3класс 40 минут
Тема четверти: Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость.
Тема:Маршевость.
Цель:
— познакомить детей ближе с понятиями песенность, танцевальность, маршевость,
— систематизировать и обобщить ключевые знания учащихся;
— прививать любовь и интерес к музыке;
— формировать способность анализировать музыку.
Задачи:
— научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям; — развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки;
— развитие импровизации;
— развивать вокальные навыки при исполнении песен.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности, приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.
Коммуникативные УУД:
передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности, передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях.
Личностные УУД:
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений
Музыкальный материал:
Диски с записями: «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета Р.Щедрина; увертюра из оперы «Кармен» Ж.Бизе, Бетховен «Симфония №5» (3 часть).
Песня « С нами, друг!» Г. Струве.
Песня «Росиночка–Россия»
Оборудование: Компьютер, иллюстрации к сказке Петра Ершова «Конёк – Горбунок», портреты композиторов, учебник «Музыка 3 класс» Л.В. Школяр, В.О. Усачева.
Ход урока:
I.Организационный
Вход под музыку Г. Струве «С нами, друг!». Исполнение песни.
— Ребята! К какому киту (жанру музыки) относится это произведение?
— Песня.
— Какого характера произведение?
— Задорное, весёлое и т.д. Что хочется делать, слушая и исполняя его? (маршировать).
— Действительно, киты могут встречаться вместе, образовывая песню-танец или песню-марш.
— Ребята! В большом мире музыки много загадок! Оказывается под музыку танца не всегда можно танцевать, под музыку песни петь, а под музыку марша маршировать.
II.Объяснение урока:
На предыдущих занятиях мы уже говорили о песенности, танцевальности и маршевости, которые встречаются в крупных музыкальных произведениях – симфониях, операх и балетах.
На сегодняшнем уроке мы прослушаем фрагменты из балета «Конёк – Горбунок» Р.Щедрина по сказке Петра Ершова.
Р.Щедрин – композитор нашего времени, написал много опер, балетов и другой музыки. (Показываю портрет композитора)
Давайте вспомним содержание сказки. (Дети рассказывают)
А сейчас я прочитаю отрывки из сказки. А вы внимательно следите за текстом и определите, какому жанру они соответствуют.
А теперь прослушайте три музыкальных фрагмента из балета «Конёк – Горбунок» Р.Щедрина и определите, какой фрагмент относится к песенной музыке, а какой к танцевальной и маршевой.
У каждого из вас есть таблица, куда вы впишите свои результаты
(у каждого ученика распечатана таблица).
Песенность | Танцевальность | Маршевость | |
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
Прослушивание записи: «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох».
Что вы можете сказать о прослушанной музыке? (Все три темы
контрастны).
Чем они не похожи? Расскажите о каждой части.
1.«Ночь» — построена на интонациях русской народной песни –
напевная, протяжная, напоминает колыбельную, но в ней никто не поёт. Это музыка песенного характера . Можно такую мелодию напевать с закрытым ртом, делать мерное покачивание? (Да)
2.«Золотые рыбки» — лёгкая, грациозная музыка с неожиданным ударением. Всё это делает музыку похожей на танец, но никто не танцует. Это танцевальная музыка.
3.«Царь Горох» — основная тема царя. Какие инструменты вы слышали? (Три трубы и барабан). Музыка маршевая, но это не настоящий марш, нет чёткого начала и конца (маршевость слышна в музыке, можно представить идущего коня или людей, но нельзя сказать, что это марш, под неё нельзя маршировать). Звучит музыка торжественно и смешно.
— Какой он Царь Горох? (Царь лысый , с седой бородой, глупый, жадный, толстый, в большой короне, думает, что величина короны добавляет величия. Под звуки фанфар вступает он в город на богато украшенном коне, народ падает на колени, а он, восседая высоко на коне, с презрением и высокомерием смотрит на толпу, свита его тоже шествует, высоко подняв носы. Дети рисуют картину шествия Царя Гороха.)
— Все вы говорите правильно, а особенно ценно то, что вы нарисовали картину шествия царя, значит, вы услышали маршевые интонации в музыке? (Да. Это не был марш, но была слышна в музыке балета поступь, прозвучала маршевость. Под этот марш в жизни маршировать нельзя, а в балете можно (Дети делают вывод сами.)
В музыке оперы люди «вступают в разговор», общаются между собой ариями, речитативами и другими «песнями». А балет, это музыкальный спектакль, в котором артисты тацуют.
В балете люди общаются движением, танцем, но это тоже разговор. Вот вы услышали характер царя и придворных и их шествие.
— Но что сатирическое в музыке? (Нестройные аккорды подчеркивают глупость царя, его хромота) Дети исполняют фрагмент. Повторное прослушивание с исполнением шага хромого царя.
А теперь вашему вниманию я хочу представить увертюру к опере
« Кармен» французского композитора Ж. Бизе.
Увертюра – это музыка, которой открывается оперный или балетный спектакль.
Какую музыку вы здесь услышите?
Маршевую, песенную. А какой характер увертюры яснее выражен?
Вывод: (делают дети)
Песенность – это когда музыка напевная, песенно- мелодичная, но не обязательно для пения.
Маршевость – ритм, темп говорит о марше (ритмы походные, торжественные, бравурные, но не обязательно для марширования.
Танцевальность – музыка напоминает танец, пронизана ритмами танцев (от народных до польки и вальса), но не обязательно предназначена для танцев.
— Какое настроение у такой музыки? (Хорошее, веселое, бодрое и т.д.)
Во все времена человек борется со злом.
В музыке Бетховена эти страстные призывы слышны очень часто. Достигается это использованием определенных музыкальных средств – громкого звучания, быстрого темпа, решительного и мужественного характера музыки, волевых, жестких интонаций, четкого ритма.
— Все эти характеристики приближают музыку Бетховена к какому жанру? (Марш.)
— Прослушайте фрагмент 5-й симфонии Бетховена и подтвердите мои слова. В произведениях этого великого композитора мы будем часто встречаться с героическим звучанием. 5-я симфония – один из самых ярких образцов именно такой музыки.
Слушание фрагмента третей части 5-й симфонии Л. Бетховена. Какая это музыка? Расскажите. (Музыка сильная, победная, жизнеутверждающая, величественная).
— Услышали вы все о том, о чем мы с вами говорили? (Да.)Давайте разучим главную мелодию этой симфонии. Исполняю на фортепиано. Разучиваем по фразам.
— Исполнение песни «Росиночка – Россия».
— Разучивание песни «Осень» С. Юдиной.
III. Обобщение.
— О чем мы говорили сегодня на уроке? (О песенности, танцевальности и маршевости).
— Музыку каких композиторов слушали? Узнайте их на портретах.
Домашнее задание: Ребята, нарисуйте рисунок к любому прослушанному музыкальному отрывку.
Урока время истекло, я вам, ребята, благодарна, за то, что приняли тепло и поработали ударно!!!