Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №77 с углубленным изучением английского языка» г.Перми
Конспект урока по предмету «Мировая художественная культура»
в 11 классе по теме
«Пейзаж-впечатление» (импрессионизм)
подготовила:
учитель МХК и искусства
Апанасенко Ольга Михайловна
г. Пермь
2014
Конспект урока «Пейзаж-впечатление»
Класс: 11
Эпиграф к уроку:
«Настоящий художник выражает
то, что думает, не боясь столкнуться с обычаями века»
Огюст Роден
Этапы работы | Содержание этапа | |
1. |
Организационный момент
Цель: познакомиться с новым направлением в искусстве рубежа XIX-ХХ века — импрессионизмом и создать стилистическую копию одой из известных произведений в данном стиле. Задачи: освоение знаний о стиле «импрессионизм», его характерных особенностях, основных представителях и развитие художественно-творческих способностей.
Методы работы с классом: метод «высказывания искусства», метод стилизации, ассоциативный метод.
Форма урока: «Художественная гостиная»
|
1. Актуализация. Сегодня на уроке вы узнаете о направлении в живописи, которое при своём появлении в конце 19 века вызвало бурю осуждений со стороны общества. Пресса писала: (раздать по группам) «Искусство, павшее столь низко, недостойно даже осуждения». « От этих картин «встали на дыбы лошади омнибуса» Люди у них похожи « на трупы в морге» Хотите увидеть эти картины? «Нагромождением гнусностей» называли критики картины молодых художников. А что увидите вы? Звучит произведения Клода Дебюсси «Греза» и демонстрируется иллюстративный ряд самых известных произведений импрессионистов в жанре «Пейзаж» (3 минуты), после чего начинается беседа об увиденном и сопоставление уже известных фактов с увиденным и услышанным. При просмотре и прослушивании учащиеся фиксируют свои ассоциации, возникающие при контакте с произведениями (слово, цвет…). Обмен впечатлениями( радость, гармония, красота, необычность, умиротворенность) Как вы думаете, почему эти картины были столь яростно не приняты публикой? В чём заключается новаторство молодых художников, как они обогатили искусство?
|
2.
|
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
Цели 2 этапа: — актуализировать полученные ранее знания — уметь сопоставлять и сравнить разные произведения искусства.
Методы 2 этапа: — метод художественного познания.
Критерии достижения2 этапа: 1. Ответы должны быть аргументированы, с приведением дополнительного материала. 2. Умение работать с информацией (анализ, структурирование) 3. Активность участия. 4. Знание материала. . |
2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
Кто был предтечей импрессионизма? (У.Тернер) В чем заключалась особенность его картин? какие приемы он начал использовать? что общего между его работами и теми произведениями, которые вы увидели? В чём заключается новаторство молодых художников, как они обогатили искусство? |
3.
| Изучение нового учебного материала.
Цели 3 этапа:
— изучение техники работы с цветом, светом и формой — создание стилизованной копии работы известно мастера (на выбор)
Задачи: — изучение пейзажной живописи.
Метод эпатии, метод стилизации.
Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.
На данном этапа учащемся предлагается презентация (Приложение 1) и одновременное прослушивание музыкального произведения «Грёза» К. Дебюсси (Приложение 3) без комментариев учителя. После просмотра в беседе определяются главные положения нового течения в живописи. При необходимости возможен возврат к определенным слайдам. | Повторный просмотр презентации, уже без музыкального сопровождения, с фиксированием в конспекте основных идей (в ходе беседы с классом). Особое внимание уделяется методу письма импрессионистов. Работа с печатным раздаточным материалом (художественными альбомами) для более детального изучения техники.
Запись в конспекте 1.Импрессионисты стремились передать на холсте мгновенное впечатление. 2. Их картины полны света, воздуха, движения и жизни. 3. Очертания предметов нечётки. 4. Красочная палитра высветлена. 5. Они писали чистым, несмешанным цветом. 6.Каков цвет предмета, такого цвета и его тень. 7. Импрессионисты развивали и совершенствовали реалистический метод. 8. Импрессионисты писали картины на открытом воздухе, на пленере.
Особенности письма:
Затем учащимся выдаются готовый шаблон известного полотна Моне «Кувшинки». (см. Приложение 2)
Задача — попытаться создать копию произведения, используя краски и кисти, следуя при этом основным техническим приемам (техника пуантелизма и наслаивания цвета)
|
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Итак, подведем итоги.
Ассоциативный ряд.
Продолжите фразу «Импрессионизм –это……..»
|
5. | Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | На долю художников-импрессионистов, которые прокладывали новые пути в искусстве, выпала нелёгкая судьба: нищета при жизни, когда их картины скупались за гроши, и громкая посмертная слава, когда их произведения украшают лучшие музеи мира. Хотя французские импрессионисты принадлежали к одному направлению, они не были похожи друг на друга. Каждый обладал яркой творческой индивидуальностью и тяготел к своей теме. О своеобразии Э.Мане, К. Писсарро, О.Ренуара, Э.Дега мы поговорим на следующих уроках.
|
Список использованной литературы
Андреев, Л. Г. Импрессионизм, М., 1980
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Импрессионизм: https://www.artap.ru/cult/impressionnisme.htm
2. Моне, Клод: https://www.wmpainting.ru/MasterPieces/p19_sectionid/8/p19_imageid/1068
3. Музыкальное произведение «Грёза»( К.Дебюсси):
https://www.audiopoisk.com/track/debussi/mp3/greza/
4. Кувшинки: https://www.supercoloring.com/pages/water-lilies-evening-effec-by-claude-monet/