Конспект урока музыки «ПОСИДЕЛКИ»

7


Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение центр развития –

детский сад №8 «Берёзка»

Зарайского района Московской области











Конспект урока музыки

«ПОСИДЕЛКИ»





подготовила

музыкальный руководитель

Старцева Татьяна Петровна













г. Зарайск

Интеграция: образовательная область «Музыка», «Социализация», «Поз-

нание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Цель: знакомство детей с истоками русской народной культуры, развитие музыкальных и творческих способностей.

Задачи

Обучающие:

1. Учить выражать свое настроение в песне, высказываться о характере музыки.

2. Обучать хороводным движениям и перестроениям.

3. Закреплять навык игры в ансамбле на шумовых инструментах, передавая ритмический рисунок мелодии.

Развивающие:

1.Развивать творческие способности в основных видах музыкальной деятельности. 2.Продолжать развивать навыки инсценирования песен.

3.Развивать интерес к устному народному творчеству (потешкам, прибауткам) Воспитывающие: Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре. Пособия, атрибуты, дидактический материал:

внутреннее убранство русской народной избы: печь бутафорская ,сундук, прялка, колыбелька, предметы крестьянского быта, русские народные костюмы (детские), 2 сарафана (взрослые), платочки на каждого ребенка, деревянные ложки, трещотки, бубен, свистульки, бумажные заготовки для раскрашивания.

Ход занятия:

Зал убран в русском народном стиле.

Дети входят в зал под русскую народную мелодию «Пойду ль выйду ль я». На них русские народные костюмы. Воспитатель и музыкальный руководитель в русских сарафанах.

Музыкальное приветствие. . Воспитатель В мире есть много разных народов: русские и белорусы, французы и англичане, поляки и молдаване. У каждого народа есть своя музыка, свои сказки, песни, игры. Сегодня мы будем слушать русскую народную музыку, петь русские народные песни, играть в игры, узнавать народные обычаи.

Фонограмма русской народной мелодии

(по выбору музыкального руководителя)

Воспитатель

В старину люди после трудового дня собирались вечером вместе на веселые посиделки: себя показать да на других посмотреть. Мы с вами заглянем к ним, попоем, поиграем да позабавимся. Зайду в избу, приготовлюсь к приему гостей.

(Под русскую народную мелодию педагог входит в ту часть музыкального зала, где «изба», весело хлопочет: ставит пироги в печь, накрывает стол, готовит пряжу)

Воспитатель ( говорит во то время , когда прибирается)

Наша изба ровно тепла,

Домом жить – не лукошко шить,

Домом жить – не развеся уши ходить,

Домом жить – обо всем тужить,

Дом вести – не лапти плести.

Хозяйка в дому, что оладушек в меду,

Она прибирает, она подавает,

Одним одна за все отвечает

( делает пригласительный жест руками )

Свежие документы:  Конспект урока по музыке во 2 классе "Портреты в музыке"

Прошу в мою избу: красному гостю – почетное место.

Милости прошу отведать хлеб-соль!

За ним всякая шутка хороша.

Где потеснее, там и веселее

Музыкальный руководитель ( «входит» с детьми в дом)

Здравствуй, хозяюшка! Можно ль войти?

Воспитатель

Проходите, проходите, только маленько подождите, тихо-тихо посидите. Угомон позову, деток спать уложу, а потом уж и посидим рядком да поговорим ладком (качает колыбельку)

Музыкальный руководитель

Мать, укачивая дитя, пела ему байку ( колыбельную) протяжно, спокойно. Ласково и убаюкивающе звучит ее голос, дремлет дитя, засыпает.

Воспитатель исполняет русскую народную колыбельную песню

«Котенька-коток»

Музыкальный руководитель

В русских колыбельных песнях иногда звали мягкого доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награду: «кувшинчик молока», «кусочек пирога». Так и в этой колыбельной. Послушайте еще раз.


( Дети слушают колыбельную ещё раз, музыкальный руководитель спрашивает какое настроение у этой песни.)

Музыкальный руководитель

Правильно! Музыка медленная, тихая. Колыбельная напевается как бы вполголоса, звучит плавно, ласково. Каждая мама, качая своего малыша, придумывала свои мелодии, повторяла услышанные от бабушки к маме, от мамы – к детушкам…

( Берет куклу и поет «Колыбельную» музыка В. Карасевой слова

Н.Френкель)

Детям предлагается выполнить творческое задание: спеть придуманную самостоятельно мелодию на слова этой колыбельной песни.

Воспитатель ( сидит за прялкой)

Тихо жужжит моя прялка

Музыкальный руководитель

Легко и плавно двигаются руки у ловких мастериц.

