Комплексная итоговая работа для 2 класса
КЛЕТЧАТЫЙ ГУСЬ
СПЕЦИФИКАЦИЯ
комплексной итоговой работы
1.Цель комплексной работы.
Цель проведения комплексной итоговой работы – оценка уровня достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение: работа с информацией»», предметных и метапредметных результатов по русскому языку, математике, окружающему миру, по литературному чтению.
Работа проводится в рамках итогового контроля метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Комплексная итоговая работа предназначена для учащихся 2-го класса, осваивающих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Работа составлена на межпредметной основе и предметной основе.
2. Структура и характеристика заданий.
Комплексная работа включает 2 текста (художественный и научно-популярный), содержит 27 заданий, она рассчитана на два урока. Работа проводится в рамках итогового контроля, и включает задания как базового, так и повышенного уровней сложности.
Задания дополнительной части имеют более высокую степень сложности. В этой части 9 заданий. Их выполнение может потребовать самостоятельного «рождения» ребёнком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы. Выполнение заданий дополнительной части необязательно для всех учащихся, они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат.
3. План комплексной контрольной работы .
В плане комплексной работы дается информация о каждом задании: раздел содержания, объект оценивания, уровень сложности, тип задания, максимальный балл (таблица 1).
4. Рекомендации по проверке и оценке работ.
При оценке работ применяется критериальный подход. Каждое задание направлено на проверку одного из планируемых результатов (объект оценки в таблице 1), итоговая оценка определяется по сумме баллов набранных за каждое задание. Инструкция по проверке и оценке работ представлена в таблице 2.
Уровень освоения планируемых результатов определяется следующим образом: ученик не достиг базового уровня, если он набрал менее 50% от возможных баллов за задания. Ученик достиг базового уровня, если набрал 50-65%, , 66-85% – достиг повышенного уровня, 86-100% – достиг высокого уровня.
Базовый уровень – 36 баллов, повышенный уровень -23 балла
49-59 баллов – высокий уровень;
37-48 баллов – повышенный уровень;
19-36 балл – базовый уровень;
менее 18 баллов – не достиг базового уровня.
Итоговая оценка рассчитывается после внесения баллов за каждое задание.
Работа содержит четыре группы заданий:
Первая группа заданий (№ 1- 6) – задания базового и повышенного уровня сложности по предмету «Литературное чтение» — разделы «Виды речевой и читательской деятельности», «Творческая деятельность», «Литературная пропедевтика».
Вторая группа заданий (№ 7 — 13) — задания базового и повышенного уровней сложности по предмету «Русский язык» – содержательная линии «Система языка» разделы «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Состав слова», «Морфология»,
Третья группа заданий (№ 14 — 21) – задания базового и повышенного уровней сложности по предмету «Математика» – разделы «Числа и величины», «Арифметические действия», «Работа с данными», «Работа с текстовыми задачами».
Четвертая группа заданий (№ 22 — 27) – задания базового и повышенного уровней сложности по предмету «Окружающий мир» – разделы «Человек и природа», «Человек и общество».
Все задания обеспечивают проверку планируемых результатов в рамках блока «Выпускник научится», освоение которых проходило и отрабатывалось во 2 классе.
В работе используются четыре типа заданий: с выбором ответа, кратким ответом, развернутым ответом , установление соответствия .
При составлении работы были использованы:
1. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». 2 тома
Маркушевич А.И. (гл. редактор),1968. Изд- во «Просвещение».
2. Р.Баумволь. Клетчатый гусь. Маленькие рассказы.
Государственное Издательство Детгиз.
Министерство Просвещения РСФСР. Москва-1957.
Летний день близился к концу. Появились тени: неподвижные тени стволов, шевелящиеся тени листвы и переходящие с места на место тени петухов, кур и других обитателей двора. Если тени не умещались на земле, они, перегибаясь, поднимались по стене дома, налезали на забор.
В глубине двора, недалеко от запасных рам для парников, лежал большой клетчатый гусь. Да, он был клетчатый, и это всех переполошило. Вот чудо! Разве кто-нибудь где-нибудь когда-нибудь видел кого-нибудь в клеточку? Бывают лошади в яблоках, бывают олени в пятнах, бывают зебры в полоску, бывают змеи в крапинку. Но клетчатым никто не бывает!
И вот все стали собираться вокруг клетчатого гуся. Сюда пришли и куры с петухами, и утки, и гуси, и кошка, и собака.
Клетчатый гусь недоумевал: почему это все собрались вокруг и рассматривают его с таким любопытством? Почему они его не узнают?
Но тут гусь повернул голову, чтобы почесать себе под крылом, и застыл от удивления: он увидел, что он не просто белый гусь, а гусь необыкновенный — клетчатый! Это не только удивило его, но и испугало, потому что он был умный гусь и знал, что клетчатых гусей не бывает. А раз их не бывает — значит, и его нет, а раз его нет, то кто же здесь лежит у парниковых рам и у кого это так несносно чешется под крылом?
Все эти гусиные мысли одна за другой появились в его гусиной голове так неожиданно, что он, сам того не чувствуя, вскочил на ноги и побежал. И, как только побежал, перестал быть клетчатым, а стал самым обыкновенным белым гусем. Это решётчатые рамы парника бросали на него клетчатую тень.
Гуси — птицы водоплавающие. У них длинная шея и короткие красные или оранжевые ноги. Ходят они важно, вразвалку. Три передних пальца каждой ноги соединены плавательной перепонкой. Гуси отлично плавают, но ныряют они очень редко и долго под водой не держатся. Клюв у них массивный, плотный. Питаются травой, листьями, плодами и семенами.
Есть гуси домашние, есть дикие. Гусь приручен человеком с незапамятных времен. По повадкам гусей в старину определяли погоду: гусь ныряет — к дождю, гусь стоит на одной ноге или прячет голову под крыло — к стуже. Окраска домашних гусей чаще белая. Есть гуси серые, с белым брюхом, а у основания носа у них нарост, шишка. Домашние гуси дают человеку мясо, пух, перо. А гусиный жир — лучшее народное средство от обморожения.
Все древние летописи написаны гусиным пером. Им также писали М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь…
Диких гусей в нашей стране 8 видов — серый, гуменник, белолобый, пискулька и др. Все они — перелетные птицы. Потянут в небе косяки гусей на север — вот и весна на подходе. Полетят гуси стаями на юг—не за горами зима.
Живут дикие гуси парами. Для гнезда им достаточно найти ямку в земле, утеплить ее мхом, травой или пухом, который гусыня выщипывает у себя на груди. На некоторых озерах гуси облюбовывают для гнезда кочку. В кладке гусыни бывает от 3 до 9 яиц. Насиживает яйцо самка в течение 27-28 дней. Если яйцо выкатится из гнезда, то гусыня клювом и подбородком, не прекращая насиживания, ловко закатывает его обратно. Пока гусыня высиживает птенцов, гусак держится рядом и охраняет потомство от врагов.
Родные места диких гусей на территории нашей страны — тундра, лесные и таежные, горные и степные озера. Зимуют они в пределах нашей страны на Каспийском и Черном морях, а также в Средней Азии. Некоторых видов гусей осталось совсем мало, и они взяты под защиту человеком. Три вида гусей внесены в Красную книгу.
Задания по литературному чтению
Задание 1. Какой из абзацев можно озаглавить « Разгадка»?
а) первый б) четвертый в) шестой
Задание 2. Определи жанр произведения:
былина
рассказ
сказка
басня.
Отметь ответ ✔.
Задание 3. Напиши вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:
Кто____________________________________________
Почему________________________________________
Что____________________________________________
Задание 4.К какой теме можно отнести прочитанный тобой текст?
Отметь ответ ✔.
о животных; о людях; о добре и зле; о труде.
Задание 5.* Придумай и напиши вопрос или загадку к прочитанному тексту.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 6*.Запиши название знакомого тебе произведения, относящегося к той
же тематике, что и прочитанный текст.
Ответ:________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задания по русскому языку
Задание 7. Чтобы правильно написать слово собака нужно:
а) запомнить это слово
б) подобрать проверочное слово
Отметь ответ ✔.
Задание 8. Найди последнее предложение в 6 абзаце, выпиши его, подчеркни слова, называющие предмет одной линией, признак предмета – волнистой линией, действие предмета – двумя линиями.
Задание 9. Выбери из этого предложения слово, в котором букв больше,
чем звуков. Отметь ответ ✔
рамы
парник
тень
Задание 10. Запиши предложение без ошибок:
Устройство клюва у гуся таково, что птица безтруда щиплет
растительную пищю: края клюва заостренные, с зупчиками. ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Раздели слова этого предложения на слоги, поставь ударение:
Домашние гуси дают человеку мясо, пух, перо.
Задание 12*. Какое из слов является формой слова гусь? Отметь ответ ✔.
гусыня, гуськом, гусиный, гусем .
Задание 13*. Запиши слова в два столбика.
