5
Конспект урока музыки для 2 класса
«Колокольные звоны»
II четверть 2 класс
Ларионова Екатерина Васильевна,
учитель музыки
Цель урока:
1) Воспитание нравственных патриотических чувств у ребят (вызвать интерес к историческому наследию Родины).
2)Знакомство особенностями звучания колокола.
3) Знакомство с ролью храмов в обыденной жизни русского человека.
4) знакомство с разновидностью звонов
Задачи урока:
1)Слушание и анализ интонационного звучания колоколов и храмовой музыки.
2) Умение различать виды колоколов.
3) Ритмопластика-апликация.
4) многоголосное пение
Оборудование:
Компьютер, экран. Музыкальный проигрыватель
Структура урока:
Организационный момент. Приветствие. Распевание.
Новый материал.
Физминутка
Обсуждение и работа с иллюстрациями.
Ритмопластика-апликация.
Многоголосное пение.
Рефлексия
Форма урока:
Урок – знакомство.
Ход занятия:
Попевка приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте!»
@ Обратите внимание на экран. Что на нем изображено? (колокола) А что такое колокола? (музыкальный инструмент). А почему вы так решили? (на нем играют, он издает звук) Что нужно сделать, чтобы познакомиться с этим музыкальным инструментом? (узнать историю, послушать как он звучит, обсудить, самим поиграть)
Сегодня наш урок мы посвятим колокольным звонам и всему что с этим связано. @Впервые колокольни появились в 18 веке в Новгороде. И до сих пор колокольные перезвоны продолжают радовать и восхищать нас!
В храмах всегда есть колокола. Как вы думаете, для чего они нужны? (звали на службу, возвещали о празднике, в старину не было радио, громкоговорителей). Звон колоколов можно было услышать за много вёрст.
(рабочая папка)
Есть 3 основных вида колокольных звонов @
Перезвон – удары в разные колокола поочерёдно. Обычно от большого колокола к малым
Набат – сигнальный, тревожный звон в один «всполошный» колокол
Погребальный звон – скорбный звон от малых колоколов к большим
Можем ли мы по звучанию определить: какой звон сейчас звучит?
«Набат» (тревожный, призывающий, сразу захотелось бежать и что-то делать)
«Погребальный» (от малых –с высоким регистром до больших – и настроение звона печальное, трагичное, очень тяжело слушать)
Ну и осталось послушать перезвон (они бывают разные – будничные, воскресные, праздничные) мы с вами послушаем праздничный трезвон. Самым первым какой колокол должен зазвучать? (большой)
Вопрос: Что вы испытали во время слушания? (трепет, душевный подъём). Как вам кажется, легко ли исполнять такую музыку? Человека играющего на колоколах и колокольчиках называютзвонарем @
Видео 03.34 «Странствие музыканта»
Вернемся к колокольному звону. Обратите внимание на слова @
Сначала может показаться, что ничего общего между ними нет, но так в народе назвали разные колокола. Как вы думаете почему? (обсуждение)
Есть колокола большие (благовестники), средние(украшают основной звон), малые колокола (зазвонные)@
А если нет под рукой колокольчиков, как можно с помощью голоса изобразить, имитировать звучание колоколов? С помощью жестов?
@Физкульт – минутка.От медленного к быстрому (три раза)
Дон-дон-дон-дон
Загорелся Кошкин дом
Бежит курица с ведром
Заливать Кошкин дом
Кошка выскочила глаза выпучила
А для чего еще нужны колокола, где мы их можем встретить?
@Тройка с бубенцами. Школьный звонок. Новогодние колокольчики – символ чуда, волшебства
@В нашей стране есть самый большой в мире колокол. Его зовут Царь колокол. История его создания растягивается на 5 лет.2 года чертежей и три года литья. Потом долгое время он стоял в так называемой литейной яме. И толькочерез 100 лет. Его вес составляет 202 тонны. Высота 6 метров. Имея такую массу он по определению не может звонить, но он является символом могущества, силы единения и веры народов России.
@Колокола Мира звучат в разных странах в разных городах в единое время, напоминая людям об их всепланетной общности и призывая приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома.
Первый Колокол Мира был установлен в 1954 году в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Он отлит в Японии из монет, пожертвованных детьми всех континентов, в него также вплавлены ордена, медали и другие почётные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всём мире».
@Колокол мира находится в Санкт-Петербурге (он был подарен Японией в 1988 году)
@В Японии колокол мира появился 2006 году и является мировым колоколом мира (так он самый тяжелый в мире)
@В Новосибирске с 2009 года есть колокол Мира. На открытие было три удара колокола в знак соединения времен – прошлого, настоящего и будущего.
Видео 28.35 «Открытие колокола мира в Новосибирске»
А ведь у нас с вами в рабочей папке тоже есть колокольня
Только пока без колоколов, давайте вместе украсим наши колокольни колокольчиками
Есть слова передающий звук колокола «ДОН, Динь, Дили» и разные по размеру колокола красные, оранжевые и желтые. Куда какие нужно распределить. Мы с вами работали не только над расстановкой колоколов но и над музыкальными долями, длинными и короткими — с них начинается ритмический рисунок. (работа в папке, на доске)
Давайте попробуем пропеть разными голосами:
Дон дон …
Динь динь динь динь …
Дили дили дили дили…
Колокола называют еще звучащими иконами.@ Как вы думаете почему? (они связаны с верой, связь между землей и небом, как и икона идут с нами по жизни в будни и праздники) Говорят если услышишь колокольный звон, нужно обязательно остановиться на мгновенье и вслушаться – колокольный звон обладает большой силой исцеления и тела и души. К сожалению ни храма, ни колокольни у нас в селе нет, но мы можем сотворить свою маленькую колокольню, где будут наши звонкие колокола детства (колокольчики звонят).
Итог урока:
5 монет :что сегодня узнали?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?(светофор)Почему?
Попевка прощания«Досвидание, досвидание!»
Источники:
Поурочное планирование по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной, Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»