Конспект урока музыки «Два музыкальных посвящения»
Учитель МОУ «СОШ №15» Люльченко О.Г.
Цель урока: Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом «Я помню чудное мгновенье» М. И. Глинка; инструментальной музыки – «Вальсом-фантизией» М. И. Глинки.
Образовательные задачи
* познакомить с судьбой стихотворения А. С. Пушкина, нашедшего новую жизнь в романсе М. И. Глинки;
* углубить знания о творчестве основоположника русской музыки М. И. Глинки на примере новых произведений;
* сравнить камерный жанр (романс) и симфоническое произведение;
* совершенствовать уровень исполнения (работа над звуковедением, фразировкой, окончанием фраз).
Развивающие задачи
* развивать самостоятельное творческое мышление;
* формировать художественно – эстетический вкус;
* активизировать фантазию и воображение.
Воспитательные задачи
* воспитывать любовь и уважение к произведениям русских классиков;
* пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.
Методы обучения:
Метод моделирования художественно-творческого процесса;
Метод ретроспективы (повторение знаний);
Метод проблемной ситуации;
Метод размышления и обобщения музыки.
Оборудование
* стихотворение А. С. Пушкина К*** «Я помню чудное мгновенье…»;
* презентация,
* компьютер, проектор
* фортепиано;
Ход урока
Музыкальное приветствие
У. Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика.
1 упр. «Ладошки»
2 упр. «Насос»
3 упр. «Сосны-ели»
4 упр. «Задули свечку»
5 упр. «Прилив-отлив»
Скороговорки (предложены учащимися).
Работа над артикуляцией.
Песня-правило о правильной посадке.
Распевание (40 симфония Моцарта).
У. Я уверенна, что эта песенка-распевка помогла нам настроиться на тему сегодняшнего урока, а звучит наша тема так:
Слайд №1
Мир вокальной и инструментальной музыки.
У вас на столах лежит лист опроса. Работать будем в парах, поэтому подпишите свои фамилии и отложите листы в сторону.
У. Какие жанры вокальной музыки вам известны?
Какой жанр вокальной музыки наиболее точно характеризовали бы эти слова? (эпиграф)
-Романс Слайд №2
У. Помогите мне подобрать ассоциации к слову «романс» (голос, вокал, поэзия, лирика, любовь, природа и т.д.).
— Что же такое романс? Вывод самими учащимися.
Слайд №2
У. давайте вместе с вами еще раз вспомним известных композиторов, создавших лучшие образцы этого вокального жанра.
Сайд №3, слайд №4, слайд №5.
У. Как вы думаете, какие темы наиболее характерны для романса?
(ответы детей)
любовь
любование природой
философские размышления
сказочные повествования.
Слайд №6
Уч. Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству известного русского композитора М. И.
Глинка.
Романсы и песни Глинки — гордость русской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни. Лирические романсы Глинки — это своего рода исповедь его души. Сам он был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса
Всё пленяет в романсах Глинки: искренность и простота, скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений, красота мелодии, всегда песенной, выразительной, правдиво передающей содержание текста.
Среди романсов и песен Глинки можно встретить самые разнообразные жанры: от «русской песни», чувствительного бытового романса («Бедный певец») до драматической баллады, песенного повествования («Ночной смотр»), от жизнерадостных застольных и «дорожных» песен до лирических «песен на воде» — баркаролы. Неповторимо своеобразны его песни-танцы в ритме вальса, мазурки, полонеза, испанского болеро, наконец, марша.
УЧ. О каком романсе Глинка идет речь в следующем четверостишие?
Слайд №8
«Как нежно льются эти звуки
Из необъятной высоты.
Я к ним протягиваю руки —
Ладони музыкой полны.
Замрет на миг, и снова льётся
И дышит добротой земля.
Завидую самозабвенью
Неутомимого певца
И у него учусь уменью
И петь, и радовать сердца «
Беседа о настроении, характере музыки, об особенностях исполнения. Напомнить о правильной посадке, о мягком голосоведении.
Игра «Я дирижер вокального ансамбля». Дирижер дает установку: как будем исполнять песню, каким звуком, о правильной посадке при исполнении.
«Жаворонок» — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью.
В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж — его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
Исполнение песни.
Задание №1 нарисовать мелодическую линию песни.
Учитель: Слова и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особому мелодичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Кто из вас не восхищался стихами А. С. Пушкина. Соприкосновение сними оставляет у человека ощущение чего-то прекрасного, гармоничного. Поэзия Пушкина привлекала и продолжает привлекать композиторов. Особое почетное место принадлежит М. И. Глинка. А.С.Пушкин писал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия…»
И вот пример того, как любовь стала мелодией.
(слайд презентации 9)
В 1819 году Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн, а в 1825 году, находясь в ссылке в селе Михайловское, вновь встретил ее в соседнем селе Тригорское. Молодая 25-летняя женщина, умная, обаятельная, очаровала поэта, и именно ей Пушкин посвятил одно из наиболее известных стихотворений «Я помню чудное мгновенье…». Пушкин страстно влюбился в очаровательную молодую женщину. Многое всколыхнула встреча с Анной Петровной в душе поэта и благодаря этому были созданы строки, которые больше полутора веков воскрешают «жизнь, и слезы, и любовь».
Учитель:
Перед нами изображение Анны Петровны Керн.
Слайд № 10
Красавица, на которую невозможно не обратить внимания.
Выступление ученика: История этого романса началась ещё в 1819 году, когда на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, директора публичной библиотеки, Пушкин увидел девятнадцатилетнюю племянницу Оленина Анну Керн. За ужином Пушкин неотступно наблюдал за Анной и не жалел похвал её красоте. «Когда я уезжала, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами» — вспоминала Анна Керн.
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
А она? Забыла ли она Пушкина? Нет, она стала восторженной поклонницей его стихов. В 1825 году А.П.Керн приехала к тётке, Пушкин жил рядом, в Михайловском, куда тётка предложила совершить поездку. А.П.Керн вспоминает: «Он пришёл утром и на прощанье принёс мне экземпляр второй главы «Онегина», в неразрезанных листках которого я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье». Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго смотрел на меня, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять».
Давайте вместе вспомним это стихотворение: (ученики читает стихотворение)
Слайд № 11.
Задание №2 Подберите каждому из шести четверостиший названия, которые соответствуют их образно-смысловому содержанию.(работа с листом опроса).Проверка результатов.
Слайд № 12.
(ученик) Прошло 15 лет. В марте 1839 года композитор Михаил Иванович Глинка навещает сестру, где и повстречался с молодой девушкой. Это была дочь А. П. Керн – Екатерина Ермолаевна Керн. Екатерина Керн не была красавицей, но её бледное, всегда немного печальное лицо и особенно выразительные глаза говорили об уме, чуткости, душевной красоте. Часто общаясь с Катенькой Керн, Глинка всё больше привязывался к ней. Встречи с этой девушкой стали для него потребностью. «Вскоре чувства были вполне разделены милой Е.К., и свидания с ней становились отраднее. Она была не хороша, даже нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице… ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей ее особе, все более и более меня привлекали», — вспоминал композитор . Глинка полюбил Екатерину Ермолаевну, и эта любовь стала для него источником вдохновения для создания музыкального шедевра. Никогда ещё не достигал Глинка в своих романсах такой красоты, такой окрылённости мелодии.
Исповедью любящей души, пылкой и восторженной, стал и романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье», посвящённый Екатерине Ермолаевне Керн.
УЧ. Послушайте романс. Какие чувства он выражает? Слушая романс, ориентируйтесь на нотную запись в учебнике на стр. 16, проследите за музыкальным воплощением стихотворного образа.
Слайд №13
Слушание романса «Я помню чудное мгновенье»
Уч. – Каковы особенности музыкального построения романса (были ли повторения мелодии, появлялись ли совершенно новые эпизоды)?
Задание №3 Нарисуйте мелодическую линию романса. Всегда ли она была постоянной? Если были изменения – отразите их.
Разбор характера и музыкальной интонации.
Слайд №14 Какая получилась форма построения музыки?
Задание №4 Выберите поэтические словосочетания для тех чувств, которое возникает у вас при слушании этой прекрасной музыки.(Работа с карточками).
Мы с вами хорошо поработали, давайте отдохнем.
Исполнение песни «Танцуйте сидя»
-какой танец был популярен во времена Пушкина и Глинка?
Как вы думаете, почему вальс был так популярен? За что он так полюбился и композиторам и исполнителям?( его ценили за плавность, мягкость, “полётность”, за то, что он позволял выразить задушевное и в то же время возвышенное лирическое чувство )
Мы познакомимся сегодня еще с одним уникальным произведением М.И. Глинки. Называется оно очень просто: “Вальс-фантазия”. Это настоящая жемчужина русской музыкальной классики И в музыке этого прекрасного вальса он сумел передать волнение, боль, радость и грусть, связанные с этой запоздалой встречей, любовью. Это произведение тоже посвящено Е. Керн. Поэтическое увлечение юной девушкой было одним из самых глубоких жизненных впечатлений Глинки. В какой-то мере “Вальс-фантазия” явился “страницей из дневника” композитора. Как вы думаете, можно ли назвать “Вальс-фантазию” бытовым танцем, или произведение имеет более глубокое содержание?
Слушание «Вальс-фантазия»
Слайд №15, №16, №17,№18, №19.
Учитель: Какие чувства пробудила у вас эта музыка? Охарактеризуйте интонацию и ритм главной мелодии.
Ребята: Волнение, печаль, сомнение Мелодия певучая, гибкая, как мелодия лучших романсов Глинки, в ней слышится нежный и страстный призыв любви. Ритм легкий, трепетный, причудливый, как будто Глинка рисовал прелестный облик девушки, ее воздушную походку, ее быстрые и легкие движения. Это портрет, нарисованный звуками.
Уч. «Главная мелодия построена из фраз по 3 такта, что создает впечатление, словно кто-то очень взволнованно хочет рассказать о чем-то, но у него не хватает дыхания… Он слишком взволнован…» .
Охарактеризуйте настроение основной темы вальса (рефрена).
Ученик: Тема проникнута задумчивым, мечтательным, задушевным настроением, она лирична, песенна.
Уч. главная тема вальса звучит взволнованно, трепетно. К концу произведения волнение всё более усиливается. Настроение темы рефрена изменяется от трепетного, интимного, тёплого (наигрываю) до ощущения взволнованного порыва, отчаяния, может быть, даже страдания
Более светлые эпизоды передают другое психологическое состояние – временное успокоение душевных переживаний лирического героя. Они звучат радостно, волнующе.
Если одна и та же тема повторяется много раз, чередуясь с контрастными эпизодами, то такая музыкальная форма называется…рондо
Вернемся к моему вопросу— можно ли назвать “Вальс-фантазию” бытовым танцем, или произведение имеет более глубокое содержание?
Вальс-фантазия, как и указано в названии, это больше чем вальс и больше чем танец. Это фантазия о любви, лирическая поэма. В основной теме вальса борются два начала, две возможности. Первая – возможность утраты, связанная с минором, ниспадающим характером мелодии, ее надломленной меланхолией. Вторая возможность – явная полетность, воздушность, изысканность мелодического рисунка, которая ассоциируется с образом сильфиды, нездешнего сказочного существа, обещающего неземное блаженство. Музыка «Вальса-фантазии» как бы колеблется между полюсом надежды и полюсом печали. Порой она скользит и порхает, иногда же она становится похожа на страдальческую, исполненную тоски . И тема печали побеждает, грозный вихрь уносит музыку «Вальса-фантазии», оставляя надежды несбывшимися и сердце разбитым.
Задание № 4 Слайд №20 Составить «Синквейн» со словом «Вальс-фантазия»
Вальс
прекрасный мелодичный
тревожит волнует кружит
Вальс уносит в небеса
Волшебство!
Вальс
торжественный мелодичный
радует веселит ободряет
Вальс вызывает радость к жизни
Король бала!
Повторное слушание.
Задание №5 Решение кроссворда
Учитель: Во все времена любовь была, есть и будет. Но только у кого-то любовь счастливая, у кого-то несчастная, у кого-то безответная и неразделённая. Кого-то она вдохновляет, кого-то опустошает, кто-то благодаря любви расцветает. М.И.Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки». Музыка композитора производит на нас то же впечатление, что и стихи поэта. Творения этих великих людей пленяют необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищают величием и мудрой ясностью выражения. Своими произведениями Пушкин и Глинка говорят о том, как красив человек, сколько возвышенного в порывах его души – в героизме, преданности Отчизне, самоотверженности, дружбе, любви, воспевают жизнь, утверждают победу разума, добра и справедливости.
Слайд №21
Волнует музыка, тревожит,
Вновь пробуждая красоту,
И никогда никто не сможет
Сравниться с ней по волшебству.