(раздает детям платочки)

С шуткой, песней да весельем и работа спорится.

Как говорится в русской пословице: « От скуки бери дело в руки»

Воспитатель

Вот и проведем время на посиделках за любимым рукоделием, украсим нашу избу.

( Звучит фонограмма русской народной песни «Прялица»,

девочки под песню имитируют движения пряхи, подпевают.)

Воспитатель.

Не засиделись ли мы за работой? Заведем- ка хоровод!

Музыкальный руководитель

«Что же тут сложного?» – подумаете вы: «Да это же для самых маленьких – ходить по кругу!» Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку. Хороводные движения бывают простыми и сложными.

Можно ходить медленно в одну, другую сторону, разомкнуть круг и сделать два круга: большой и поменьше; разойтись в парах, колонной, двигаться цепочкой; круга нет, но это хоровод, а можно одним рядом наступать на другой…

Звучит фонограмма «Прялица» (2-я часть)

(Дети с помощью взрослых выполняют хороводные перестроения в соответствии со словесными указаниями музыкального руководителя: большой круг, сужение–расширение, «ручеёк», маленькие круги, «змейка».)

Свежие документы:  Конспект урока по алгебре "Решение уравнений высоких степеней" 9 класс

Музыкальный руководитель

Итак, хоровод – это музыка, танец и игра одновременно. Некоторые хороводы превращаются в целые сценки, изображающие всё, о чем поётся в песне.

Воспитатель.

Ребята, давайте вспомним песню про нашу кормилицу-земелюшку!

(Дети вместе со взрослыми исполняют хоровод ,выполняя движения по тексту. )

«Земелюшка – чернозем» (русская народная песня)



Воспитатель

Поработали девицы, поплясали с молодцами, да и за дело снова пора.

Музыкальный руководитель

Чем будут заниматься добры молодцы?

Воспитатель

Отгадайте! Загадка вам моя подскажет:

Сама не ест, а всех кормит. ( дети отвечают)

Воспитатель

Наши ложки всем знакомы,

Не сидят они тут дома!

По свету гуляют,

Работу прославляют ( показывает ложки)

Хочешь ими – щи хлебай, а хочешь плясовую играй!

(показывает несколько приемов игры)

Музыкальный руководитель

А еще такие мастера были, которые различные музыкальные инструменты делали: свистульки, дудочки, трещотки, балалайки и гармошки.

(дети рассматривают русские народные инструменты и иллюстрации, затем берут шумовые детские инструменты)

Воспитатель

Как у нашего соседа

Весела была беседа,

Гуси – в гусли,

Утки – в дудки,

Чечетки – в трещотки,

Чайки – в балалайки,

Две синицы-крошки

Заиграли в ложки,

Играют, играют,

Всех потешают!

( Звучит фонограмма русской народной песни «Ах, ты берёза» , взрослые помогают детям играть на детских шумовых инструментах,отмечая ритмический рисунок в музыке)

Воспитатель

Потрудились славно,

Музыкальный руководитель

Время провели забавно.

Воспитатель

Стол ложками украсим, а печку платочками. Нарядно в доме! Как в народе говорят: «Где работа, там и густо, а в ленивом доме –пусто»

Музыкальный руководитель

А мы с вами в каком доме были? ( дети отвечают)

Воспитатель

Нашим посиделкам конец,

Кто работал, песни пел, тот — молодец!

И надо бы каждому молодцу

С огорода по огурцу,

Да пока вы хоровод водили,

Зайцы огурцы все утащили,

Вот вам и не досталось.

Музыкальный руководитель

Да вы не огорчайтесь! Найдутся и вам подарки вот в этом сундучке.

( достает белые трафареты ложек, свистулек, матрешек, предлагает их разрисовать элементами хохломской и городецкой росписи и украсить ими музыкальный уголок в группе)

Музыкальное прощание

Задание выполняется во второй половине дня или даётся на дом.



























Список использованной литературы:


  1. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. « Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре» М.: Художественная литература, 1991 г.

  2. «Гармошечка-говорушка» Выпуск 7. Музыкально-методический ма-

териал для детей младшего возраста. М.: Музыка,1989 г.


  1. «Музыка и движение» (упражнения, игры, пляски для детей 6-7

лет». Авторы-составители:С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина.

М. : Просвещение, 1984 г.


  1. «Учите детей петь». Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составители: Т.М. Орлова, С.И. Бекина.

М.: Просвещение, 1987 г.


Свежие документы:  Сценарий внеклассного мероприятия для 4 класса "В гости к музыке"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: