверим. У вас на столах лежат карточки трех цветов. Покажите карточку того цвета, рядом с которым записан ваш ответ.

Вы справились с заданием и готовы помочь Ивану-царевичу спасти Василису Прекрасную.

А что же Иван-царевич?

….. Скоро ль сказка сказывается, да не быстро дело делается. Съел Иван-царевич все припасы, истоптал башмаки, а до Змея-Горынычева царства далеко Шел-шел Иван-царевич, устал, проголодался. И тут на его пути попадается чудесная яблоня. Яблоки волшебные наливные, съешь одно и силы удесятеряются. А съесть их можно, только правильно решив задачу. Встал Иван перед яблонькой, задумался. Уж очень сложная задача! Давайте, ребята, поможем ему.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Образование и названия трёхзначных чисел"

В волшебном саду 3 яблони. На одной 2,7 ц яблок, на второй на 0,3 ц меньше, чем на первой, а на третьей на 0,2 ц больше. Сколько яблок на всех трех яблонях?


— Ребята, кто знает, как решить задачу?

Давайте составим план решения задачи:

1) Вопрос + как?

2) Вопрос +как?

А разве нам известно с чем сравнивают количество яблок на третьей яблоне? Да в задаче не сказано, с каким количеством сравнивают количество яблок на третьей яблоне! Это задача с неполным условием!


Так вот, оказывается, почему задумался Иван.

А как можно изменить условие, чтобы задача имела решение?

Решение трех возможных вариантов задач:

1. В волшебном саду 3 яблони. На одной 2,7 ц яблок, на второй на 0,3 ц меньше, а на третьей на 0,2 ц больше, чем на первой. Сколько яблок на всех трех яблонях?

Решение:

1) 2,7-0,3=2,4(ц)

2) 2,7+0,2=2,9(ц)

3) 2,7+2,4+2,9=8(ц)

Ответ: 8 ц.


2. В волшебном саду 3 яблони. На одной 2,7 ц яблок, на второй на 0,3 ц меньше, а на третьей на 0,2 ц больше, чем на второй. Сколько яблок на всех трех яблонях?

1) 2,7-0,3=2,4(ц)

2) 2,4+0,2=2,6(ц)

3) 2,7+2,4+2,6=7,7(ц)

ответ: 7,7 ц.


3. В волшебном саду 3 яблони. На одной 2,7 ц яблок, на второй на 0,3 ц меньше, а на третьей на 0,2 ц больше, чем на первой и второй вместе. Сколько яблок на всех трех яблонях?

Решение:

1) 2,7-0,3=2,4(ц)

2) 2,7+2,4=5,1(ц)

3) 5,1+0,2=5,3(ц)

4) 2,7+2,4+5,3=10,4(ц)

ответ: 10,4 ц.





— Молодцы, помогли мы Ивану царевичу. Отведал он наливного яблочка, набрался сил и пошел дальше.

А мы с вами ребята тоже немного отдохнем.

Физкультминутка. Итак встали.

Это легкая забава.

Повороты влево-вправо,

Это легкая забава

Нам известно всем давно

Там стена , а там окно.


Приседаем быстро, ловко

Здесь видна уже сноровка

Чтобы мышцы развивать

Надо много приседать.


А теперь ходьба на месте

Это тоже интересно.

Отдых кончен наш ребята

Нам пора опять за парты.


Молодцы, зарядились энергией. Пора нам вернуться к Ивану-Царевичу. Долго он шел, устал. Вдруг перед ним появилась река. А в реке плавала рыба, не простая, а волшебная. Спросил Иван-царевич у нее, как найти логово Змея-Горыныча. А рыбка ему в ответ: «Я не могу тебе сказать, как добраться до Змея Горыныча, но знаю, где живет Баба Яга, уж она-то сможет тебе помочь найти Змея Горыныча. Я тебе скажу как до нее добраться.

У меня есть две лодки. Одна может развивать скорость в стоячей воде 5,4 км/ч, другая 7,4 км/час. Баба-Яга живет в 16 км вверх по течению реки. Помни, что доплыть до нее ты должен за 4 часа. Выбирай любую лодку!

Свежие документы:  Конспект урока по Математике "ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧАСОВ"

Только подумай, чтобы не ошибиться. Помни, что река будет тебе мешать.

Растерялся Иван, боится сделать неправильный выбор. Давайте ему поможем!

