Муниципальное казённое образовательное учреждение – Савкинская средняя общеобразовательная школа
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 классов
математическая игра «ЧТО? ГДЕ? ПОЧЕМУ?»
Составитель: учитель математики Штабрат Ольга Анатольевна
с. Савкино 2013
Математическая игра «ЧТО? ГДЕ? ПОЧЕМУ?» 7-8 класс
Цель: В ходе данной игры с помощью всевозможных увлекательных, интересных, порой забавных и юмористических задач способствовать развитию у детей гибкости мышления, умению логически рассуждать, неординарно подходить к проблемам, самостоятельно делать выбор, находить оригинальные решения.
Содействовать сплочению коллектива учащихся, развитию творческих способностей детей.
Ведущий: Итак, ребята, мы очень рады приветствовать Вас на математической викторине: «Что? Где? Почему?» Данный вид состязаний мы позаимствовали из телевизионной викторины «Что? Где? Когда?» Поэтому при проведение ее мы постараемся придерживаться ритуала, принятого телевидением.
Сегодня в школьном зале
Все математиками стали.
Веселые вопросы
Должны мы вам задать
Ведь с шуткой веселее
Смех – делу не помеха
И смотру ваших знаний
Он будет помогать.
Кто знает, тот ответит
Кто догадался — скажет
Хоть математика коварна
Не унываем мы
За верное словечко
Поставит по пятерке
Любимое, родное
Надежное жюри
Сегодня в школьном зале
Все математиками стали
Задачи не из легких
Придется нам решать.
Пусть победят всезнайки
Пытливые ребята
Кто учится серьезно
Стремиться много, знать!
Помните, ребята, что в математике, пожалуй, самое интересное – это задачи. И вместе с тем это и самое трудное. Но не огорчайтесь, если сразу не можете решить задачу. Уже то полезно, что думали над ней, пробовали различные подходы к решению, даже если не решили. Размышления над задачами, поиски решений развивают ваше мышление, сообразительность, способствуют повышению уровня математической грамотности. И все же не бойтесь трудностей. Об этом прекрасно сказал К. Маркс: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».
Итак, я предлагаю Вам, дорогие зрители команду знатоков. В нее вошли: Капитан команды: Прошу поприветствовать всех членов команды.
Задание 1 (название конверта)
…или дроби… Ох, эти дроби!
Жизнь, как дробь, и точна, а – мимо.
В ней делитель упрям и злобен
А делимое – неделимо.
Задание. У известного русского художника Багданова-Бельского есть картина, изображающая занятия устным счетом. В классе возле доски сидит учитель, а около него стоят ученики, занятые устным решением трудного примера. Ученики сосредоточены и увлечены работой, так как пример действительно труден и интересен. Вот он:
102+112+122+132+142
365
Решите и вы этот пример устно.
Ответ: искомое число равно:
102+112+122 +132+142 = 365 + 365 = 1+1=2
365 365 365 365
Задание 2 (название конверта)
«Не всегда уравнения
Разрешают сомнения,
Но итогом сомнения
Может быть озарение!»
Задание. Вычислите х, пользуясь зависимостью между компонентами (данными) и результатами действий:
(64-10х): 4+11=22
Решение: (64-10х): 4=11
64-10х =44
-10х =-20
Х=2, Ответ: 2
Конверт № 3
«Победить задачи разные
Есть занятие не трудное
А полезное весьма:
Здесь характер укрепляется
Сила воли закаляется,
Здесь гимнастика ума!»
Задание. В классе 36 учащихся. Мальчиков из них на 3 человека больше, чем девочек. Сколько в классе мальчиков и сколько в классе девочек?
Ответ: пусть в классе х девочек, тогда мальчиков в классе (х+3). Зная, что в классе 36 учащихся, составим и решим уравнение:
х+х+3=36
2х=33
Х=16,5 значит, задача не имеет решений.
Ответ: решений нет.
Конверт № 4
Трудность задач повышаем
Решенье найти приглашаем.
Задание. Малыш может съесть 600г варенья за 6 минут, Карлсон в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?
Ответ: 1) 600:6=100(г) съедает Малыш за 1 минуту
2) 6:2=3 (мин) Карлсон может съесть все варенье
3) 600:3=200(г) съедает Карлсон за 1 мин.
4) 100+200=300(г) съедают вместе за 1мин.
5) 600:300= 2(мин) они съедают все варенье за 1 минуту.
Ответ: 2 минуты.
Конверт № 5
Ситуации в жизни такие:
Либо сложные, либо простые.
Задание. Требуется разделить 5 одинаковых яблок поровну между восьмью мальчиками. Можете это сделать с наименьшим числом разрезов.
Ответ: имеем 5 = 4+1= 1+1
8 8 8 2 8
Отсюда видно, что 4 яблока надо разделить пополам и только одно яблоко разделить на 8 частей. Таким образом, каждый мальчик получит одну вторую и одну восьмую яблока.
Или: к школьному завтраку надо 13 арбузов одного размера разделить на 42 одинаковые порции. Как это сделать, не разрезая ни одного арбуза больше чем на 7 частей.
Ответ: ответ содержится в равенстве:
13=1+1
7 6
Оно указывает на то, что каждый из шести арбузов надо разделить на 7 частей, а каждый из остальных семи арбузов разделить на 6 частей, тогда получится 42 части одного объема и 42 части другого. Каждый ученик получит по одной части каждого из двух объемов.
Конверт № 6
Иногда мы с трудом находим правильный ответ на поставленный вопрос только по тому, что не приучили мысль сворачивать от привычного направления. Что вы скажете, например, о том происшествии?
Задание. У реки
Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Все же оба туриста без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжали свой путь. Как они это сделали? «Невозможно», или «Неправдоподобно», или «тут что-то недоговорено» — такие ответы свидетельствуют лишь о том, что отвечающий размышляет по ранее сложившемуся у него шаблону. Подумайте еще. Еще раз и еще раз прочитайте наш рассказ…. Ну вот надеемся, и стало вам ясно, что есть же еще и такая возможность. В прочем проверьте совпадение вашего ответа с нашим.
Ответ: двое подошли к разным берегам реки. Поэтому сначала переправился один, а затем в той же лодке другой.
Конверт № 7 «черный ящик»
Задание. (загадка)
Немного свойств имеет он,
Он ими знаменит.
Имеет он со всех сторон
Один и тот же вид. (шар)
Конверт № 8 блиц турнир
Задание.
1. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4 ? (на 1/2)
2. Когда делимое и частные равны между собой? (когда делитель равен 1)
3. Существует ли простое число, являющееся четным? (2 простое четное число)
4. Наибольшая из хорд (диаметр)
5. Предложение принимаемое без доказательств (аксиома)
Конверт № 9 Переливания.
Задание. Бидон емкость которого 10л наполнен керосином. Имея еще пустые сосуды в 7 и 2л. Как разлить керосин в два сосуда по 5л каждый?
Ответ: сначала из первого сосуда следует отлить во второй 7л, а затем из второго 2л в третий.
Конверт № 10 Веселые вопросы
Задание. 1. Мотоцикл ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько машин шло в этот поселок? (не менее одной (мотоцикл двигался в поселок)).
2. В одной семье два отца и два сыны. Сколько это человек? (задачу можно истолковать так: дед, отец, сын: всего 3 человека).
3. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц. (4 минуты или немного больше).
4. В одной семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? (6 детей)
5. Блокнот с оберткой стоит 11 копеек. Сам блокнот стоит на 10 копеек дороже обертки. Сколько стоят блокнот и обертка в отдельности.
Ответ: х коп. – обертка, тогда блокнот стоит (х+10)коп. Зная, что они стоят вместе 11 копеек, можно составить и решить уравнение:
Х+(х+10)=11
2х=1
Х=0,5к, стоит обертка. Тогда блокнот стоит 0,5+10=10,5коп.
Ответ: 0,5к и 10,5к.
Конверт № 11 Математика принадлежит к числу наук, имеющих громадное значение для выработки умения логически мыслить, делать обобщения Н.К. Крупская.
Задание. Верные и неверные высказывания.
Какие из приведенных ниже высказываний верные какие неверные.
1. Если произведение двух натуральных чисел делится на 6, то хотя бы один из множителей делится на 6. (неверно)
2. Для того что бы число делилось на 2, необходимо, чтобы оно оканчивалось нулем. (неверно)
3. Сумма двух нечетных чисел есть нечетное число. (неверно)
4. Не существует целого числа, куб которого оканчивался бы цифрой 2 (неверно)
5. Для того, чтобы куб целого числа делился на 5, необходимо, чтобы само число делилось на 5 (верно)
6. квадрат любого четного числа делиться на 4 (верно)
7. Если /а/=/в/, то а=в (неверно)
8. Если а=в, то /а/=/в/
9. Каждый треугольник имеет два тупых угла (неверно).
Конверт № 12 Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным. Б. Паскаль.
Задание. Игра «Хоккей» В воротах записаны занумерованные примеры. Ведущий предлагает номер примера для примера. Задать пример – «удар» в ворота. Если ответ оказался правильным, это означает, что шайба отбита. При неправильном ответе команде засчитывается «гол». За каждый правильный ответ 1 балл.
4с (с-2)-(с-4)2 = 4с2 -8с-с2 +8с-16= 3с2-16
18m3 х 25n = 3m х5 = 15m
5n2 12m2 2n 2n
3. 40х490 = 4х49х100 = 2х7х10 = 140
4. (620+190): 9= 810: 9 = 90
5. 30+х2=31
Х2 = 1
Х = ± 1. Ответ: ± 1
Конверт № 13 Наш конструктор числовой, поработай головой.
Задание. Возведите в квадрат следующие числа: — 1; 10; 0; 11; 9; -1; 23; 1
6
Пользуясь таблицей вместо числе записать соответствующие им буквы: АДЕ и НМА. Теперь из этих букв нужно сложить математический термин. Что это? (медиана). Добавляем еще 1 балл, если дадите определение этого термина.
Конверт № 14 Не слышать и не видеть ничего постороннего – вот до какой степени может быть сосредоточенно внимание. Каким мощным оно бывает. Теперь мы проверим внимание членов команды.
Задание. За 2 минуты отыскать все ошибки в примерах.
3+12=15 15-8=7 16+4=22 (20)
13+3=16 16+8=23 (24) 13-4=9
16-9=7 6+9=28 (15) 13-2=9 (11)
12-6=6 15+9=25 (24) 12-4=16 (8)
15-2=3 (13) 19+5=24 2+6=9 (8)
15+5=10 (20) 14-9=5 1+11=13 (12)
5+7=25 (12) 7+18=25 18-8=10
4+18=22 6+15=22 (21) 18-7=13 (11)
16-5=11 12-7=5 5+13=18
7+17=15 (24) 19-6=13 13-5=8
18-5=14 (13) 14+9=23 16-2=14
14+6=20 11+4=16 (15) 12+9=21
Ответ: всего 16 ошибок.