Предмет: изобразительное искусство и музыка
Класс: 5 класс
Автор УМК рабочая программа Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка» 5 класс
Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут раскрыть особенности стиля, найти ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи, передать свои впечатления в устной и творческой форме.
Цель: раскрыть особенности и понятия импрессионизма как художественного стиля в живописи и музыке
Задачи:
Образовательные:
-раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примерах художников-импрессионистов и композиторов-импрессионистов;
— создать условия для анализа художественного и музыкального образа
Коррекционно- развивающие:
-развивать самостоятельную речь, контролировать и корректировать произношение;
-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
воспитать эмоциональную отзывчивость.
Ход урока.
Организационный момент.
[Как ты меня слышишь?]
[Ты понимаешь меня?]
[Как будете говорить?]
[Как будете слушать?]
Сегодня у нас необычный урок.
У нас гости.
Вы узнаете позже.
Целевая установка: после просмотра клипа ответ на вопрос-какие виды искусства вы знаете.
Погружаемся в волшебный мир искусства.
Клип волшебный мир искусства.
[Какие виды искусства вы знаете?]
Ребята, сейчас урок музыки , посмотрите на парты, и скажите мне:
-О каких двух видах искусства мы будем сегодня говорить?
-Мы будем говорить о двух видах искусства — музыке и живописи.
— Посмотрим на доску.
Слово учителю изо
Посмотрите на экран, что изображено?
-Эйфелева башня.
— Как вы думаете, о какой стране сегодня пойдёт речь?
— О Франции.
Я вас приглашаю во Францию в город Париж, в котором жили и творили великие художники и музыканты. И где зародилось новое направление или стиль в живописи и музыке, которому дали название импрессионизм.
Импрессионизм – впечатление. Словарная работа.
Определение темы урока.
-О чём мы сегодня будем говорить.
-Об импрессионизме.
Об импрессионизме в каких видах искусства?
тема урока :
Импрессионизм в живописи и музыке
[Прочитай тему урока]
И давайте попытаемся с вами определить задачи урока
1. Определить основные черты импрессионизма в живописи
2. Определить основные черты импрессионизма в музыке.
3. Найти общее в живописи и музыке в направлении импрессионизм.
А какая самая главная задача?
Это и будет ваша цель на уроке? Давайте сформулируем её.
Цель: научиться находить общее в живописи и музыке в направлении импрессионизм.
Данные задачи являются планом нашего урока
Будем определять основные черты импрессионизма в живописи
Сегодня я вас познакомлю с французским художником-импрессионистом Клодом Мане.
Моне Клод Оскар (1840 — 1926), французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма.
Основные черты импрессионизма в живописи:
Впервые в истории мирового искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом — на берегу реки, в поле, на поляне в лесу. Благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, уже готовых и пригодных к переноске они смогли это сделать. Художники смогли покинуть свои мастерские, чтобы работать на пленэре. И то, что они увидели, они писали на своих холстах
Впечатление от увиденного. Карточка на доску.
Работали они очень быстро, потому что движение солнца меняло освещение и колорит пейзажа. Иногда они выдавливали краску на холст прямо из тюбика и получали чистые сверкающие цвета с эффектом мазка. Они старались брать только светлые краски, не брали земляные – чёрные, коричневые краски. Художники нового направления не смешивали различные краски на палитре, а писали чистыми цветами.
Не смешивали краски на палитре, писали чистыми цветами
мазок- 1 цветовое пятно). Карточка на доску.
Нет чётких контуров. Карточка на доску.
Вывод:
[Как переводится слово импрессионизм].
[С каким художником импрессионистом познакомились].
[Назовите основные черты импрессионизма в живописи].
Слово учителю музыки.
Вы познакомились с худ. импрессионистом. Я познакомлю вас с направлением «импрессионизм» в музыке. Также во Франции в конце 19 века и в начале 20 века жил и творил музыкант, пианист, дирижёр и композитор Клод Дебюсси. Его называют основоположником импрессионизма в музыке.
Работа с учебником:
— рассматривание портрета К. Дебюсси (с.140)
— чтение 2 абзаца
Влияние живописи на композитора было очень велико. Дебюсси так же как и художники — импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Музыка Дебюсси основана на зрительных образах, наполнена прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.
Работа с учебником:
— чтение 1 абзаца (с. 142)
Названия большинства произведений звучат, как поэтические строки: «Что видел западный ветер», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна» и т. д. Дебюсси считал, что оркестр может нарисовать живописные картины.
Клод Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью
Впечатление от увиденного. Карточка на доску.
Сегодня мы прослушаем отрывки из 2-х произведений Клода Дебюсси:
«Девушка с волосами цвета льна»;
«Лунный свет».
И будем не просто слушать, а попробуем побыть дирижёрами.
Но сначала вспомним, как дирижёр управляет дирижёрской палочкой. (Дирижирование ритма польки).
Прослушивание «Лунный свет».
1. Целевая установка перед прослушиванием:
-[ Какие муз. инструменты звучат?]
2. Дирижирование под музыку Клода Дебюсси «Лунный свет».
— [Какие инструменты звучат?]
— [Какой инструмент солирует?]
Звучит только группа струнных инструментов. А солирует арфа. Нет ни ударных, ни духовых инструментов. Импрессионизм в музыке не предполагает смешивание разных групп инструментов и это отличает эту музыку от другой.
Не смешивали группы инструментов. Карточка на доску.
— Получилось ли у вас дирижирование?
-[ Как вы думаете, почему было трудно?]
Муз. произведения в стиле «импрессионизм» не имеют чёткого ритма и поэтому нам с вами трудно определить ритм этого произведения.
Нет чёткого ритма. Карточка на доску.
— [Какие чувства у вас вызвало это муз. произведение?] (карточки с названием чувств человека)
— [Какое настроение создает эта музыка?]
Аналогичная работа выполняется после прослушивания отрывка из произведения Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».
Итог.
— Мы выявили основные черты импрессионизма в живописи и музыке. Назовите их (чтение карточек).
— Определите общее в живописи и музыке с точки зрения импрессионизма.
Урок достиг цели?
Мы бы хотели с учителем рисования получить от вас импрессию от урока, т. е. ваше впечатление от увиденного и услышанного. Сейчас ещё раз прослушаем произведение Клода Дебюсси, на ваш выбор, и вы выразите своё впечатление от урока под музыку в коллективной работе.
Технология приготовления раствора «Волшебные краски»
Для приготовления раствора необходимы мука – 1 стакан, подсолнечное масло – 2 ч. л., соль – 2 ч. л., клей ПВА – 2 ч. л., вода (столько, чтобы консистенция краски была как у сметаны). Данный раствор замешивается до начала урока, разливается в небольшие ёмкости и ставится на партах перед каждым учеником. Кроме этого, у каждого ученик должен иметься набор гуашевых красок и палочка для перемешивания краски.
Во время выполнения импровизации учитель предлагает ученикам в приготовленный ранее раствор добавить гуашевую краску любого цвета (который ему подсказывает музыка), учитывая, что от количества краски зависит интенсивность оттенка.
Второй этап работы – учитель подходит к каждому ученику с ёмкостью с низкими краями (например, коробка из-под конфет) и предлагает вылить получившийся раствор в любое место данной ёмкости. После полученный состав аккуратно перемешивается. После застывания получается очень красивая созданная коллективно картина.
ИТОГ УРОКА
Художники — импрессионисты используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя звуковую палитру передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе- художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию.
РЕФЛЕКСИЯ