План урока-экскурсии. МХК. 11класс
«Культура России первой половины 19 века»
Фундамент национальной классической музыки. М.И.Глинка.
Живопись первой половины XIX века. О.Кипренский,
В. Тропинин, А. Венецианов.
Цели и задачи урока.
Образовательные: познакомить учащихся с такими направлениями культурной жизни в России в первой половине 19 века: музыка, живопись.
Развивающие: развивать навыки монологической речи, культуры общения; развивать навыки анализа художественных произведений.
Воспитательные: развивать эстетические вкусы учащихся, воспитывать уважение к культурному наследию страны.
План урока:
1. Основные направления культуры.
2. Музыка. Михаил Иванович Глинка. Гимн России.
3. Живопись. Алексей Гаврилович Венецианов. Орест Адамович Кипренский. Василий Андреевич Тропинин.
Оборудование:
Проектор. Презентация с работами Венецианова, Кипренского, Тропинина. Аудиозапись хора «Славься!» из оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Культура России первой половины 19 века». Этот период в истории русской художественной культуры принято называть «золотым веком». А почему мы должны будем сегодня ответить на этот вопрос на уроке, изучив основные направления культуры, развитие литературы, живописи, архитектуры. Итак, проблема урока:
Учитель ставит проблему: Почему культуру России первой половины 19 века называют «золотым веком» русской культуры?
Беседа с учениками: Какие направления в развитии культуры были характерны для стран Западной Европы в первую половину 19 века? (ученики называют два основных направления: романтизм и реализм). А сейчас мы познакомимся с основными направлениями культуры России первой половины 19 века в музыке и изобразительном искусстве.
Учитель: Начало 19 века по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Отвергнув строгие принципы классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира. Художники первой половины 19 века обращаются к историческому прошлому, стремясь показать людей на сложном переломном этапе истории. Художники проявляют интерес к личности простых людей. Что же чувствовали и хотели рассказать художники зрителям. Послушаем их самих. Но сначала мы поговорим о музыке.
Учитель. Музыка больше, чем другие виды искусства испытала на себе влияние Отечественной войны 1812 года. Центральное место в музыкальном искусстве первой половины 19 века принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке (1804-1857), заложившему основы русской национальной школы в музыке. Его заветной мечтой было создать настоящую русскую оперу на героический сюжет. По совету В.А.Жуковского М.И. Глинка взял в основу сюжет из истории русского народа: подвиг Ивана Сусанина. В театре того времени ещё никто не отваживался вывести простого крестьянина в качестве трагического героя. Опера М.И. Глинки, получившая название «Жизнь за царя», была поставлена в 1836 году. Её восторженно приняли зрители. В числе первых слушателей были Пушкин и Гоголь, (прослушивается отрывок).
Материалы к уроку (в сокращённом варианте).
Живопись.
Алексей Гаврилович Венецианов. (1780—1847)
На своих картинах я изображал крестьян, разные сцены из их жизни. Мне очень хотелось в своих картинах показать крестьян умными, добрыми. Хотелось чтобы, зрители увидели, что крестьяне испытывают те же чувства, что и образованные люди. В своих картинах я сознательно приукрашал жизнь крестьян. Все крестьяне в праздничных, нарядных одеждах и хотя труд их тяжёл, но он доставляет им удовольствие. Вот, например, картина «Гумно». На переднем плане картины крестьянка в праздничной белой кофте.
Орест Адамович Кипренский. (1782-1836)
Орест Адамович Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова. Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге(1812 год), а в 1816—1822 и с 1828 года — в Риме и Неаполе. В июле 1836 года Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, для чего ему предварительно пришлось принять католичество. Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года. О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта. В 1809 году Кипренский создает «Портрет Е. В. Давыдова». Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815), Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург, В. А. Жуковского (1816). В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А.А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина). На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:
Любимец моды легкокрылой, Портрет А.С. Пушкина |
Василий Андреевич Тропинин. (1776-1857)
Василий Андреевич Тропинин родился в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова — в подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал вместо умершего отца управляющим поместьем. Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын — Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых. В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика. С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов.
Портрет А.С. Пушкина.
Итоги урока. Мы увидели сегодня на уроке , что действительно, культура России первой половины 19 века истории недаром принято называть «золотым веком».
Домашнее задание. Написать краткое сообщение об одном из рассмотренных сегодня деятелях русской культуры первой половины 19 века