Конспект урока музыки «Музыкальный портрет» 5 класс

Урок музыки в 5 классе.


Учитель музыки ГБОУ СОШ №251

Гендина А.К.

Урок разработан с применением технологии деятельностного метода и социоигровых технологий.



Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»

Тема урока: «Музыкальный портрет».



Цель урока: раскрыть понятие «Музыкальный портрет».

Задачи:

  1. На примере музыки М.Мусоргского показать, что сочетание разных элементов музыкальной речи может вызывать в нашем воображении определённые зрительные образы.

  2. Добиться осмысленности и интонационной выразительности в исполнении песни Г.Струве «Я хочу увидеть музыку»,

  3. Вызвать эмоциональный отклик учащихся на музыку М.Мусоргского.



Оборудование:

Музыкальный центр, синтезатор, музыкальные произведения к уроку, репродукции: А.Венецианов. «Автопортрет»; И.Репин. «Протодьякон»; А.Венецианов. «Захарка», бумага, фломастеры.


















Название раздела урока

Изучаемый материал

задача

Вид деятельности

время

1.

Организационный момент. Распевание.

Мелодия арии Кутузова из оперы С.Прокофьева «Война и мир»

Настроить учащихся на восприятие музыкальных интонаций.

Диалог с учащимися

3

2.

Вокально-хоровая работа.

Г.Струве. Я хочу увидеть музыку.

Добиться осмысленного, выразительного исполнения 2-го куплета песни.

Пение.

15

3.

Вводная беседа.

Определение темы урока.

На что мы обращаем внимание, встречая незнакомого человека?

Уточнить, из каких элементов складывается образ человека.

Предположить тему урока.

Диалог с учащимися, запись на доске.

2

4.

Интонационная работа.

Начальные интонации Песни Варлаама (М.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»)

«Увидеть» в интонации человека.

Диалог с учащимися, работа на доске.

5

5.

Слушание и анализ музыкального произведения.

М.Мусоргский. Песня Варлаама.

Составить наиболее полный портрет героя. Обратить внимание на элементы музыкальной речи, которые указывают на те или иные черты характера.

Работа малыми группами.

10

6.

Работа с наглядным материалом.

Репродукции:

А.Венецианов. Автопортрет.

И.Репин. Протодьякон.

А.Венецианов. Захарка.

Проанализировать предложенные портреты и выбрать наиболее созвучный музыке М.Мусоргского.

Работа малыми группами.

5

7.

Итог урока.

Прийти к выводу, что в сочетании разных элементов музыкальной речи можно «услышать» портрет человека.

Определить тему урока: «Музыкальный портрет».

Беседа с учащимися.

5


Ход урока.


Приветствие исполняется на тему арии Кутузова из оперы С.Прокофьева «Война и мир».

— Добрый день, добрый день, ученики…

Учащиеся пытаются ответить учителю на эту же мелодию:

— Добрый день, учитель.

-Ребята, вам знакома эта мелодия? Где вы её слышали? (Ответы учащихся).

— Мы говорим, что в интонации скрыт человек. Каким предстал пред нами Кутузов? (Ответы учащихся)

— Давайте исполним начало арии от лица сильного, спокойного, уверенного человека. (Исполнение).

— Здесь интонации размашистые, уверенные, а какие интонации в песне «Я хочу увидеть музыку?» (Ответы учащихся. Разучивание второго куплета песни, работа над его исполнением).


— А какой человек скрыт за этой интонацией? (Исполнение на фортепиано начальных интонаций Песни Варлаама). Споем эту мелодию. (Исполнение на слог «да»).

— Подберите слова и фразы об этом человеке. Какой он? (Все слова и фразы записываем на доске).


— Представьте себе, что в класс вошёл незнакомец. Поздоровался, что-то вам рассказал. Из каких элементов сложится ваше представление об этом человеке? (Ответы учащихся.)

Класс делится на три группы. Перед прослушиванием музыки каждая группа получает задание: Как этот человек говорит? (особенности речи). Как он ходит? Какой у него характер? После прослушивания дети рассказывают о результатах работы в группах, указывая, какие средства музыкальной выразительности подсказали им это.


— Сейчас послушаем ещё раз и попробуем представить себе этого человека. (Второе прослушивание).


После второго прослушивания на доске вывешиваются три портрета.

— Характер какого персонажа наиболее созвучен музыке? Свой ответ необходимо обосновать. (Каждая группа высказывает своё мнение. В результате обсуждения приходим к выводу, что это «Протодьякон» И.Репина.


— Ребята, что мы сегодня весь урок делали? Пытались в музыке услышать портрет человека – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ.


— Что же такое «Музыкальный портрет?» (Ответы учащихся).

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: