7
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение центр развития –
детский сад №8 «Берёзка»
Зарайского района Московской области
Конспект урока музыки
«ПОСИДЕЛКИ»
подготовила
музыкальный руководитель
Старцева Татьяна Петровна
г. Зарайск
Интеграция: образовательная область «Музыка», «Социализация», «Поз-
нание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Цель: знакомство детей с истоками русской народной культуры, развитие музыкальных и творческих способностей.
Задачи
Обучающие:
1. Учить выражать свое настроение в песне, высказываться о характере музыки.
2. Обучать хороводным движениям и перестроениям.
3. Закреплять навык игры в ансамбле на шумовых инструментах, передавая ритмический рисунок мелодии.
Развивающие:
1.Развивать творческие способности в основных видах музыкальной деятельности. 2.Продолжать развивать навыки инсценирования песен.
3.Развивать интерес к устному народному творчеству (потешкам, прибауткам) Воспитывающие: Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре. Пособия, атрибуты, дидактический материал:
внутреннее убранство русской народной избы: печь бутафорская ,сундук, прялка, колыбелька, предметы крестьянского быта, русские народные костюмы (детские), 2 сарафана (взрослые), платочки на каждого ребенка, деревянные ложки, трещотки, бубен, свистульки, бумажные заготовки для раскрашивания.
Ход занятия:
Зал убран в русском народном стиле.
Дети входят в зал под русскую народную мелодию «Пойду ль выйду ль я». На них русские народные костюмы. Воспитатель и музыкальный руководитель в русских сарафанах.
Музыкальное приветствие. . Воспитатель В мире есть много разных народов: русские и белорусы, французы и англичане, поляки и молдаване. У каждого народа есть своя музыка, свои сказки, песни, игры. Сегодня мы будем слушать русскую народную музыку, петь русские народные песни, играть в игры, узнавать народные обычаи.
Фонограмма русской народной мелодии
(по выбору музыкального руководителя)
Воспитатель
В старину люди после трудового дня собирались вечером вместе на веселые посиделки: себя показать да на других посмотреть. Мы с вами заглянем к ним, попоем, поиграем да позабавимся. Зайду в избу, приготовлюсь к приему гостей.
(Под русскую народную мелодию педагог входит в ту часть музыкального зала, где «изба», весело хлопочет: ставит пироги в печь, накрывает стол, готовит пряжу)
Воспитатель ( говорит во то время , когда прибирается)
Наша изба ровно тепла,
Домом жить – не лукошко шить,
Домом жить – не развеся уши ходить,
Домом жить – обо всем тужить,
Дом вести – не лапти плести.
Хозяйка в дому, что оладушек в меду,
Она прибирает, она подавает,
Одним одна за все отвечает
( делает пригласительный жест руками )
Прошу в мою избу: красному гостю – почетное место.
Милости прошу отведать хлеб-соль!
За ним всякая шутка хороша.
Где потеснее, там и веселее
Музыкальный руководитель ( «входит» с детьми в дом)
Здравствуй, хозяюшка! Можно ль войти?
Воспитатель
Проходите, проходите, только маленько подождите, тихо-тихо посидите. Угомон позову, деток спать уложу, а потом уж и посидим рядком да поговорим ладком (качает колыбельку)
Музыкальный руководитель
Мать, укачивая дитя, пела ему байку ( колыбельную) протяжно, спокойно. Ласково и убаюкивающе звучит ее голос, дремлет дитя, засыпает.
Воспитатель исполняет русскую народную колыбельную песню
«Котенька-коток»
Музыкальный руководитель
В русских колыбельных песнях иногда звали мягкого доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награду: «кувшинчик молока», «кусочек пирога». Так и в этой колыбельной. Послушайте еще раз.
( Дети слушают колыбельную ещё раз, музыкальный руководитель спрашивает какое настроение у этой песни.)
Музыкальный руководитель
Правильно! Музыка медленная, тихая. Колыбельная напевается как бы вполголоса, звучит плавно, ласково. Каждая мама, качая своего малыша, придумывала свои мелодии, повторяла услышанные от бабушки к маме, от мамы – к детушкам…
( Берет куклу и поет «Колыбельную» музыка В. Карасевой слова
Н.Френкель)
Детям предлагается выполнить творческое задание: спеть придуманную самостоятельно мелодию на слова этой колыбельной песни.
Воспитатель ( сидит за прялкой)
Тихо жужжит моя прялка
Музыкальный руководитель
Легко и плавно двигаются руки у ловких мастериц.
(раздает детям платочки)
С шуткой, песней да весельем и работа спорится.
Как говорится в русской пословице: « От скуки бери дело в руки»
Воспитатель
Вот и проведем время на посиделках за любимым рукоделием, украсим нашу избу.
( Звучит фонограмма русской народной песни «Прялица»,
девочки под песню имитируют движения пряхи, подпевают.)
Воспитатель.
Не засиделись ли мы за работой? Заведем- ка хоровод!
Музыкальный руководитель
«Что же тут сложного?» – подумаете вы: «Да это же для самых маленьких – ходить по кругу!» Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку. Хороводные движения бывают простыми и сложными.
Можно ходить медленно в одну, другую сторону, разомкнуть круг и сделать два круга: большой и поменьше; разойтись в парах, колонной, двигаться цепочкой; круга нет, но это хоровод, а можно одним рядом наступать на другой…
Звучит фонограмма «Прялица» (2-я часть)
(Дети с помощью взрослых выполняют хороводные перестроения в соответствии со словесными указаниями музыкального руководителя: большой круг, сужение–расширение, «ручеёк», маленькие круги, «змейка».)
Музыкальный руководитель
Итак, хоровод – это музыка, танец и игра одновременно. Некоторые хороводы превращаются в целые сценки, изображающие всё, о чем поётся в песне.
Воспитатель.
Ребята, давайте вспомним песню про нашу кормилицу-земелюшку!
(Дети вместе со взрослыми исполняют хоровод ,выполняя движения по тексту. )
«Земелюшка – чернозем» (русская народная песня)
Воспитатель
Поработали девицы, поплясали с молодцами, да и за дело снова пора.
Музыкальный руководитель
Чем будут заниматься добры молодцы?
Воспитатель
Отгадайте! Загадка вам моя подскажет:
Сама не ест, а всех кормит. ( дети отвечают)
Воспитатель
Наши ложки всем знакомы,
Не сидят они тут дома!
По свету гуляют,
Работу прославляют ( показывает ложки)
Хочешь ими – щи хлебай, а хочешь плясовую играй!
(показывает несколько приемов игры)
Музыкальный руководитель
А еще такие мастера были, которые различные музыкальные инструменты делали: свистульки, дудочки, трещотки, балалайки и гармошки.
(дети рассматривают русские народные инструменты и иллюстрации, затем берут шумовые детские инструменты)
Воспитатель
Как у нашего соседа
Весела была беседа,
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Чечетки – в трещотки,
Чайки – в балалайки,
Две синицы-крошки
Заиграли в ложки,
Играют, играют,
Всех потешают!
( Звучит фонограмма русской народной песни «Ах, ты берёза» , взрослые помогают детям играть на детских шумовых инструментах,отмечая ритмический рисунок в музыке)
Воспитатель
Потрудились славно,
Музыкальный руководитель
Время провели забавно.
Воспитатель
Стол ложками украсим, а печку платочками. Нарядно в доме! Как в народе говорят: «Где работа, там и густо, а в ленивом доме –пусто»
Музыкальный руководитель
А мы с вами в каком доме были? ( дети отвечают)
Воспитатель
Нашим посиделкам конец,
Кто работал, песни пел, тот — молодец!
И надо бы каждому молодцу
С огорода по огурцу,
Да пока вы хоровод водили,
Зайцы огурцы все утащили,
Вот вам и не досталось.
Музыкальный руководитель
Да вы не огорчайтесь! Найдутся и вам подарки вот в этом сундучке.
( достает белые трафареты ложек, свистулек, матрешек, предлагает их разрисовать элементами хохломской и городецкой росписи и украсить ими музыкальный уголок в группе)
Музыкальное прощание
Задание выполняется во второй половине дня или даётся на дом.
Список использованной литературы:
Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. « Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре» М.: Художественная литература, 1991 г.
«Гармошечка-говорушка» Выпуск 7. Музыкально-методический ма-
териал для детей младшего возраста. М.: Музыка,1989 г.
«Музыка и движение» (упражнения, игры, пляски для детей 6-7
лет». Авторы-составители:С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина.
М. : Просвещение, 1984 г.
«Учите детей петь». Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составители: Т.М. Орлова, С.И. Бекина.
М.: Просвещение, 1987 г.