Автономное муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Колтушская детская школа искусств»
Ленинградская обл, Всеволожский р-н, п.Колтуши
Конспект урока музыки
«Будем с куклами играть, учиться петь и танцевать»
Подготовила
педагог по театру и раннему
эстетическому развитию
Коныгина Светлана Павловна
Программное содержание:
Развитие музыкальных и артистических способностей детей через введение в традиционную структуру музыкального занятия элементов театральной игры.
Формировать творческую самостоятельность в передаче образов (рыбки, облака, море).
Продолжать работу над чистотой интонирования в песнях.
Развивать артикуляционный аппарат (пение, речь), используя варежковые куклы.
Воспитывать умение внимательно вслушиваться в музыку, вербально определяя ее характер и умение двигаться в соответствии с характером музыкального произведения.
Развитие пластической выразительности при создании образа.
Предварительная работа:
Разучивание песни «Песенка друзей» по фразам, уделяя внимание сложным скачкам в мелодии.
Консультация для родителей по изготовления варежковой куклы – рыбки и цветных ленточек на палочках.
Разучивание с детьми упражнения «Живое море».
Работа над движениями с цветными лентами.
Материал к занятию:
ткань синего цвета;
варежковые куклы – рыбки и говорунчики;
музыкальные деревянные палочки;
ложки деревянные;
бубны;
музыкальные молоточки;
кусочки ткани разного цвета;
цветные ленточки на палочках.
Ход занятия.
1.ПРИВЕТСТВИЕ.
Дети входят в зал и садятся на стулья.
Педагог:
Здравствуйте, ребята!
Давайте сегодня будем здороваться по-разному, т. е. разными интонациями. И еще научим этому нашего любимого героя страуса Гошу. А вот и он (достает игрушку-полумарионетку).
(Фото 1)
Сегодня мне поможет оживлять Гошу…(имя выбранного ребенка).
Пусть Гоша поздоровается с ребятами грустно…….(«Гоша здоровается»),
А мы с ребятами будем повторять.
Далее страус-игрушка здоровается следующими интонациями:
Строгим голосом,
Радостным,
Как будто болеет,
Боязливым,
Счастливым.
Спасибо за помощь, сейчас нужно усадить Гошу на его любимое место, чтобы он посмотрел на наше занятие. (Ребенок сажает игрушку и занимает свое место).
(пока дети работают над интонационной стороной речи, воспитатель раскладывает по кругу музыкальные шумовые инструменты для следующей части занятия – музыкально ритмические движения).
2. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА.
Педагог:
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в веселый оркестр, но он у нас будет не простой, а движущийся. Вам нужно будет перемещаться разными способами по кругу от одного шумового инструмента к другому. А исполнять мы с вами будем попевку «По деревьям скок-скок».
Для выполнения этого задания нам надо встать в круг. Начнем!
«Мы построим дом большой,
Заживем все дружно в нем. Встают в круг, берутся за руки
Двери открываются, дети собираются. Поднимают сцепленные руки вверх
и медленно их опускают
Двери закрываются – игра начинается» Расцепляют руки
(Дети занимают место в круге, каждый напротив одного инструмента. Варианты передвижения по кругу могут быть следующими: приставным шагом, на носочках, подскоками, боковым галопом, шаг с приседанием и др.)
Песенки-приговорки могут быть разными. На этом занятии мы с детьми использовали коротенькую песенку, разученную ранее.
«По деревьям скок-скок,
Да орешки цок-цок.
Кто же это отгадай –
Это белка, так и знай»
3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.
Педагог:
«Мы как кошечки пойдем
В зале стульчики найдем.
Все идем, идем, идем,
Сядем, сядем, подождем».
(Дети, имитируя движения кошки, садятся на стулья)
«Все мы рядышком сидим и готовим уши,
Потому что мы хотим научиться слушать.
Ребятки, где ваши ушки?
Дети:
Наши ушки на макушке.
Педагог:
Сегодня мы с вами будем слушать звуки моря, шум прибоя, крики чаек, одним словом – Море.
(музыкальное сопровождение – диск № 1 к программе «Кукляндия» Буренина А. И., Родина М. И., трек № 27, 28, 29)
(Дети внимательно слушают произведение про море)
А сейчас расскажите мне, что вам удалось услышать в этой пьесе.
(Дети часто отвечают, что услышали чаек, шум волн, звуки ветра, плескание рыб в воде).
Давайте попробуем представить море, его обитателей, какое оно – может быть тихим, спокойным или же бурным, иногда даже устрашающим.
Педагог:
А хотите прямо сейчас оказаться на море? Увидеть рыб, которые там живут, посмотреть на красивые подводные растения – водоросли? Я думаю, что у нас это может получиться прямо сейчас.
Кусок синей ткани будет морем, цветные ленточки на палочках будут нашими водорослями, а вот и варежковые куклы – рыбки.
(Педагог назначает роли для детей).
Но чтобы получилась красивая живая картинка подводного мира, нужно сначала нам с вами потренироваться. Рыбки и водоросли садятся на пол, будет тренироваться море. (Дети делают разного вида волны с помощью куска синей ткани сначала по очереди, а потом все вместе).
Сейчас потренируются красиво плавать рыбки.
Ну а теперь пришло время водорослей. Ребята, покажите, как красиво могут двигаться в воде эти интересные растения. (Дети выполняют различные движения с лентами).
А сейчас все движения соединим вместе. Начинается музыка, море и рыбки и водоросли начинают оживать. Внимательно вслушивайтесь в музыку, и она сама вам подскажет движения.
Музыкально-пластическая композиция «Рыбки в море».
(Фото 2)
(Фото 3)
(Фото 4) (Фото 5)
Педагог:
Ребята, какие вы молодцы. Вам получилась изобразить настоящий подводный мир. Сейчас море высыхает (дети складывают ткань), рыбки уплывают в свои домики, а водоросли сворачиваются и засыпают.
4. ПЕНИЕ.
Педагог:
«А сейчас мы как мишки все пойдем
В зале стульчики найдем.
Все идем, идем, идем,
Сядем, сядем, подождем». Дети садятся на стулья.
Педагог:
Ребята, посмотрите, кто это у нас тут спрятался и боится выйти. Это дядя Женя.
(Фото 6)
(Педагог выносит варежковую куклу-говорунчика). Мне кажется, что он стесняется, потому что совершенно не умеет петь, а ему бы так этого хотелось. Научим его петь «Песенку друзей»? Сначала мы с вами вместе споем первый куплет, а дядя Женя послушает. Слушаем внимательно вступление, и по моему взмаху одновременно вступаем. (Дети поют 1-ый куплет песни под аккомпанемент фортепиано).
Педагог:
Дядя Женя мне шепчет, что не понял в мелодии одно место, вот это (педагог проигрывает и пропевает сложные скачки в мелодии). Давайте еще раз споем это место.
Педагог:
Ну что, послушаем, как дядя Женя запомнил мелодию? (кукла поет, но неверно).
Мне кажется неверная мелодия, а вы как думаете.
Давайте тогда второй куплет споем, там ведь мелодия та же самая, только слова другие. (Дети поют 2-й куплет).
Дядя Женя, теперь твоя очередь петь, сейчас уж точно запомнил всё, наверное. (Кукла поет правильно один из куплетов).
Педагог:
Всё правильно, видите, какие вы молодцы, научили нашего гостя петь. А сейчас давайте все вместе споем всю песню целиком под красивое сопровождение. Вставайте рядом со стульчиками, чтобы дядя Женя вас всех разглядел.
(Исполнение песни под фонограмму).
(Музыкальное сопровождение – диск № 1 к программе «Ладушки» Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. (старшая группа), трек № 60)
Далее игрушка благодарит детей и уходит.
5. ИГРЫ, ТАНЦЫ.
Педагог:
Какие вы у меня молодцы сегодня: со страусом Гошей разными интонациями поздоровались, музыкантами в веселом оркестре были, в подводном мире побывали и дядю Женю научили петь «Песенку друзей». Пришло время поиграть и подвигаться.
Ребята, у вас хорошее настроение?
(Дети говорят, что у них сегодня хорошее, веселое, игривое, печальное, а иногда и грустное настроение).
Я приготовила вам сюрприз. Настроение поднимаем! Соберите всё свое хорошее настроение и добрые новости в ладошки вот так (дуют в ладошки). Мы его сейчас положим в волшебную коробочку, она сохранит всю доброту и превратит ее в разноцветные облачка. (Дети складывают «настроение» в коробочку с секретом. Педагог несколько раз переворачивает коробку, а потом открывает ее с другой стороны, где заранее приготовлены разноцветные газовые платочки).
Педагог:
Ваше доброе и хорошее настроение стало разноцветным. Вот смотрите – получились разноцветные облачка. Берите по одному, мы сейчас будем их оживлять и учиться с ними танцевать.
Упражнение «Разноцветные облака».
(Фото 7)
Платочек может ходить, прыгать, кружиться вокруг себя, летать как бабочка, перелетать с руки на руку как дрессированные голуби. А сейчас все облачка превратим в цветы. (Комкают платок в ладошку, затем медленно по очереди раскрывают ладошки – получается распускающийся бутон цветка)
Посадим цветы на клумбу и будем прощаться.
(музыкальное сопровождение – диск № 1 к программе «Кукляндия» Буренина А. И., Родина М. И., треки № 13, 14, 16, 19)
Педагог:
Попрощаться нужно со всеми частями нашего тела, которые нам сегодня помогали и, наверное, устали.
«Щечкам, пока-пока, щечкам, пока-пока. Похлопывают пальчиками по щекам
Носу, пока-пока, щечкам, пока-пока. Похлопывают пальчиками по носу
Ушкам, пока-пока, щечкам, пока-пока. Массируют мочки ушей
Ладошечкам, пока-пока, щечкам, пока-пока. Гладят ладошки
Животику, пока-пока, щечкам, пока-пока. Гладят живот
Ножкам, пока-пока, щечкам, пока-пока. Гладят ноги сверху вниз
Ребяткам, пока-пока, щечкам, пока-пока». Гладят себя по голове
Педагог:
Ребята, наше занятие под названием «Будем с куклами играть, учиться петь и танцевать» подошло к концу. До свидания. Дети выходят из зала.
Список использованной литературы
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
Буренина, А.И. Театр всевозможного Вып. 1: От игры до спектакля / учеб. – метод. пособие – СПб., 2002. – 114 с.
Буренина А. И., Родина М. И. «Кукляндия»: Учеб.-метод. пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008.
Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М: ВАКО, 2007.
Кацер О. В., Коротаева С. А. «Будем лучше говорить, чисто и красиво». Игровая методика развития речевого голоса детей. — СПб, 2008.
Музыкальное сопровождение
Диск № 1 к программе «Кукляндия» Буренина А. И., Родина М. И.
Диск «Танцуй, малыш!» Т. Суворова
Диск №1 к программе «Ладушки» Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. (старшая группа)
Использованные материалы
Фото 1, 2, 3, 4, 5 – автор Бертова Н. А.
Фото 6, 7 – автор Копылов П. А.