Конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе с национально- региональным компонентом
Чепрасова Елена Александровна,
учитель музыки без категории
Бызова Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы первой категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Абакана
Тема урока: « Свет родных берез…»
Цели:
Формирование знаний о взаимосвязи двух видов искусства — музыки и литературы;
Развитие музыкально-эстетического чувства к музыке и поэзии русского и хакасского народа;
Воспитание гордости, любви и уважения к большой и малой Родине, к традициям хакасского народа.
Планируемые результаты
Предметные:
познакомить с творчеством хакасского поэта Валерия Гавриловича Майнашева и хакасского композитора Татьяны Федоровны Шалгиновой;
вызвать эмоциональный отклик на музыку и поэзию Хакасии.
Метапредметные:
проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
размышлять о воздействии музыки и поэзии на человека, ее взаимосвязи с жизнью.
Личностные:
понимать жизненное содержание музыки и литературы;
овладеть художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.
Тип урока: интегрированный (музыка и литература)
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация
Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиа, проектор
Методы: системно — деятельностный подход
Виды деятельности:
слушание музыки;
пение;
выразительное чтение, поэтический анализ стихотворения.
Музыкальный материал:
«Моя Хакасия» муз. Т. Шалгиновой;
«Красно солнышко» муз. П. Аедоницкого;
«Рощица» муз. В. Алексеева;
Русская народная песня «Во поле береза стояла»;
П.И.Чайковский симфония № 4 (фрагмент из 4 части)
Произведения литературы:
стихотворение Валерия Майнашева
Ход урока.
Как символ света и добра,
Пусть вечно на земле пребудет
Береза, светлая сестра
В. Майнашев
( Дети входят в класс под песню группы «Любэ» — Березы)
1.Организационный момент (эмоциональный настрой)
Учитель музыки:
Здравствуйте! Ребята, вы обратили внимание, какой сегодня необычный день и сколько у нас на уроке гостей?
Давайте со всеми поздороваемся!
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, Матушка Земля!
Здравствуйте, уважаемые учителя!
Садитесь. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения!
2. Актуализация знаний
Учитель музыки: Сейчас прозвучит музыка. Вслушайтесь в характер музыки и проникнитесь душевным состоянием композитора.
Слушание – «Моя Хакасия» муз. Т.Шалгиновой
слайд № 2-11 (на фоне песни)
Как вы думаете, музыка какого народа прозвучала?
Как вы это поняли? Музыка звучит широко и раздольно, интонация мягкая, спокойная, восточного характера.
Что хотел выразить композитор своей музыкой? Дайте название этой песне.
Эта песня называется «Моя Хакасия» — написала ее известный композитор республики Хакасия Татьяна Фёдоровна Шалгинова, а исполнил Руслан Ивакин-солист Хакасской республиканской филармонии.
слайд № 12-14
Татьяна Фёдоровна Шалгинова — не только известный композитор республики Хакасия, педагог, пианистка, член Союза композиторов Республики Хакасия и Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия. Татьяна Шалгинова также пишет произведения для скрипки, виолончели, флейты, кларнета, хомыса, которые с большим удовольствием исполняют солисты республиканской филармонии и артисты симфонического оркестра. Татьяна Шалгинова в своих произведениях использует интонации хакасских народных песен и героических эпосов (алыптыр-нымахов).
Учитель литературы:
Отчизной наделен каждый человек и у каждого человека есть маленький уголок- деревня или город, улица, дом, где он родился — это его маленькая Родина.
Как называется ваша малая Родина? Хакасия – это часть большой России.
Неповторима природа Хакасии – то выжженная солнцем степь, то травяной ковер цветов, то хвойная тайга, то березовая роща. А какое дерево считают символом России? Как вы думаете почему? Береза- душа России!
И сегодня мы узнаем как воспевают красоту родной природы композиторы и поэты Хакасии.
Тема нашего урока «Свет родных берез…»
слайд № 15
Учитель музыки:
«Белоствольная красавица березонька» — так ласково говорят об этом дереве в народе. То задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не восхищался светло- изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкою. Раньше белую березу называли «веселкой», сплетали ветви в косички, надевали венки, украшали лентами, бусами, водили вокруг нее хороводы.
Скажите пожалуйста, а с кем сравнивали березку на Руси? (Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Образ Родины немыслим без русской березки.
Для каждого из нас Родина имеет свое значение. А что для вас значит Родина?
Учитель литературы:
Богата ты красотами, глаза твоих озер, как зеркала
И косами лежат вершины гор,
Леса твои могучие, что тянут ветви ввысь
Березы, сосны, ели тут все вместе собрались.
А степь твоя широкая весною вся в цвету!
Душа поёт, смотрю когда на эту красоту!
Исполнение песни «Красно солнышко» муз. П. Аедоницкого
3.Сообщение нового материала
Учитель литературы:
Какие образы Родины прозвучали в этой песне?
Береза- символ России, сокровище русской земли, веками ей песни дарили, признанья стихами в любви. Очень трепетно и нежно относился к березе хакасский поэт — наш земляк Валерий Гаврилович Майнашев.
слайд 16-17
Валерий Майнашев родился в таежном аале Ах- Хол Усть-Абаканского района, окончил школу, работал чабаном, учился в Абаканском педагогическом институте, затем в Литературном институте имени М.Горького. В 1985 году становится членом союза писателей, с 1990 года возглавил Хакасское отделение Союза писателей, был его секретарем. Нелепая трагическая случайность оборвала его жизнь. Он погиб 18 декабря 1992 года в расцвете жизненных и творческих сил. В.Г.Майнашев относится к тем поэтам, кто способен видеть сущее в бездонных глубинах жизни, специфика Майнашевской лирики заключается в желании понять сущность вселенной, мира в целом. А кто из поэтов России воспевал березу? Конечно, С.Есенин..А В.Майнашева называли «хакасским Есениным». В его стихах и поэмах — тончайшая лирика, запоминающиеся, с любовью написанные картины родной природы. А символом света в творчестве Майнашева является Береза, которую поэт называет «светлой сестрой» своей. Послушайте стихотворение В. Майнашева
слайд № 18 (стихотворение Майнашева)
Сестра любимая поэтов,
Деревьев первая любовь,
Встаешь ты, словно луч рассвета,
Во мгле полей, во мгле лесов.
Встаёшь ты – на душе спокойно
В любом неведомом краю
Я чувствую себя как дома
И всё вокруг уже люблю.
Прости меня, что не однажды
Я под тобой с ножом стоял,
Души мучительную жажду
Твоею кровь утолял.
На свете есть не люди, и люди,
Как символ света и добра,
Пусть вечно на земле пребудет
Берёза, светлая сестра.
поэтический анализ стихотворения
( у детей на столах лежит заранее подготовленный текст стихотворения)
Какие чувства вызывает это стихотворение? Назовите тему стихотворения и основную мысль стихотворения. Найдите в тексте изобразительно- выразительные средства языка.
Какие картины предстают перед вами? Какие цвета вы бы использовали при создании картины?
Благодаря волшебной силе поэзии, обращение к березе звучит как исповедь, как обращение к чистой человеческой душе, идеалу добра, любви и света, любви к земле своих предков, «малой родине», с которой поэт чувствует тесную связь.
Учитель музыки:
Поэты, воспевая красоту родной природы, часто нашу Родину называют ласково ромашковая, васильковая Русь, березовая…Как вы понимаете эти выражения?
Ученик:
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей Белокрылые берёзки
Символ Родины моей.
Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина
Березовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна.
Исполнение песни « Рощица» муз. В.Алексеева
Учитель литературы:
А вы знаете, какое дерево обожествляет хакасский народ? В древних легендах и сказаниях хакасского народа говорится о том, что душа человека не умирает, а переселяется в дерево, поэтому Береза – священное дерево у хакасов. С незапамятных времен предки хакасов совершают обряд благодарения березе. 22 апреля хакасский народ чествует землю и празднует ДЕНЬ ЗЕМЛИ, по хакасски ЧИР ИНЕ. В этот день хакасы просят у богов урожая, благополучия, здоровья и привязывают к березе ленты разного цвета с пожеланиями , которые называются чалама .
Каждый цвет чаламы имеет свое особое значение и символизирует образы стихий, образы природы: белый цвет — цвет чистого неба, синий – цвет мирного неба (стихия воздуха), красный цвет огня и солнца (стихия огня), зеленый – цвет леса (стихия земли)
О, белая береза! На твою белую грудь — белые чалама!
Синему небу — синие!
Солнцу и Огню — красные!
Травам и листьям — зеленые!
4.Первичное закрепление
Учитель музыки:
Дань восхищения березе отдавали не только поэты , но и многие русские композиторы воспевали в своих произведениях красоту родной природы. Вспомните, какие композиторы поклонялись русской березе? (дети приводят примеры- называют М.И.Глинку, С.В.Рахманинова)
слайд № 19 ( по щелчку)
Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент произведения.
(П.И.Чайковский симфония № 4 — 4 часть).
Музыка какого композитора прозвучала? Назовите это музыкальное произведение. Тему какой русской народной песни вы услышали? («Во поле береза стояла»)
К какому жанру народных песен относится эта песня ? А что стало бы с песней, если бы в ней не было слов? Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. А мы с вами продолжим вокально- хоровую работу над этой песней. (исполнение 1-2-х куплетов каноном)
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
5.Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о березе
6.Рефлексия (подведение итогов)
Учитель литературы:
Наш урок подходит к концу. Пройдут сотни лет, но береза всегда будет символизировать нашу бессмертную и могучую Родину.
слайд №20
Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет и быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, наша земля!
слайд №21
Учитель музыки:
Что вы узнали нового, интересного на уроке? С творчеством, какого хакасского поэта и композитора вы познакомились? Можем ли мы утверждать, что музыка и литература взаимно обогащают и дополняют друг друга?
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Если вам было легко и интересно на уроке — поднимите желтые березовые листочки, а кто испытывал трудности – бардовые листочки. И в завершении нашего урока, придерживаясь традиции хакасского народа, мы просим вас нарядить нашу березу (макет березы) разноцветными лентами- чалами с добрыми пожеланиями! До свидания! До новых встреч!
Список использованной литературы:
Ахпашева Н.М. «Солярный круг» Сборник стихов.– Абакан, 1993.
В.Майнашев «Крашеные ковыли» Хакасское книжное издательство – Абакан,1995.
Литература Хакасии: Учебная хрестоматия для 5-9, 10, 11 кл. русских школ. / Авт.– сост. А.Г.Кызласова и др/ – Абакан, 1992.
Поэзия Хакасии.– М., 1995.
Хакасское музыкальное творчество на уроках музыки в школе –Абакан, 2009
Л.Ю.Мазай –Музыкальная культура Хакасии- Абакан,2009