Конспект урока по МХК «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степуринская средняя общеобразовательная школа»















Конспект урока по МХК «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко»







Автор: учитель МХК

МБОУ «Степуринская СОШ»

Инжеватова Светлана Борисовна













2014 г.



Тема 10 – 13 уроков: «БАРОККО»

Тема урока: «Новое мировосприятие в эпоху барокко и её отражение в искусстве»

Цель урока:

  • выявление особенностей основных направлений искусства эпохи барокко формирование навыков оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений

  • формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов

Задачи урока:

  • выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.

  • систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;

  • формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;

  • способствовать развитию творческих навыков;

  • стимулировать развитие способностей к самообразованию.

Форма урока: комбинированный: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.

Методы обучения: 1)эмоционально-образное погружение; 2)активизация восприятия воображения, творческого мышления; 3) создание проблемной ситуации.

Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.

Зрительный ряд: Авторская презентация “Барокко”, произведения Л. Бернини , Брунеллески , В.В. Растрелли, П. Рубенса, Рафаэля

Музыкальный ряд: произведение А. Вивальди

Оборудование:

1. Учебник.

2. Компьютер с мультимедийным проектором.

3. Раздаточный материал



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

— Сегодняшний урок очень важен в понимании процесса развития человеческой культуры. Мы будем говорить об особой ее составляющей – европейской культуре, которая оказала огромное влияние на развитие культуры в нашей стране. Поэтому нам необходимо систематизировать знания о европейской культуре и проанализировать основные понятии, оцениваться на уроке будет результат творческой работы..

  1. Фронтальный опрос:

— Назовите эпоху, с которой познакомились на прошлых уроках? (Эпоха

«Возрождение»)

— Вспомните из курса МХК 10 класса о каком Новом искусстве Западной

Европы изучали ? (Арс Нова)

  1. Повторение. Введение в тему урока.

Работа с таблицей (сл. 2)

Задание: Проанализируйте и приведите в соответствие стили

искусства европейской культуры.

Стиль искусства

Особенности

Возрождение

Постренессанс — отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил

Арс Нова

Ренессанс – особый комплекс культуры, основанный на соединении идеальной античной формы с чистотой христианской души, телесной красоты с духовностью.

Барокко

Проторенессанс – время, когда ломались старые вековые устои и зарождались новые социальные и художественные идеи, где целиком сохранялась традиционная религиозная подоснова и связь с поздней готикой.


Проверка: Выделение важных особенностей стилей .

— Какие опорные слова помогли вам восстановить последовательность развития эпохи Ренессанс. (Сл. 3)

Вывод:

— Итак, какую эпоху мы проанализировали. Сделайте вывод об особенности эпохи Ренессанса европейской культуры.

  1. Определение темы урока. Целепологание и мотивация

— Назовите, с особенностями какого стиля мы незнакомы? (Барокко)

— Определите и назовите тему цикла уроков. ( «Барокко»)

Запись темы урока на доске и в тетрадях: «Новое мировоззрение в эпоху Барокко и его отражение в искусстве» (Сл. 4)

— Наметьте цели и задачи урока. (Сл. 5-6)

Учащимся раздаю сравнительную таблицу эпох, которую заполняем в процессе изучения темы.

  1. Изучение нового материала

  1. Вступительное слово учителя.

— Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве. Эта эпоха не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный мир причудливых образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день.

— Формирование европейской культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.

— Кругосветное плавание Фернана Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ ренессансного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:

/сл.№7/

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звезд и в области планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, все в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Все стало относительным для нас.

{Перевод О. Румера)

— О чём свидетельствуют эти строки?

— Относительность, изменчивость, непостижимость пространства и времени приводили к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. «Вчерашнего уж нет, а Завтра не явилось, / Сегодня движется вперед без передышки»,— восклицал в одном из сонетов испанский писатель Франсиско Кеведо-и-Вильегас, а французский мыслитель Блёз Паскаль сравнивал человека всего лишь с «мыслящим тростником, колеблющимся на грани бесконечности и небытия». Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие.

— О чем свидетельствуют стихи английского поэта Джорджа Уитера: /сл.№8/

Возьми в свою святую длань

Поводья, мой Господь,

У нашего кормила стань,

Чтоб волны побороть.

Прямее паруса поставь

И в этот грозный час

Нас на надежный путь направь

И якорь брось за нас.

(Перевод О. Румера)

— Кто должен был разрешить сложившиеся противоречия? ( Его разрешение искали в Боге)

Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Следствием этого явились чрезмерный рост мистических настроений, гиперболизация чувств, экзальтация на грани аффекта. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах нового стиля – Барокко.

  1. Запуск проектов.

Посмотрите на экран, попробуем сравнить два предложенных стиля в архитектуре и в искусстве. /сл.№9-11/. Определите какие явные черты отличия вы заметили?

Работа с понятием «Барокко»

Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко, прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином. Кроме того, следует определить, с чем связано его появление.

(Учащимся предлагается на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же знаний, полученных при работе с учебником с. 69 – 70. и раздаточным материалом, сформулировать ответы на поставленные вопросы)

/сл.№12/

  • пояснить термин «Барокко»

  • объяснить когда и почему он возник

  • В чем заключается особенность стиля?

Проверка /сл.№13-14/

Словарная работа (Сл. № 15-21)

Звучит музыка А.Вивальди. Подготовленный ученик читает стихи.

Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах, в резьбе карниз под самой крышей…

Так описывал свои впечатления от архитектуры этого стиля французский поэт 17 века Жорж де Сюдери.

Как вы думаете, о каком стиле искусства эти поэтические строки?

Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

Какие архитектурные детали стиля барокко запечатлел Жорж де Сюдерн в своих поэтических строчках?

Какие изменения были привнесены в архитектуру барокко?

Вывод учителя:. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, динамизм, пышность, причудливость.

Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.

Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

Характерные детали барокко – теламоны, кариатиды, маскароны.

Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.

Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Групповая работа.( Задания для работы в группах) 1группа. Используя словарь основных понятий, найдите на карточках и подпишите основные архитектурные элементы барокко.

2 группа. Опишите архитектурное убранство здания в стиле барокко.

Представления работы групп.

Работа с текстом учебника с.69-70.

Задание: Определите характерные черты барокко.

Характерные черты барокко: (Слайд 22) (Запись в тетрадь)

  • масштабность, контрастность, обилие декора,

  • напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,

  • стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);

  • совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);

— Посмотрите на экран /сл.№23/.

— Иллюстрации показывают разнообразие направлений, которые подверглись изменениям. Перечислите.

— Составьте схему в тетрадях

Барокко







архитектура живопись наука и литература музыка и театр



— Итак, выясним, чем они отличаются друг от друга, в чём их особенности, чтобы уметь определять стиль Бароко из большого разнообразия стилей художественной культуры.

— Я предлагаю вам это сделать самостоятельно, о каждом направлении рассказано в учебнике уроки 10 — 13.

— Каждый из вас посмотрите на слайд /сл.№24/ и выберите тему, о которой вы узнаете всё и расскажите своим одноклассникам на следующем уроке. Это будет ваш индивидуальный проект, он будет краткосрочным, над ним вы поработаете на следующих уроке и дома. Давайте распределим, кто над какой темой будет работать. (Слушаю, кто что выбрал)

  • Архитектура и скульптура эпохи барокко.

  • Живопись эпохи барокко.

  • Наука и литература эпохи барокко

  • Музыка и театр эпохи барокко.

  • Русское Барокко

— Запишите в тетрадь выбранную тему и параграфы (10 — 13), среди них вы найдете нужный вам параграф, где рассказано именно по той теме, которую вы выбрали.

— Помимо того, что вы изучите каждый свой параграф, разберётесь в своей теме, я ещё предлагаю каждому из вас поработать в библиотеке и использовать возможности Интернет. (Раздаю список литературы отдельно по каждой теме проекта) Предупреждаю сразу, вы должны приготовить свой индивидуальный проект.

