Конспект урока музыки для 4 класса «Ярмарочное гулянье»

Конспект урока музыки

для 4 класса

«Ярмарочное гулянье»

Цель урока – Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского (балет «Петрушка»).

Задачи:

1)развивать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью на примере музыкального фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского.

2) развивать эмоциональный отклик и выражение своего впечатления в пении, игре или пластике.

3) развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос.

4) развивать музыкальные способности (мелодический, гармонический слух, чувство ритма).

5) развивать творческое отношение к музыке.

6) активизировать познавательную деятельность учащихся.

7) воспитывать умение работать в коллективе.

8) воспитывать уважение друг к другу.

9) знакомить с музыкальными инструментами, развивать практические навыки игры на ДМИ.

Использование современных педагогических технологий:

  1. ИКТ.

  2. Игровые технологии.

  3. Технология развивающего образования.


1.Организационный момент

Вход под музыку (припев «Ярмарки краски» исполнитель В. Леонтьев)

На экране иллюстрация картины Нагорнова Владислава Анатольевича 
«Ярмарка».

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алла Васильевна Трофимова.

Сегодняшний урок-путешествие проведу у вас я.

Итак, мы с вами отправляемся на ярмарку.



2.Образ ярмарки.

— Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?

(как вы представляете себе ярмарку?…вам поможет иллюстрация на экране)

(Ответы детей.)

— Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года.

Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»

Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание:

1 команда — вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики.. Подумайте, как вы будете зазывать покупателей. (На столе у ребят лежит ожерелье из сушек)

2 команда — вы продаете посуду, украшенную хохломской росписью. (На столе у ребят – сахарница, солонка).

3 команда — вы продаете сказочных птиц — сувениры. (На столе – изделия народных промыслов).

Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, не сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! (мои подсказки: покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас!, сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте!, сказочные птицы, птицы-счасться, покупай, не скупись!»)

Нет, если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе)

Стоп. Спасибо, ребята.

Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке.


  1. ОБРАЗ СКОМОРОХА.

— На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!  (На экране изображение скоморохов)

Без этого весельчака и балагура не обходилась ни одна ярмарка. Он

пел, танцевал, шутил со всеми. Кто этот герой?

(Ответы детей — конечно, Скоморох)

На иллюстрации справа вы видите Скоморохов, которые разыгрывают кукольные представления. Посмотрите, какой кукольный герой появился на нашей ярмарке? (ответы детей – Петрушка)

(Я достаю перчаточную куклу-Петрушку и декламирую:

Эй! Народ честной да удачливый,
Все на ярмарку поворачивай.


— Кто из вас хочет сыграть роль скомороха?

Выбираю 1 ребенка, надеваю ему на руку куклу-перчатку, даю текст.

Встань, пожалуйста, со своего места, повернись к ребятам и громко, с выражением прочти эти слова:

Поближе подходите!
Глаза получше протрите!
У нас тут уйма идей
Для взрослых и для детей.


(ребенок декламирует стихи)

— И у нас сегодня много идей и затей..


  1. Игра «Я- композитор»

— Давайте попробуем сочинить музыкальное произведение «Петрушка».

1. Какое настроение будет у нашего произведения? (Из предложенных на доске прилагательных выберите подходящие) (на доске прилагательные: резкая, торжественная, праздничная, печальная, нежная, яркая…)

— Молодцы, ребята. (на экране появляются названия средств музыкальной

Выразительности).

2. Какую мелодию можно подобрать к нашему музыкальному произведению? (протяжную или отрывистую?) — (ответы ребят)

3. Какой темп — скорость будет у нашей «Ярмарки»

— (ответы ребят)

4. А теперь подберите динамические оттенки. (Что такое динамика? – громкость) (ответы ребят)

5. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение? (ответы ребят)

— Каждый из вас побывал в роли композитора и сочинил веселое и задорное музыкальное произведение.


5.Слушание музыки.

— А теперь давайте послушаем, какой образ Петрушки, образ ярмарки получился у русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (на экране – фото композитора, годы жизни)

— Сопоставьте образ Петрушки композитора и тот, который получился у

нас. (Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского).

1) Совпало ли настроение музыкального произведения Стравинского с тем, что у нас получилось?

2) Почему композитор взял и соединил несколько мелодий, превратив в шум и гомон?

Стравинский показал нам оживленный характер многолюдной ярмарки, показал веселого Петрушку.