Давайте вспомним, в чем заключается особенность движения по реке? (при движении по течению реки к скорости лодки прибавляется скорость реки, при движении против течения реки скорость лодки уменьшается на скорость течения реки). Лодка Ивана-царевича должна плыть вверх по течению реки, что это значит? Как же называется скорость лодки в этом случае? Что можно узнать из этого условия? По условию нам известна скорость лодки в стоячей воде. А сможем ли мы, исходя из условий задачи, найти скорость лодки против течения? (да. 16:4=4) То есть нам нужно узнать какую собственную скорость должна иметь лодка, чтобы она смогла проплыть 16 км за 4 ч. Какая же из лодок сможет плыть с такой скоростью?


Обсуждение задачи. … Какого условия не достает в задаче? Правильно, нам не известна скорость течения реки.

Вот и Иван-царевич догадался, что не хватает данных в задаче. Спросил он у рыбки про скорость течения реки, а она только засмеялась, и говорит




Даю тебе три уравнения. Решив их, ты сможешь найти скорость течения реки.

А чтобы быстрее справиться с решением, мы разделимся по группам. Первый ряд решает первое уравнение, второй – второе, третий – третье. Нам важно, чтобы все правильно решили уравнения, поэтому вы можете работать в парах.

(На экране показать только корни уравнений)

Как вы думаете, корень какого уравнения может выражать скорость течения реки?

Правильно, корень второго уравнения — 3,4 км в час.

А почему вы выбрали именно это значение? (да, действительно, у нас же река протекает в лесу, на равнине Ее скорость не может быть такой большой как 18,4 или 66 км/час.


Ну а теперь мы можем решить задачу. (один ученик записывает решение у доски)

1) 16:4=4(км/ч)

Мы знаем уже, что скорость против течения 4 км в час, а скорость течения 3,4 км в час. Какой должна быть собственная скорость?

2) 4+3,4=7,4(км/ч)

Ответ: 7,4 км в час собственная скорость лодки.

Ребята, вы молодцы! Помогли Ивану сделать правильный выбор!

И поплыл Иван- Царевич к Бабе-Яге, ровно через 4 часа, видит, стоит избушка на курьих ножках. А в этом доме живет Баба-Яга, вот только попасть к ней можно, если Иван сможет отгадать спрятанные цифры.

Свежие документы:  Конспект урока по математике "Делимость натуральных чисел"


Я предлагаю вам снова поработать в парах и разгадать этот ребус.


* 2 , 4 * 1 5

* , 7 9 * 9

3 , * 8 0 *


Разгадал с нашей помощью Иван ребус. Указала Баба-Яга ему дорогу и открыла такой секрет: «Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух верные ответы. Мигом исполнится». Пошел Иван-царевич дальше. Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается, наконец, добрался Иван до логова Змея Горыныча.


А на воротах новое задание, новая преграда. Правильно ответив на вопросы, мы поможем Ивану открыть ворота.


Математический диктант

1. Найдите периметр квадрата, если длина его стороны 3,04. (12,16)

2. Найдите площадь прямоугольника. Если его стороны 5 м и 0,4 м. (2)

3. Скорость автомобиля 64 км/ч. Какое расстояние он проедет за 0,5 ч?. (32)

4. Автобус проехал 165 км со скоростью 55 км/ч. Найти время движения. (3)

5. Купили 6 пирожных по цене 14,5 руб. Сколько заплатили за покупку? (87)

6. На пошив кухонного полотенца требуется 0,45 м ткани. Сколько ткани необходимо на пошив 100 полотенец? (45)



Ребята, я думаю, если ворота еще не открылись, а мы с вами верно выполнили все задания, значит нам нужно из этих букв составить кодовое слово, которое и откроет ворота.



1

2

3

4

5

6

12,16

2

32

3

87

45

у

б

а

р

ж

д


И с последним заданием Иван-царевич справился. Ворота открылись, и увидел он Василису Прекрасную. Забрал он ее и поехали они домой. Жили долго и счастливо. А вы молодцы! Помогли Ивану-царевичу спасти Василису Прекрасную.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.


6. Заканчивается наш урок. Мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, показали свои знания, желание помочь не только Ивану-царевичу, но друг другу.

Мне хочется узнать, было ли вам интересно на уроке. Ребята, я прошу вас дать самооценку своей деятельности. Дорисуйте каждый своему смайлику подходящую улыбку.(Каждому выдаётся лицо, ребятам необходимо нарисовать рот) и покажите мне.

– Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.

– Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

– У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

Я вижу, что ваши смайлики мне улыбаются. А у меня вот такой смайлик!


7. Итог.

Спасибо вам, ребята, за урок!. Я желаю вам много интересных уроков, замечательных друзей. Урок окончен!

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: