Конспект урока в 11 классе разработала и подготовила
учитель МБОУ «Степуринская СОШ» Инжеватова Светлана Борисовна
Тема 10 – 13 уроков: «БАРОККО»
Цель урока:
углубление и систематизация знаний по теме «Искусство эпохи барокко»
формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов
разработка электронного учебно-наглядного пособия.
Задачи урока:
выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
способствовать развитию творческих навыков;
стимулировать развитие способностей к самообразованию.
Оборудование:
1. Учебник.
2. Компьютеры или компьютер с мультимедийным проектором.
3. Карточки с тестом по теме «Эпоха Возрождения»
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Проверочная работа по теме «Эпоха Возрождения» (тест по теме).
Проверка выполненных тестов в форме взаимопроверки.
(Карточки с критериями оценок)
Выставление отметок.
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве. Эта эпоха не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный мир причудливых образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день.
Формирование европейской культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.
Кругосветное плавание Фернана Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ ренессансного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:
/сл.№1/
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звезд и в области планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, все в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
{Перевод О. Румера)
— О чём свидетельствуют эти строки?
Относительность, изменчивость, непостижимость пространства и времени приводили к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. «Вчерашнего уж нет, а Завтра не явилось, / Сегодня движется вперед без передышки»,— восклицал в одном из сонетов испанский писатель Франсиско Кеведо-и-Вильегас, а французский мыслитель Блёз Паскаль сравнивал человека всего лишь с «мыслящим тростником, колеблющимся на грани бесконечности и небытия». Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие.
— О чем свидетельствуют стихи английского поэта Джорджа Уитера: /сл.№2/
Возьми в свою святую длань
Поводья, мой Господь,
У нашего кормила стань,
Чтоб волны побороть.
Прямее паруса поставь
И в этот грозный час
Нас на надежный путь направь
И якорь брось за нас.
(Перевод О. Румера)
— Кто должен был разрешить сложившиеся противоречия? ( Его разрешение искали в Боге)
Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Следствием этого явились чрезмерный рост мистических настроений, гиперболизация чувств, экзальтация на грани аффекта. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах нового стиля – Барокко. /сл.№3/
Запуск проектов.
Посмотрите на экран, попробуем сравнить два предложенных стиля в архитектуре и в искусстве. /сл.№4-5/. Определите какие явные черты отличия вы заметили?
Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко, прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином. Кроме того, следует определить, с чем связано его появление.
(Учащимся предлагается на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же знаний, полученных при работе с учебником с. 69 – 70., сформулировать ответы на поставленные вопросы
/сл.№6/
пояснить термин «Барокко»
объяснить когда и почему он возник
В чем заключается особенность стиля?
Проверка /сл.№7-8/
Посмотрите на экран /сл.№9/.
Иллюстрации показывают разнообразие направлений, которые подверглись изменениям. Перечислите. Итак, вы должны выяснить, чем они отличаются друг от друга, в чём их особенности, чтобы уметь определять стиль Бароко из большого разнообразия стилей художественной культуры.
Я предлагаю вам это сделать самостоятельно, о каждом направлении рассказано в учебнике уроки 10 — 13.
Каждый из вас ещё раз посмотрите на слайд /сл.№10/ и выберите тему, о которой вы узнаете всё и расскажите своим одноклассникам на следующем уроке. Это будет ваш индивидуальный проект, он будет краткосрочным, над ним вы поработаете на следующих уроке и дома. Давайте распределим, кто над какой темой будет работать. (Слушаю, кто что выбрал)
Архитектура и скульптура эпохи барокко.
Живопись эпохи барокко.
Наука и литература эпохи барокко
Музыка и театр эпохи барокко.
Запишите в тетрадь выбранную тему и параграфы (10 — 13), среди них вы найдете нужный вам параграф, где рассказано именно по той теме, которую вы выбрали.
— Помимо того, что вы изучите каждый свой параграф, разберётесь в своей теме, я ещё предлагаю каждому из вас поработать в библиотеке и использовать возможности Интернет. Предупреждаю сразу, вы должны приготовить свой индивидуальный проект.
— Итак, каждый из вас выбрал тему индивидуального проекта. Что будем делать дальше? С чего начнём? Давайте составим план работы над проектом
(Учащимся предлагается проранжировать алгоритм работы над проектом – работают группой)
Проверка правильности выполнения задания Слайд 11
Определить тему проекта
Поставить цель
Определить задачи(Изучить параграф, найти примеры, поработать с другими средствами информации)
Собрать нужную информацию для проекта
Оформление проекта
Представление проекта (Обсудить каждый пункт алгоритма)
Самостоятельная работа детей: Планирование индивидуальных проектов
Проверка выполненного планирования.
Рефлексия.
Ребята, до конца урока осталось несколько минут. Давайте подведем предварительный итог нашей сегодняшней работы.
Что изучали сегодня на уроке?
Чему вы научились?
Что понравилось на уроке?
Что получилось?
В чём были проблемы?
Записываем дом. задание: работа над индив. проектом
VI. Подводим итог урока, выставляем оценки
План работы над проектом.
Поставить цель
Собрать нужную информацию для проекта
Определить тему проекта
Представление проекта
Определить задачи
Оформление проекта