— Итак, каждый из вас выбрал тему индивидуального проекта. Что будем делать дальше? С чего начнём? Давайте составим план работы над проектом

(Учащимся предлагается проранжировать алгоритм работы над проектом – работают парами)

Проверка правильности выполнения задания Слайд 25

  • Определить тему проекта

  • Поставить цель

  • Определить задачи(Изучить параграф, найти примеры, поработать с другими средствами информации)

  • Собрать нужную информацию для проекта

  • Оформление проекта

  • Представление проекта (Обсудить каждый пункт алгоритма)

Самостоятельная работа учащихся: Составление плана индивидуальных проектов и формулировка гипотезы.

Проверка выполненного планирования и гипотезы. Выставление отметок.

Критерии:

Критерии

Максимальный  уровень  достижений  учащихся

Планирование  и  раскрытие  плана,  развитие  темы, постановка проблемы, гипотезы

4

Высший  балл  ставится,  если  ученик  определяет  и  четко  описывает  цели  своего  проекта,  дает  последовательное  и  полное  описание  того,  как  он  собирается  достичь  этих  целей,  причем  реализация  проекта  полностью  соответствует  предложенному  им  плану.



  1. Рефлексия.

— Ребята, до конца урока осталось несколько минут. Давайте подведем предварительный итог нашей сегодняшней работы. (Сл. №26)

  • Что изучали сегодня на уроке?

  • Чему вы научились?

  • Что понравилось на уроке?

  • Что получилось?

  • В чём были проблемы?

— Художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал: «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».

Вопросы для обсуждения:

— Сохранило ли барокко черты Возрождения?

— Появилось ли что-то действительно новое?

Высказывания учащихся, дискуссия.

— В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному.

Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

  • сложные криволинейные планы;

  • мощная пластика стен;

  • создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;

  • создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых – в загородных резиденциях;

  • обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;

  • богатая игра цвета и света.

— Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

— В заключение урока хотелось бы процитировать слова П.П. Муратова: «…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».

  1. Записываем дом. задание: работа над индив. проектом – подготовить информацию

  2. Подводим итог урока

Список литературы:

  1. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.

  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.

  3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.

  4. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Т.2. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — С.53-84.

  5. Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С.7-104.

  6. Герман Вейс. История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005

  7. Новая российская энциклопедия, том 2, М., 2005

  8. Изобразительное искусство. Музыка(справочник),М.:»Современник», 1997

  9. Краткий словарь литературоведческих терминов, ред. С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, М., 1978

  10. Дасса, Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами, Москва, 2004, ISBN 5-17-012360-4

  11. Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280. — ISBN 978-5-89059-140-1.

  12. Арган Дж.К. История итальянского искусства. Пер. с ит. В 2 т. Москва, «Радуга», 1990. 

  13. Архитектура. Краткий справочник. Гл. ред. М.В. Адамчик. Минск, «Харвест», 2004. 

  14. Афонькин С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. СПб, ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009. 

  15. Вёльфин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. Е.Г. Лундберга. СПб, «Азбука-классика», 2004. 

  16. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. Москва, «Наука», 1978. 

  17. Всеобщая история архитектуры. Гл. ред. Баранов Н.В. В 12 томах. Москва, «Стройиздат», 1970. 

  18. Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002. 

  19. Замки. Дворцы. Вед. ред. Е. Ананьева. Москва, «Аванта», 2003. 

  20. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. Москва, «Высшая школа», 1984. 

  21. Локтев. В.Л. Барокко от Микеланджело до Гварини. Москва, «Архитектура-С», 2004. 

  22. Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. Ленинград, Издательства АН СССР, 1957. 

  23. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Москва, «Просвещение», 1982. 

  24. Мески Жан. Замки. Москва, «Астрель АСТ», 2003. 

  25. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. Пер с чеш. В.К. Иванова. Москва, «Стройиздат», 1987. 

  26. Саваренская Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков. Москва, «Стройиздат», 1987. 

  27. Талепоровский В. Русские архитекторы. Москва, Ленинград, Детгиз, 1953. 

  28. Шёрбер У. Замки и дворцы Европы. Пер. с нем. Москва, БММ АО, 2003. 

  29. Эрмитаж. История и архитектура зданий. Ленинград, «Аврора», 1



Интернет-ресурсы:




12


Свежие документы:  Ключ к контрольной работе "Античность"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: