Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«———————————————»
УТВЕРЖДАЮ
Директор__________________
Приказ_____ от________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Искусство»
базовый уровень
8 класс
Учитель __________________________
2014-2015 уч.год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение», 2011» — и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по курсу «Искусство».
В соответствии с учебным планом школы на 2012-2013 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Тип программы: программа изучения искусства на базовом уровне.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Цели и задачи учебного предмета «Искусство»:
Цель — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования .
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
В результате изучения курса «Искусство» в 8 классе обучающиеся должны Знать/понимать:
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
Уметь:
рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Требования к результатам обучения и воспитания
Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:
сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности);
понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность; привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;
общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;
развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;
осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим комплектом для 8—9 классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя:
Учебник (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская «Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений» – М.: «Просвещение», 2012, включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год),
CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
II. Учебно-тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | В том числе на: | Проверочные работы | ||
уроки | резерв |
| |||
| Искусство в жизни современного человека | 3 | 3 |
|
|
| Искусство открывает новые грани мира | 7 | 6 | 1 | 1 |
| Искусство как универсальный способ общения | 7 | 6 | 1 | 1 |
| Красота в искусстве и жизни | 10 | 9 | 1 | 1 |
| Прекрасное пробуждает доброе | 7 | 6 | 1 | 1 (проект) |
| Итого | 34 | 30 | 4 | 4 |
III. Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Проверочные и домашние творческие задания | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
Искусство в жизни современного человека (3 ч) |
|
| ||
1 | Искусство вокруг нас. | Соотнесение характера звучащей музыки с образным строем произведений изобразительного искусства. Составить «акростих» со словом «искусство» |
|
|
2 | Художественный образ — стиль — язык. | Письменное задание: «Как вы понимаете выражение «стиль – это эпоха» и «стиль – это человек»?» |
|
|
3 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | Сообщение (презентация) о мифических музах Древней Греции. |
|
|
Искусство открывает новые грани мира (7 ч) |
|
| ||
4 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.
|
|
|
|
5 | Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.
|
|
|
|
6 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
| Подготовить альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен» |
|
|
7 | Портрет в искусстве России. | Письменное задание на тему «Мои впечатления от женских портретов, написанных русскими художниками». |
|
|
8 | Резерв. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. | Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подобрать музыкальный фон для исполнения отрывка «Ночной разговор Сони и Наташи» из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» |
|
|
9 | Музыкальный портрет. | Сделать эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся музыкальных сочинений, дать им словесную характеристику. |
|
|
10 | Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.
| Письменное задание: «Какими художественными средствами пользуются авторы литературного, живописных, музыкального и кинематографического портретов Александра Невского?» |
|
|
Искусство как универсальный способ общения (7 ч) |
|
| ||
11 | Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. | Подготовить реферат (презентацию) об одном из наиболее значимых культурных объектов нашего края. |
|
|
12 | Искусство художественного перевода — искусство общения. | Сравнить содержание и эмоциональный строй двух переводов сонета В.Шекспира, найти в них общее и различное. Дать собственную оценку переводов. |
|
|
13 | Искусство — проводник духовной энергии. | Письменное задание: «В чём специфика искусства, и каковы его особенности как способа общения?» |
|
|
14 | Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства. | Подобрать музыкальные, поэтические или живописные произведения, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии собственной жизни, о том, что оставило след в памяти. |
|
|
15 | Художественные послания предков | Разработать сценарий одного из праздников: осенины, Рождество Христово. Масленица и др. |
|
|
16 | Разговор с современником. Символы в жизни и искусстве. | Создать презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников». |
|
|
17 | Резерв. Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня. |
|
|
|
Красота в искусстве и жизни (10 ч) |
|
| ||
18 | Что есть красота.
| Объяснить смысл фразы: «Искусство пробуждает в людях художников». |
|
|
19 | Откровенье вечной красоты.
| Сравнить Песнь Пресвятой Богородице во «Всенощной» П.И.Чайковского и С.Рахманинова. |
|
|
20 | Застывшая музыка.
| Письменный ответ на вопрос: «Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?» |
|
|
21-22 | Есть ли у красоты свои законы.
| Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др. |
|
|
23-24 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи. |
|
|
25 | Великий дар творчества: радость и красота созидания | Выполнить ассоциативную композицию на тему «Город». |
|
|
26 | Как соотносятся красота и польза.
| Пояснить конкретными примерами смысл выражения поэта Д.Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит.» |
|
|
27 | Резерв. Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.
| «Расшифровать» символику картины П.Пикассо «Герника» |
|
|
Прекрасное пробуждает доброе (7 ч) |
|
| ||
28 | Преобразующая сила искусства. |
|
|
|
29-34 | «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». Исследовательский проект. Резерв. | Разработка содержательных линий (задания по группам):
|
|
|
ИТОГО: 34 часа
СОГЛАСОВАНО: _____________________
Руководитель ШМО _____________________________________
30 августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО: _________________________
Зам. директора по УВР
30 августа 2014 г.
5