АНО ДО «Планета детства «Лада»
Детский сад № 159 «Соловушка»
Конспект урока
«Музыки без ноток нет»
подготовила
музыкальный руководитель
Зайцева Наталья Алексеевна
г. Тольятти 2014 г.
Задачи: Воспитание исполнительской и слушательской культуры; развитие двигательной активности, фантазии.
Цель: Развивать подвижность артикуляционного аппарата; формировать ладотональный и звуковысотный слух; совершенствовать вокально-хоровые навыки; развивать чувство ритма; совершенствовать умение детей петь без музыкального сопровождения; петь в ансамбле; добиваться выразительности исполнения. Способствовать творческим проявлениям детей.
Материал: Маски-шапочки ноток, колокольчики, бубны, диски с изображением попевок и игр в рисунках, ноты.
Техническое оснащение: Музыкальный центр.
Ход занятия:
(дети свободно входят в зал, встают полукругом)
Музыкальный руководитель: Ребята! Посмотрите как у нас красиво в зале. Давайте песенкой поприветствуем друг друга.
Исполняется музыкальное приветствие «Музыка здравствуй!»
Музыкальный руководитель: Проходите, садитесь. Как необычно вы сегодня выглядите, посмотрите друг на друга. Какие вы все красивые, нарядные и непохожие друг на друга, как не похожи друг на друга нотки. А какие ноты вы знаете? Только ответом на этот вопрос будет распевка про нотки, которую вы споёте по очереди.
Исполняется распевка «Про нотки»
Музыкальный руководитель: Можно ли спеть любую песенку без нот?(ответы детей)Конечно же нет, в каждой песне используются ноты. Вспомните, что произошло в сказке про девочку Ми-ми. Давайте мы в эту сказку поиграем, но вначале нужно распределить роли. И так, кто же будет девочкой Ми-ми (выбирают), а нотки выберите сами. Подойдите к столику и наденьте шапочку той нотки, которая вам понравилась. Готовы? Тогда слушайте сказку:
Жила-была девочка, которую звали Ми-ми. Еще её называли непоседой и почемучкой. За какое бы дело она не бралась, ей хотелось, чтобы сразу все получалось. Как то Ми-ми захотела научиться петь по нотам, а что у неё получилось, мы сейчас посмотрим.
(Ми-ми берёт ноты, ходит по залу пытается петь, у неё ничего не получается и тогда она бросает книжку на пол; выбегают нотки):
До: Здравствуй,девочка Ми-ми
Ре: Ты на нотки погляди (показывает)
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ми: Больше ноток не ищи
Фа: Мы уходим от тебя
Соль: До свидания
Ля, Си: Пока (убегают на свои места)
Ми-ми: (вдогонку)
Стойте, стойте, подождите
И меня Ми-ми простите
Что же делать? (разводит руками)
Как тут быть?
Как мне нотки возвратить? (опускает голову вниз)
Музыкальный руководитель: Не расстраивайся Ми-ми. Мы поможем тебе возвратить нотки. Но придётся их сначала отыскать. Может они убежали в лес? А лес дремучий, не испугаетесь? Ну, тогда вперед! (дети поочерёдно подпевая кукушке, выполняют имитационные движения)
Исполняются музыкально-ритмические движения на музыку
«Кукушка в лесу» К.Сен-Санса
Музыкальный руководитель: Смотрите, а вот и нотка «До»! Она стоит прямо перед нами,
но мне показалось, что она немного рассержена.
До: Дальше я вас не пущу, пока не услышу свою песенку на нотке «До».
Музыкальный руководитель: Нам поможет волшебная пластинка: на ней попевки,
которые мы с вами учим. Посмотрите, какая из них нам подойдет (дети выбирают)
Исполняется попевка «Барашеньки-крутороженьки»
Музыкальный руководитель: Ну, нотка «До» ты довольна?
Ми-ми: Прости меня нотка «До» (ответ нотки)
Музыкальный руководитель: Первую нотку мы отыскали и уговорили остаться с нами. Отправимся дальше, а чтобы не скучно было в дороге, поиграем с «Эхо»
Исполняется попевка «Эхо»
Музыкальный руководитель: Пока мы играли, отыскалась другая нотка как её звать? (дети отвечают)
Ми-ми: Извини меня нотка «ре» я не буду тебя обижать, останься со мной.
Ре: Хорошо, я останусь, если услышу песенку, спетую хором.
Музыкальный руководитель: И опять нам поможет волшебная пластинка, выбирай нотка «Ре».
Исполняется песня «Прекрасен мир поющий»
(нотка благодарит за песню ,Ми-ми извиняется)
Музыкальный руководитель: Дальше нам предстоит самый трудный участок дороги. Нужно высоко подниматься наверх и спускаться вниз. Справимся
Исполняется попевка «Вот идем мы вверх и вниз»
Музыкальный руководитель: Наконец и третья нотка отыскалась «Ми»
Ми-ми: Я прошу у тебя прощения
Ми: Хорошо, прощу тебя, если вы со мной поиграете.
Муз. рук . Посмотри нотка «Ми» на волшебную пластинку и выбери себе игру.
Проводится игра «Оркестр»
Музыкальный руководитель: Понравилась тебе игра? (ответ) Посмотрите, идут сразу две нотки, они такие дружные.
Ми-ми: Нотки Фа и Соль не сердитесь на меня, я не буду вас обижать.
Фа: Мы не сердимся на тебя, ведь вместе веселее жить.
Соль: А я люблю сочинять музыку, вы мне поможете.
Музыкальный руководитель: А какую же музыку ты хочешь сочинить танец, вальс, польку, а может быть песню.
Творческие исполнения загадок
Музыкальный руководитель: А вот показалась самая нежная и самая нужная нотка «Ля»
Ми-ми: Извини меня нотка «Ля», ты для нас нужна
Ля: Я самая нужная нотка и хочу заменить в песне все слова.
Исполняется песенка про нотки на слог «ля»
Музыкальный руководитель: Какая -то еще нотка идет, но только что- то очень грустная.
Ми-ми: Я так виновата перед тобой, ты меня простишь?
Си: Да!
Ми-ми: Не грусти, улыбнись и поиграй с нами (выбор на пластинке)
Проводится игра «Угадай, чей голосок»
Музыкальный руководитель: Теперь все нотки вернули мы.
Ми-ми: Спасибо вам нотки, что вы простили меня
С детства нам известно всем
Нот всего лишь ровно сем.
До, ре , ми, фа, соль, ля , си
Ноток больше не ищи
Всё, что хочешь сочиняй:
Песню, марш и менуэт,
Только нот не обижай,
Музыки без ноток нет!
Музыкальный руководитель: Ребята, какая замечательная получилась сказка, вы все так интересно сыграли свои роли, а в заключении споем песенку в которой покажем как мы любим нотки, музыку, и передадим то настроение которое создала сказка.
Исполняется финальная песня
«Весёлые нотки»
Список литературы:
1. Ветлугина Н.А. «Муз.воспитание в д/с» — Издательство: Просвещение, 1981
Год издания: 1981
2. Дубровская Е.А. «Ступеньки муз.развития» Издательство: Просвещение
Год издания: 2004
3. Журналы «Дошкольное воспитание» 1/2005,3/2007
4. Лазарев М. программа по валеологии «Музыка Здравствуй» Издательство: Мнемозина
Год издания : 2004