Слова: утка, утиный, уткой, уточка, утята, (об) утке.
Формы слова утка | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания по математике
Задание 14. Узнай сколько наименований животных собралось вокруг гуся:
5
4
10
6
Отметь ответ ✔.
Задание 15. Для парника была изготовлена запасная рама со сторонами 4 м и 3 м.
Чему равен периметр данной рамы? Отметь ответ ✔.
23
7
14
Задание 16. Пискулька отложила в гнездо 6 яичек, а белолобая гусыня – 9 яичек.
Поставь вопрос к задаче, чтобы она решалась сложением.
Сосчитай и запиши ответ.___________________________________
Ответ:_______________________________________________________
Задание 17. У одного гуся 2 крыла. Сколько крыльев у 6 гусей?
Отметь ответ ✔.
а) 4
б) 10
в) 12
Задание 18.Вычисли и расставь числа в порядке убывания, затем запиши слово:
| | | | | | |
| | | | | | |
16 : 4 = ___К 42 : 7 =___ И
9 х 3=___ Р 18 : 2 =____Н
Задание 19*. Серая гусыня насиживала яйца 24 дня, а белая — 28 дней.
Запиши вопрос задачи, если она решается так:
28 – 24 = …….
___________________________________________________________
Задание 20*. Найди среди чисел : 42, 21, 40, 58, 35, 85, 60
числа, которые делятся:
а) на 2
б) на 5
Выпиши их:________________________________________
Задание 21*. Как получить следующее число в цепочке?
Продолжи цепочку — запиши ещё три числа.
43, 37, 31 25,_____________________________
Запиши правило:_________________________
Запиши несколько равенств, которые подтверждают
замеченное правило:
____________________________________________
___________________________________________
Задания по окружающему миру
Задание 1. К какой группе относится главный герой произведения:
Пресмыкающиеся
Птицы
Грызуны
Насекомые
Отметь ответ ✔.
Задание 2. Где в пределах нашей страны зимуют гуси.
Спиши это предложение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Используя информацию из текста, ответь на вопросы:
а) Сколько видов диких гусей в нашей стране?
__________________________________________________
б) Чем питаются гуси?
___________________________________________________
в) Что определяли в старину по повадкам гусей?
___________________________________________________
д) Сколько видов гусей занесено в Красную книгу?
___________________________________________________
__________________________________________________
Задание 7. Найди в тексте ответ на вопрос:
что является лучшим средством от обморожения?
Задание 5*. Выбери лишнее, запиши найденное слово и продолжи новый ряд:
куры, утки, гуси, олени, кошки, собаки.
___________________________________________________________
Задание 6*. Заполни таблицу примерами из текста
Изделия | |
| |
| |
| |
| |
| |
Таблица 1
План комплексной работы
Раздел содержания | Объект оценивания (планируемый результат) | Уровень сложности | Тип задания | Максималь-ный балл | |
Литература | |||||
№ 1 | «Виды речевой и читательской деятельности»
| Предметные умения Понимание прочитанного, определение главной мысли и героев произведения. Общеучебные умения Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Базовый | ВО | 1 балл |
№2 | «Литературоведческая пропедевтика»
| Предметные умения умение определять жанр литературного произведения (сказки, басня, рассказ) Общеучебные умения Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Базовый | ВО | 1 балл |
№3 | «Виды речевой и читательской деятельности | Предметные умения задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту. Общеучебные умения Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Базовый | РО | 3 балла |
№ 4 | «Развитие речи» | Предметные умения определять тематику литературного произведения. Общеучебные умения Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Базовый | РО | 1 балл |
№ 5* | «Виды речевой и читательской деятельности | Предметные умения задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту.
| Повышенный | ВО | 2 балла |
№ 6* | «Литературоведческая пропедевтика»
| Предметные умения объединять произведения по разным основаниям
| Повышенный | РО | 2 балла |
Русский язык | |||||
№ 7 | «Орфография и пунктуация» | Предметные умения соотнести орфограмму с изученным правилом Общеучебные умения Соотносить орфограмму с правилом правописания и осознавать причины появления орфографических ошибок. | Базовый | КО | 1 балл |
№8 | Раздел «Фонетика и графика».
| Предметные умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы. Общеучебные умения Умение характеризовать звуки русского языка. | Базовый | ВО | 1 балл |
№ 9 | «Синтаксис» | Предметные умения проверить умение различать слова, называющие предмет, признаки предмета, действие предмета. . Общеучебные умения Соотносить слова с частями речи. | Базовый | РО | 4 балла |
№ 10 | Орфография и пунктуация
| Предметные умения Проверять сомнительные написания, различать на письме предлоги и приставки Общеучебные умения Соотносить орфограмму с правилом правописания и осознавать причины появления орфографических ошибок. | Базовый | РО | 3 балла |
№ 11 | Раздел «Фонетика и графика».
| Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги. | Базовый | ВО | 4 балл |
№ 12* | Состав слова | Предметные умения различать родственные (однокоренные) слова и формы слова. Общеучебные умения разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу. | Базовый | ВО | 2 балл |
№ 13 * | Состав слова | Предметные умения различать родственные (однокоренные) слова и формы слова. Общеучебные умения разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу. | Повышенный | РО | 6 баллов |
Математика | |||||
№ 14 |
Арифметические действия | Предметные умения знание таблицы умножения и деления однозначных чисел, умение сравнивать числа в пределах 100. Общеучебные умения Вычислять значение числового выражения устно и письменно | Базовый | ВО | 1 балл |
№ 15 | «Геометрические величины» | Предметные умения Проверить умение вычислить периметр прямоугольника Общеучебных умения Соотносить и сравнивать величины | Повышенный | ВО | 1 балл |
№ 16 | «Работа с текстовыми задачами» | проверить умение решать текстовые задачи арифметическим способом | Базовый | рО | 2 балла |
№ 17 | «Работа с текстовыми задачами» | Предметные умения проверить умение решать текстовые задачи арифметическим способом. Общеучебные умения Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, используя жизненный опыт, анализировать информацию, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и объяснять выбор действий представленную в текстовой форме арифметическим способом. | Базовый | ВО | 1 балл |
№ 18 | Арифметические действия | Предметные умения знание таблицы умножения и деления однозначных чисел, умение сравнивать числа в пределах 100. Общеучебные умения Вычислять значение числового выражения устно и письменно . | Базовый | рО | 6 баллов |
№ 19* | «Работа с текстовыми задачами» | Предметные умения умение решать текстовые задачи арифметическим способом Общеучебные умения Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, используя жизненный опыт, анализировать информацию, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и объяснять выбор действий представленную в текстовой форме арифметическим способом. | Повышенный | РО | 2 балла |
№ 20* | Арифметические действия | Предметные умения Проверить знание таблицы умножения и деления однозначных чисел, умение сравнивать числа в пределах 100 Общеучебные умения Классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия. | Повышенный | РО | 2 балла |
№ 21* | Арифметические действия | Предметные умения Проверить знание таблицы умножения и деления однозначных чисел, умение сравнивать числа в пределах 100 Общеучебные умения Классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия. | Повышенный | РО | 3 балла |
Окружающий мир | |||||
№ 22 | «Человек и природа» | проверить умение раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей различных групп животных
| Базовый | ВО | 1 балл |
№ 23 | «Человек и природа» | Предметные умения использовать естественно -научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Общеучебные умения Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Базовый | РО | 4 балла |
№ 24 | «Человек и природа» | Предметные умения использовать естественно -научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Общеучебные умения Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Базовый | ВО | 1 балл |
№ 25 | «Человек и природа» | Предметные умения использовать естественно -научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Общеучебные умения Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Базовый | РО | 1 балл |
№ 26* | «Человек и природа» | Предметные умения Выделять существенную информацию из текста Общеучебные умения Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Повышенный | РО | 2 балла |
№ 27* | «Человек и природа» | Предметные умения Выделять существенную информацию из текста Общеучебные умения Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Повышенный | РО | 2 балла |
Таблица 2
Инструкция
по проверке и оценке заданий комплексной работы
Правильный ответ | Показатель оценивания | Максимальный балл | |
Литературное чтение | |||
№ 1 | Вариант — в) | Правильно выбран пункт Другие случаи– 0 баллов | 1 балл |
№ 2 | Ответ: рассказ | Правильно выбран жанр Другие случаи– 0 баллов | 1 балл |
№ 3 | Написаны все три вопроса | Составлен 1 вопрос – 1 балл,2 вопроса- 2 балла,3 вопроса- 3 балла | 3 балла |
№ 4 | « о животных» | Правильно выбрана тема – 1 балл Другие случаи– 0 баллов | 1 балл |
№ 5 * | Придуман и записан вопрос или загадка | Придуман и записан вопрос или загадка – 2 балла, Другие случаи– 0 баллов | 2 балла |
№ 6* | Написано название произведения | Записано название произведения- 2 балла Другие случаи– 0 баллов | 2 балла |
Русский язык | |||
№ 7 | Вариант — а) | Правильно выбран вариант – 1 балл, Другие случаи– 0 баллов | 1 балл |
№ 8 | Ответ : тень | Выбран правильный вариант – 1 балл Другие случаи– 0 баллов | 1 балл |
№ 9 | «Это решётчатые рамы парника бросали на него клетчатую тень».
| Правильно выписано предложение и подчеркнуты слова – 4 балла, выполнение на 50% — 2 балла, Другие случаи– 0 баллов | 4 балла |
№ 10 | «Устройство клюва у гуся таково, что птица без труда щиплет растительную пищу: края клюва заостренные , с зубчиками». | Правильно записано предложение – 3 балла, за каждую пропущенную ошибку – 1 балл | 3 балла |
№ 11 | «Уст/рой/ство клю/ва у гу/ся та/ко/во, что пти/ца без тру/да щип/лет рас/ти/тель/ную пи/щу: кра/я клю/ва за/ост/рен/ны/е , с зуб/чи/ка/ми». | Правильно все слова поделены на слоги и поставлено ударение – 4 балла, есть ошибки в делении на слоги – 2 балла, есть ошибки в постановке ударения – 2 балла. | 4 балла |
№12 * | Ответ: гусем | Выбран правильный вариант- 2 балла Другие случаи– 0 баллов | 2 балла |
№ 13* | Родственные слова к слову утка: утиный, уточка, утята; формы слова утка: утка, уткой, об утке. | Правильно заполнена таблица- 6 баллов, за каждую ошибку – 1 балл. | 6 баллов |
Математика | |||
№ 14 | Разных животных – 5. | Выбран правильный вариант ответа – 1 балл | 1 балл |
№ 15 | Р= 14 кв.м | Выбран правильный вариант – 1 балл | 1 балл |
№ 16 | Сколько всего отложили яичек обе птицы? 9+6=15(яич.) | Правильно составлен вопрос и выполнено решение – 2 балла, не составлен вопрос, есть только решение – 1 балл | 2 балла |
№ 17 | Ответ: 12 | Выбран правильный вариант – 1 балл | 1 балл |
№ 18 | Ответ: 49,32,27,9,6,4;ПАРНИК | Правильно произведены вычисления и составлено слово – 6 баллов, за каждый неверный ответ – 1 балл | 6 баллов |
№ 19* | Вопрос: «На сколько больше дней насиживала яйца белая гусыня, чем серая?» Решение: 28-24= на 4 (яйца) больше. | Составлен вопрос и верно решена задача – 2 балла, вопрос не составлен , решение верно – 1 балл.
| 2 балла |
№ 20* | Ответ: 40,60 | Верно выписаны все числа, нет неверный ответов – 2 балла. Ответы верные, но неполные, или допущены 1-2 ошибки- 1 балл, в других случаях 0 баллов. | 2 балла |
№ 21* | Ответ: 43,37,31,25, 19,13,7.. Каждое последующее число увеличивается на 6 ед. 43-37=6 25-6=19 | Верно продолжена цепочка чисел – 1 балл. Верно записано правило – 1 балл (форма записи любая) Верно записаны 1-2 примера, подтверждающие правило – 1 балл. | 3 балла |
Окружающий мир | |||
№ 22 | Вариант: птицы
| Правильно выбран вариант ответа – 1 балл | 1 балл |
№ 23 | «Зимуют они в пределах нашей страны на Каспийском и Черном морях, а также в Средней Азии». | Верно выбран ответ на вопрос- 1 балл | 1 балл |
№ 24 | а)8 видов; б) питаются травой, листьями, плодами и семенами; в)по повадкам гусей в старину определяли погоду: гусь ныряет — к дождю, гусь стоит на одной ноге или прячет голову под крыло — к стуже; г) три вида гусей внесены в Красную книгу.
| За каждый верный ответ – 1 балл. | 4 балла |
№ 25 | «Гусиный жир — лучшее народное средство от обморожения». | Верно выписан ответ – 1 балл | 1 балл |
№ 26* | Ответ: олени (продолжение ряда: названия диких животных) | Правильно выбрано лишнее слово и продолжен ряд — 2 балла, выбрано только лишнее слово – 1 балл | 2 балла |
№ 27* * | 1) объекты природы: деревья, петухи, куры, лошади, олени, зебры, кошка, собака; 2) изделия: рамы, парник, забор. | Правильно приведены примеры по двум пунктам таблицы- 2 балла. Ответы верные, но неполные, или допущены 1-2 ошибки – 1 балл. | 2 балла |