Факультативное занятие «Развитие творческих способностей»
Тема: «Выполнение нестандартных заданий. Первые шаги в проектной деятельности»
1 класс
Торговкина Т.А., учитель начальных классов ГУ «Средняя школа №3 отдела образования Атбасарского района»
Форма проведения: игровое занятие с использованием элементов ТРИЗ, развивающего обучения, школы Эйдетики.
Цель: содействовать развитию логического мышления и образной памяти, концентрации внимания.
Задачи:
1. Обеспечивать условия для концентрации внимания на протяжении всех этапов занятия.
2. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе сотрудничества.
3. Стремиться к активизации мыслительной деятельности при решении нестандартных задач. 4.Формировать умение запоминать многозначные числа, слова
5.Развивать воображение, эмоциональную сферу.
6. Содействовать воспитанию взаимодействия и взаимопомощи у учащихся.
7. Формировать умение выступать перед аудиторией.
Оборудование: слайдовая презентация, карточки, листы индивидуального контроля
План-конспект занятия:
I. Организационный момент. (слайд №1)
Учитель: Добрый день, ребята! Я очень рада снова видеть ваши глаза ! И я уверенна, что наше занятие пройдет интересно и увлекательно!
1. Психологическая разминка «Круг успеха».
Учитель: На занятие зову ребят я тех, (дети стоят возле парты)
Важен для кого успех. Быть успешным просто?
Дети: Нет!
Учитель: Но добьемся мы побед? Все вместе: Да, да, да!
Нужно вместе быть всегда.
(слайд №2)
II. Подготовительный этап.
1. Сообщение темы занятия.
Учитель: Ребята, а вы любите мечтать и фантазировать? А о чём вы мечтаете? А умеете хранить секреты? Тогда хочу сообщить по секрету, что сегодня мы отправимся в «Страну фантазий» и посетим «Школу юных мечтателей и исследователей». Кто знает, чем занимаются исследователи? (делают опыты, наблюдают, изучают).
Вот мы сегодня с вами и попробуем стать исследователями. Нам придется решить немало непростых задач. Но я уверена, что мы справимся.
2. Игра «Собери образ».
Учитель: Ребята, попробуйте из предложенных вам предметов выбрать те, которые необходимы для исследователя.
(на слайде картинки с предметами – дети называют необходимые и ненужные)
На доске: книга, компьютер, глобус, часы, колба, лупа, микроскоп..
(слайд № 3)
III. Основная часть.
Учитель: Теперь мы знаем, какие предметы необходимы для исследователя. Я предлагаю вам проверить свои способности.
1. Задание на развитие вычислительных навыков и аналитической деятельности.
Учитель: Перед нами сейф, в котором хранится информация о двух учениках. Наша задача – открыть сейф. (слайд № 4)
Для этого нужно раскодировать код замка. На доске:
156451
282405
337160
062271
420160
(слайд № 5)
Задание А: найти и обвести в кружок две рядом стоящие цифры, сложив которые получиться число 6 (оно является кодом к замку сейфа).
ОТВЕТЫ детей – самопроверка (слайд № 6)
Задание Б: открываем секретную информацию. (слайд № 7)
На доске: (слайд № 8)
2 ученик 6+0 = 6 8 – 2 = 6 1 +3 = 4 2 + 3 = 5 3 + 3 = 6 |
Рассмотрите задания, которые выполняли ученики (дайте им имена), проанализируйте их работы и скажите, какие это ребята.
1 ученик (например, Саша): невнимательный, ленивый, плохо учится, не слушает учителя.
2 ученик (например, Андрей): способный, внимательный, трудолюбивый, хорошо учится.
(слайд № 9)
Задание В: исправить ошибки первого ученика.
2. Комбинированная игра «Четвёртый лишний, почему ?».
Учитель: исследователю и фантазёру необходимо уметь выделять главное и находить лишнее. (слайд № 10)
1 группа: яблоко, апельсин, мяч, арбуз.
2 группа: бабочка, стрекоза, ласточка, самолет. (слайд №11 )
Задание А: рассмотрев картинки, назовите общий признак предметов.
Задание Б: какой предмет лишний и почему?
Правильный ответ:
1 группа: все предметы круглой формы, лишний – мяч, т.к. остальные съедобные.
2 группа: все предметы летают, лишний – самолет, т.к. он не относится к живой природе.
Физкультминутка «Фантазёры». ( слайд №12 )
Зорко, зорко наблюдают фантазёры (имитация наблюдения в бинокль),
Шустро, шустро приседают фантазёры (выполняется несколько приседаний),
Быстро, быстро убегают фантазёры (бег на месте).
ВОТ, мечтатели-ребятки (гладят себя по голове),
Не играйте с нами в прятки !!! (машут указательным пальцем)
4. Задача на запоминание слов («Цепной метод”) (слайд №13 )
А умеете ли вы легко запоминать слова по порядку? Давайте проверим! Но сначала – главное правило запоминания — что хотите помнить, – представляйте! (Не представляю – не помню.) Этот совет относится к любому роду деятельности. Нельзя знать то, что не представил.
Я диктую 10 слов, вы их запоминаете:
мандарин, лампочка, стул, снег, ёлка, жираф, корабль, радуга, ёжик, облако
А сейчас, поставьте цифру 1 и напишите по порядку первые буквы этих слов.
Итак, запомним первые 10 слов по порядку!
(Играет музыка.) Послушайте мою историю и постарайтесь ее увидеть как мультик, визуализировать! Призовите на помощь воображение!
Итак, закройте глаза, представьте себе, мандарин — оранжевый, круглый, сладкий, шершавый, мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка, мы разглядываем ее и внутри видим стул, на него падает снег, мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх…, мы поднимаем голову и видим большую зелёную ёлку, которая превращается в весёлого жирафа, жираф гуляет возле берега моря и видит как к берегу приближается старинный корабль. Над кораблем появилась семицветная радуга, на которой прыгает и громко смеётся колючий ёжик. Ёжик прыгает и дотрагивается лапками до пушистых белых облаков, которые тут же превращаются в тучки…
Итак, я читаю слова, а вы вспоминаете мою историю.
Проверка. Поставьте цифру «2» и ещё раз Запишите первые буквы слов.
Попросите дома родителей продиктовать вам 10 слов, а вы удивите их, запомнив все нашим секретным способом!
Релаксация “Я самый хороший!”. (слайд №14)
Выполним упражнение “Я самый хороший!”.
Итак, скажите шепотом “Я самый хороший!”, а теперь громче, еще громче!
Молодцы, вы действительно самые хорошие!
IV. Заключительный этап. А сейчас мы ещё раз попробуем проверить свою память: запомнить расположение точек и воспроизвести увиденное на листках индивидуального контроля (демонстрируется по очереди).
(слайд №15,16,17,18)
. |
| |
. |
| . |
. |
| . |
| . |
|
. | . | . |
| . | . | . | . | |
. |
| . | . |
| . |
| . |
|
. |
| . | . | . | . |
| . |
|
. |
| . | . | . | . |
| . |
|
2. Если соединить точки, что получится?
Учитель: Проверим, как вы справились с тестом (слайд- контроль). Что напоминает расположение точек на первой карточке? (букву О), на второй (букву П), на третьей (букву Т), на четвертой (букву Т)?
Учитель: Какое слово получилось?
Дети: ОПЫТ
Учитель: А я вам приглашаю в маленькую волшебную лабораторию. Где вы сможете провести несколько интересных опытов.(дети слушая описание опыта должны сами провести его, используя предлагаемые составные)
ОПЫТ 1 (растворить соль и сахар в стакане с водой)
ОПЫТ 2 (увидеть то, что позади тебя)
ОПЫТ 3 (закрасить воду синим цветом)
V. Презентация творческих проектов. (выступление детей по защите своих творческих проектов)
VI. Рефлексия.
Учитель: Ребята. Впереди вас ждёт много приключений и исследований, не бойтесь трудностей и преград! Мне очень понравилось, как вы работали. Я хочу узнать, понравилось ли вам наше занятие? Если да, то выбирайте красный кораблик для дальнейших путешествий, если нет, то синий (макеты фигурок заранее лежат у детей на партах).
Положите на левую руку то, что вы получили сегодня от занятия, а на правую – то, что вложили в него и аплодируйте себе!!!