Вспомните, как мы наперебой расхваливали свой товар, + добавьте выкрики скоморохов – и вы получите этот шумный образ.


  1. Пение частушек.

( использование перчаточной куклы)

Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей! – выкрикивает Петрушка.
Мы все частушки пропоем

Вас послушать позовем.

(выдаю тексты частушек, давайте вспомним мелодию частушек

(все вместе 1)

К нам сюда скорее просим,

Подходи, честной народ.

Веселиться начинайте.

Всех нас ярмарка зовет!

— Молодцы, вспомнили мелодию. Усложним задание. Петь мы будем стоя, поочереди – мальчики, девочки. Во время проигрыша не стойте смирно, придумайте танцевальные движения, например, (показываю «ковырялочка»).

(пение с движениями)


(девочки)

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли матрешки!

Ложки деревянные,

Матрешечки румяны

(мальчики)

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

(вместе)

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Пели с душою вы, молодцы! Будете знатные вы….(кто?)

Ну конечно же, певцы!

  1. Игра «Что находится в огромном мешке»

— Наш Петрушка-затейник принес огромный мешок, без вас открывать запретил, что в мешке – не сказал, вам загадку загадал.

Смотрим на экран ( на экране загадка)

«Дорог этот предмет к обеду», — гласит русская пословица.

Этот предмет — самый практичный из всех столовых приборов.

Он изготавливается из золота, серебра, дерева и т.д.

Этот предмет иногда украшают росписью.

Часто его используют для декора помещений, то есть для украшения.

А также этот предмет используют как музыкальный инструмент.

Что находится в мешке?

Конечно, деревянные ложки.

  1. Игра на муз. инструментах

Следующую потеху придумал для вас Скоморох.

Ложки – это ударный инструмент, они издают хлопающий звук.

Давайте попробуем взять в руку ложку. Для это покажите мне ладонь правой руки. (я также показываю им свою ладонь).

Указательным пальцем я прижимаю черенок ложки (я показываю) Повторяйте за мной.

Посмотрите на свою ложку. Углубление черпака смотрит как раз на меня.

Держим первую ложку.

Вторую ложку мы зажимаем остальными тремя пальцами (я показываю ребятам). Черпаки смотрят в разные стороны.

Очень сильно не зажимайте ложки, иначе никакого музыкального звука мы не получим.

Держим 2 ложки.

А теперь ударяем о левую ладонь 2 ложками. Мы услышим красивый звук.

Пробуем все вместе.

А) Молодцы, теперь попробуйте исполнить следующий ритм:

11, 1 11, 1…….

Я наиграю вам русскую народную мелодию.

Попробуйте подыграть на музыкальных ложках, исполните этот же самый ритм.

(исполнение с музыкой).

Задание Б смотрим по времени!!!!!

Б) 2 куплет мы исполним следующим образом.

Немного развернитесь на стуле ( в сторону прохода между рядами)

Для игры на ложках мы будем использовать правую ногу. Посмотрите, как я ударяю ложками о ногу (я показываю), а теперь повторите за мной (дети исполняют)

А теперь то же самое задание выполним с музыкой. (исполнение)

Молодцы, ребята, справились с этим сложным заданием.

Как думаете, какие еще муз. инструменты можно услышать на ярмарке? Слайд с муз. инструментами.

9. Вокальная импровизация «Сочини мелодию»

(перчаточная кукла Скоморох)

Внимание! Внимание! Внимание!
Подходит к завершению веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Песню сочинить зовет!

— На экране вы видите текст, который нужно пропеть. Сочините каждый свою мелодию. Я вам даю 1 минуту на сочинение.

Пришла пора нам с ярмаркой прощаться

И ей мы До свиданья говорим.

За добрый смех и за участье

Друг друга мы благодарим!


  1. Подведение итогов.

Вставить сюда – композиторов, исполнителей, музыкантов!!!!

— Итак, давайте вспомним, где мы сегодня побывали. (На ярмарке.)

Мы сами были композиторами, сочинили музыкальное произведение под названием «Петрушка», вспомнили некоторые средства музыкальной выразительности, такие как динамика….

Вспомните, какой известный русский композитор написал замечательный балет «Петрушка»? (И.Ф,Стравинский)


Вы замечательно спели веселые….(частушки) – были вокалистами.

Играли на музыкальном инструменте…. (на ложках).

Спасибо вам за этот замечательный праздник.

До свидания, ребята! До скорой встречи!






 



Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "Сатирические образы человека" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: