Урок музыки в 5 классе.
Учитель музыки ГБОУ СОШ №251
Гендина А.К.
Урок разработан с применением технологии деятельностного метода и социоигровых технологий.
Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»
Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»
Тема урока: «Музыкальный портрет».
Цель урока: раскрыть понятие «Музыкальный портрет».
Задачи:
На примере музыки М.Мусоргского показать, что сочетание разных элементов музыкальной речи может вызывать в нашем воображении определённые зрительные образы.
Добиться осмысленности и интонационной выразительности в исполнении песни Г.Струве «Я хочу увидеть музыку»,
Вызвать эмоциональный отклик учащихся на музыку М.Мусоргского.
Оборудование:
Музыкальный центр, синтезатор, музыкальные произведения к уроку, репродукции: А.Венецианов. «Автопортрет»; И.Репин. «Протодьякон»; А.Венецианов. «Захарка», бумага, фломастеры.
Название раздела урока | Изучаемый материал | задача | Вид деятельности | время | |
1. | Организационный момент. Распевание. | Мелодия арии Кутузова из оперы С.Прокофьева «Война и мир» | Настроить учащихся на восприятие музыкальных интонаций. | Диалог с учащимися | 3 |
2. | Вокально-хоровая работа. | Г.Струве. Я хочу увидеть музыку. | Добиться осмысленного, выразительного исполнения 2-го куплета песни. | Пение. | 15 |
3. | Вводная беседа. Определение темы урока. | На что мы обращаем внимание, встречая незнакомого человека? | Уточнить, из каких элементов складывается образ человека. Предположить тему урока. | Диалог с учащимися, запись на доске. | 2 |
4. | Интонационная работа. | Начальные интонации Песни Варлаама (М.Мусоргский. Опера «Борис Годунов») | «Увидеть» в интонации человека. | Диалог с учащимися, работа на доске. | 5 |
5. | Слушание и анализ музыкального произведения. | М.Мусоргский. Песня Варлаама. | Составить наиболее полный портрет героя. Обратить внимание на элементы музыкальной речи, которые указывают на те или иные черты характера. | Работа малыми группами. | 10 |
6. | Работа с наглядным материалом. | Репродукции: А.Венецианов. Автопортрет. И.Репин. Протодьякон. А.Венецианов. Захарка. | Проанализировать предложенные портреты и выбрать наиболее созвучный музыке М.Мусоргского. | Работа малыми группами. | 5 |
7. | Итог урока. | Прийти к выводу, что в сочетании разных элементов музыкальной речи можно «услышать» портрет человека. | Определить тему урока: «Музыкальный портрет». | Беседа с учащимися. | 5 |
Ход урока.
Приветствие исполняется на тему арии Кутузова из оперы С.Прокофьева «Война и мир».
— Добрый день, добрый день, ученики…
Учащиеся пытаются ответить учителю на эту же мелодию:
— Добрый день, учитель.
-Ребята, вам знакома эта мелодия? Где вы её слышали? (Ответы учащихся).
— Мы говорим, что в интонации скрыт человек. Каким предстал пред нами Кутузов? (Ответы учащихся)
— Давайте исполним начало арии от лица сильного, спокойного, уверенного человека. (Исполнение).
— Здесь интонации размашистые, уверенные, а какие интонации в песне «Я хочу увидеть музыку?» (Ответы учащихся. Разучивание второго куплета песни, работа над его исполнением).
— А какой человек скрыт за этой интонацией? (Исполнение на фортепиано начальных интонаций Песни Варлаама). Споем эту мелодию. (Исполнение на слог «да»).
— Подберите слова и фразы об этом человеке. Какой он? (Все слова и фразы записываем на доске).
— Представьте себе, что в класс вошёл незнакомец. Поздоровался, что-то вам рассказал. Из каких элементов сложится ваше представление об этом человеке? (Ответы учащихся.)
Класс делится на три группы. Перед прослушиванием музыки каждая группа получает задание: Как этот человек говорит? (особенности речи). Как он ходит? Какой у него характер? После прослушивания дети рассказывают о результатах работы в группах, указывая, какие средства музыкальной выразительности подсказали им это.
— Сейчас послушаем ещё раз и попробуем представить себе этого человека. (Второе прослушивание).
После второго прослушивания на доске вывешиваются три портрета.
— Характер какого персонажа наиболее созвучен музыке? Свой ответ необходимо обосновать. (Каждая группа высказывает своё мнение. В результате обсуждения приходим к выводу, что это «Протодьякон» И.Репина.
— Ребята, что мы сегодня весь урок делали? Пытались в музыке услышать портрет человека – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ.
— Что же такое «Музыкальный портрет?» (Ответы учащихся).