Тема: «Образ богини Макоши» 6 класс

Тема: «Образ богини Макоши»

Класс: 5

Предмет: МХК

Цель: Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей древнеславянской мифологии, воплощенных в произведениях фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задачи урока:

  1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с древнеславянской мифологией;

  2. Развитие у учащихся способности к личностному проживанию древних корней произведений народного русского и декоративно-прикладного искусства;

  3. Постижение мировоззренческих акцентов древнеславянской мифологии, воплощенных в образе богини Макоши.

Форма обучения:

Индивидуальная творческая деятельность

Зрительный ряд:

Образцы русской вышивки, атрибуты Макоши, иллюстрации с изделиями народного творчества, презентация.

Музыкальный ряд:

Мотивы славянской, русской народной музыки.

Литературный ряд:

Фольклор, отрывки из «Книги Коляды».

Материалы:

Индивидуальная карта для учащихся, карандаши, фломастеры, веретено.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, колонки.


Ход урока

  1. Организационный момент

— Здравствуйте, дети, садитесь.

Сегодня на уроке мы будем работать по технологическим картам

  1. Актуализация знаний.

— Какие мифы мы с вами изучаем в этом году? (Мифы античности и язычества)

— О каких языческих богах мы говорили (Перун, Велес)

Миф был первой попыткой человечества понять и объяснить окружающий мир и свое место в нем. Богиня–Мать — образ присутствующий во всех культурах мира и связан с женским, порождающим всё сущее началом. Давайте рассмотрим рисунок. (Слайд 1. Анализируют, делают выводы) С образом Богини-Матери можно встретиться повсюду: Это Прародительница Мира -Богородица, богиня неба, воды, земли и Матушка-Природа… «Земля сотворена яко человек», — говорили в старину. «Матушка земля всех поит, кормит, одевает, теплом согревает», — говорят в народе. В древнеславянском пантеоне богов есть одна богиня, где воплотился этот образ.


  1. Постановка учебной задачи, определение темы и цели урока.

Прочитайте в индивидуальных картах отрывок из сказки под номером 1. Подчеркните незнакомое слово.

— Какое незнакомое слово вам встретилось? (Макошь)

— Как вы думаете, о каком образе мы будем говорить на нашем уроке. (Образ богини Макошь).

— Итак, тема нашего урока «Образ богини Макошь» ( Слайд 2).

Запишите в технологических картах тему урока.

— Сформулируем цель урока. (Предположения детей. Слайд 2).

  1. Изучение нового материала.

-Давайте разделим слово Макошь на 2 части. (Слайд 3)

-Что обозначает ма? (мать)

А вторая часть слова кошь или по древнеславянски «къшь» – означает «жребий», «кошение» – процесс жеребьёвки, «кошится» – метать жребий.

— Попробуем расшифровать ее имя. (Предположения детей).

Ма – кошь — мать счастливого жребия, богиня удачи. (Запись в технологической карте)

Макошь- древнейшая восточнославянская богиня. Земли, плодоносного слоя почвы.

«Мать-Сыра-земля», «мать хорошего урожая».

Рассмотрим еще один образ богини Макошь (Дети анализируют, сопоставляют)

— Как и у всех богов у богиня Макошь имеет свои атрибуты.

— Обратите внимание на репродукцию. Какие предметы Макошь держит в руках. (анализируют, делают выводы, записывают в технологическую карту )

  • Рог изобилия – достаток, процветание, богатство

  • Сосна — дерево веры и магии. Не береза, а сосна потому, что она — символ вечности. В доказательство – Русская пословица: «В березовом лесу веселиться, в сосновом – молиться»

  • Клубки и прялка – плетение нитей жизни и судеб людей

  • Паук – символ Макоши. Хорошая примета – если в лицо прилетит паутина

  • Птица — уточка. Символ семейного очага.

Рассмотрим алтарь богини Макоши. Опишите его. Его устанавливали около поля. Зачем. Здесь есть атрибут, который мы не называли с вами. (Яйцо)

Яйцо- символ вселенной, символ нового рождения жизни. Птица-утка, нырнула на дно океана и достала в клюве землю — так появилась суша, земля. (Слайд 4, 5)

Работа с учебником.

— Откройте учебник на странице 159, найдите и прочитайте 2 абзац и ответьте на вопрос.

Можем ли мы в христианской культуре встретиться с образом богини Макошь? (Слайд 6) (Святая великомученица Прасковья)

День Макоши — Пятница, в православии образ слился с Параскевой Пятницей, т.е. она покровительница хозяек и жен. Святая великомученица Прасковья – покровительница прядения и ткачества, защищает семейное благополучие и счастье. (Слайд 7)

— Ребята, кому покровительствовала Макошь? (женщине)

— Нелегко жилось женщине в старину, приходилось ей много работать (Просмотр отрывка из мультфильма, слайд 8)

-Кто в этой сказке положительный персонаж и почему (Работящая женщина).

(Просмотр отрывка из мультфильма, слайд 9)

— Что лишило мужа красоты (Лень)

— Как вы думаете, как с ним поступит богиня Макошь. (Накажет)

(Просмотр отрывка из мультфильма, слайд 10)

— Какой характер был у богини древних славян. (Справедливый, суровый)

— Обратимся еще к одному образу богини Макошь (Слайд 11)

Дети описывают образ богини Макошь, обращают внимание на ее атрибуты.

Физминутка.

Учащиеся выходят к доске и образуют круг. Учитель передает нить по кругу, и говорит слова:

высоко в небесном чертоге с помощницами Долей и Недолей пряду я нити судеб. Слежу за соблюдением обычаев, обрядов. Милую и награждаю тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. И наказываю ленивых и нерадивых. А нить переплетается, вьется связывает судьбы людей. (Учащиеся прядут нить)

— Посмотрите, вот и вы связаны нитью судьбы. А как вы думаете, почему….. (Мы одноклассники, должны ценить друг друга)

В старинной славянской книге Коляды вот как описывают Богиню Макошь.

Учитель зачитывает отрывок (Слайд 12)

На море-Океане, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь,

На том камне светлица, в той светлице красна девица Матерь Божия с двумя сестрицами,

Они прядут и сучат шелкову кудельку

Она нити прядет,

в клубок сматывает,

не простые нити — волшебные.

Из тех нитей сплетается

наша жизнь —

от завязки- рожденья

и до конца,

до последней развязки-смерти.

— Как вы думаете, почему рукодельницы богиню Макошь вышивали на обрядовых полотенцах? (Слайд 13) (Урожай, достаток)

-Кого еще вышивали рядом с богиней Макошь? (Слайд 14) (Два коня, две лосихи-роженицы, два цветка, два дерева жизни)

Этот сюжет частый участник русских вышивок.

— Сравните две вышивки (Сравнивают, анализируют)

— Если руки у фигурки подняты вверх – она призывает силу, если опущены вниз – силу сохраняет. Так отображалась главная задача женщины: принять силу, сохранить, взрастить и передать. И силу, и семя, и знание, и мудрость, и традицию. И вышивка эта отображала понимание мироустройства нашими предками.

В культуре древней Руси огромную роль играли знаки и вещи, которые могли уберечь человека от напастей, продлить ему жизнь, а также привлечь в дом достаток и богатство. Их называли оберегами. Для защиты необходимо было «магически закрыть» руки, ноги, голову.

— Как вы думаете, почему? (Они более всего подверженные ранениям и ушибам)

Женский головной убор был связан с идеей неба, напоминал по форме утку.

— Почему? (Была одним из атрибутов Макоши).

Вот они, символы – обереги. (Слайд 15) Утка и вспаханное поле. (Работа с технологической картой)

Творческая работа.

Перуну- поклонимся,

Волосу – помолимся,

Макошь – призовём,

Попросим удачи и пятёрок в придачу! (Слайд 16)

Сейчас мы с вами нарисуем обережную ладошку. (Слайд 17)

Если очень захотеть, то каждый может сделать свой оберег, не ограничивая себя в своих фантазиях. У вашего оберега будет свой характер, своя яркая индивидуальность! (Во время работы звучит песня «Утушка луговая»)

— Ребята, посмотрите, сколько мы с вами сегодня увидели разных образов Макоши. Что на ваш взгляд в них есть общего (Красивая, молодая, строгая).

— Почему же ее видели такой художники. (Главные черты – трудолюбие, справедливость, сохранение семьи, забота о природе и урожае, прародительница мира – и воплощались в красоте и величавости внешней)

5. Закрепление, обобщение и систематизация знаний.

Глядя на технологическую карту попробуйте рассказать о богине Макошь. (Слайд 18)

Итак, сама Макошь:

  1. Мать счастливого жребия и богиня удачи.

  2. Прядет нить человеческой судьбы, хозяйка жизни и смерти.

  3. Призывает и сохраняет силу природы.

  4. Оберегает семейный очаг, покровительствует женщинам.

  5. В современном мире нашла отражение в образе святой Прасковьи пятницы – покровительнице женщин.


  1. Рефлексия.


— Кто такая богиня Макошь.

Макошь (Святая Прасковья — пятница) — Хозяйка Живой Природы, прародительница. Богиня неба, воды, земли. Покровительствует женщинам и оберегает их.

Самооценка.

Домашнее задание (стр. 157 – 159, пересказ)


















Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Безударные окончания в глаголах настоящего и будущего времени"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: