Государственное Образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2360
Конспект урока музыки
«Разноцветная музыка»
(музыкальное воспитание и изобразительная деятельность)
Составила
музыкальный руководитель
Годунова Т. В.
Москва
2011 г.
Цели:
— Расширять представления детей об оттенках настроений, чувств, выраженных в музыке;
— учить сравнивать контрастные пьесы одного жанра;
— развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
— приобщать к слушанию и восприятию классической музыки;
— расширять представления детей о чувствах человека.
— Закрепить понятие теплых и холодных цветов;
— совершенствовать технические навыки и приемы при работе различными художественными материалами (гуашь, акварель, пастель).
Задачи: Развивать творческое воображение с помощью игры на музыкальных инструментах; различать характер музыкальных произведений, учить передавать цветом свои ощущения, возникающие при прослушивании классической музыки. Обогащать зрительные, слуховые, двигательные ощущения. Развивать сенсорное и зрительное восприятие цвета, развивать мелкую моторику рук.
Материал и оборудование: музыкальные инструменты, краски (гуашь, акварель), кисточки разного размера, баночки с водой, палитры, шаблоны звездочек разного цвета, цилиндр и плащ-накидка волшебнику, мольберт
Репертуар: песня «Я рисую» музыка, слова; Н. Римский-Корсаков
«Рождественская сюита»; Р. Шуман «Ночью»; Ш. Гуно «Вальс» (из оперы «Фауст») «Вальс цветов» П. И. Чайковского; «Музыкальный момент фа минор» Франца Шуберта; «Музыкальный момент» С. В. Рахманинова.
Ход занятия.
Дети входят в зал под спокойную музыку.
Воспитатель:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!» —
«Здравствуйте и добрый день!» —
Говорить нам всем не лень.
Музыкальное приветствие музыкального руководителя и детей.
Музыкальный руководитель: Я очень рада видеть вас снова в нашем музыкальном зале. Сегодня у нас необычное занятие, потому что мы
отправимся с вами в волшебное царство музыки.
И вот, что вам сказать хочу.
Сегодня, здесь, сейчас
Пусть сказочный волшебник
Появится у нас!
Под музыку Н. Римского-Корсакова
«Рождественская сюита» входит Волшебник.
Волшебник:
Я – сказочный волшебник,
Я – добрый чародей
И радую я чудесами
Маленьких детей! (к детям):
А хотите чудеса?
Волшебник идет по залу, взмахивает «волшебной» палочкой, звучит музыкальное произведение Р. Шумана «Ночью», свет в зале гаснет, музыка замолкает.
Волшебник: — Ребята, что случилось?
Дети: — Стало тихо и темно.
Волшебник: — Я хочу, чтобы вы послушали, как тихо вокруг, мы послушаем тишину! Ребята, а что же вы сейчас услышали? (Ответы детей.) Как интересно, даже тишина может звучать. (Обращает внимание детей на мольберт).
— Я принес вам подарок, это картина, которую я написал музыкальными красками (Открывает ткань, появляется картина без цвета.)
— Ребята, что не так? (Ответы детей)
— Далеко-далеко, за хрустальными горами, за изумрудными морями – находится волшебная страна музыкальных красок. Как вы думаете, почему она так называется? (ответ детей). Правильно, в этой стране рисуют музыку. А вы хотите попасть в эту удивительную страну? Давайте оправимся в эту страну и оживим картину музыкальными красками.
Волшебник: — А на чем мы отправимся? (Дети предполагают, на чем можно отправиться в путешествие). Давайте полетим туда на волшебных разноцветных зонтиках!? (Раздают детям).
Под музыку Ш. Гуно «Вальс» (из оперы «Фауст») выполняют танцевальную импровизацию с зонтиками по залу и садятся на стульчики.
Открывается занавес, в зале зажигается свет, звучит музыка И. Штрауса «Вальс на прекрасном голубом Дунае».
Волшебник: — Ребята, как красиво в стране музыкальных красок!
Какая чудесная музыка зазвучала, кругом цветут цветы, предлагаю вам с ними потанцевать.
Танец с цветами, музыка «Вальс цветов»
П. И. Чайковского, в конце цветы собирают в букет.
После танца дети садятся на стульчики, на каждом лежит разноцветная кисточка.
Волшебник: — Ребята, что нам подарила страна музыкальных красок? (Ответы детей). Это разноцветные кисточки. Надо помочь разукрасить мою картину и в этом нам поможет музыка!
Музыкальный руководитель: — Ребята, а мы знаем, что многие музыкальные произведения выражают чувства, переживания человека и могут быть написаны в разных жанрах: прелюдия,
ноктюрн, юмореска. А недавно мы познакомились с еще одним музыкальным жанром – музыкальным моментом. Музыкальный момент – это небольшая инструментальная пьеса, в которой могут быть выражены разные переживания человека: легкая грусть, скорбь, взволнованность, тревога. Впервые в музыке название – музыкальный момент — появилось у крупнейшего австрийского композитора Франца Шуберта. Шуберт писал музыку, в которой выражал разные чувства человека с необыкновенной искренностью и простотой. Сейчас мы послушаем уже знакомый нам «Музыкальный момент фа минор» Франца Шуберта, какая музыка по характеру?
Пьеса звучит в записи.
Дети: — Шутливая, нежная, добрая.
Музыкальный руководитель: — Вы услышали, какая в этой пьесе красивая мелодия – изящная, танцевальная, милая, обаятельная. Она звучит то с нежной грустью, то шутливо, то ярко, решительно, игриво, то очень хрупко и легко. Этой пьесой любуешься, как драгоценностью, тонко и с мастерством сделанной вещью, хочется рассматривать в ней каждый завиток и следить, как она искриться и переливается. Мы с вами говорили, что у нас настроение музыки ассоциируется с цветом красок – теплых или холодных. Какими бы красками вы, ребята, нарисовали бы эту музыкальную пьесу? Выходите те, у кого кисточки теплых тонов, давайте потанцуем под музыку, попробуем передать в движениях ее характер.
Звучит пьеса, дети с кисточками теплых тонов танцуют.
— А сейчас послушайте другой «Музыкальный момент». Его написал русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Какая по настроению эта пьеса?
Звучит запись.
Дети: — Таинственная, жалобная, грустная.
Музыкальный руководитель: — Да, в «Музыкальном моменте» Рахманинова выражено чувство душевного смятения, порывистости, безысходной печали. А с какими цветами эта музыка у нас
ассоциируется? С холодными, выходите танцевать те, у кого кисточки холодных тонов, теперь вы попробуйте передать в движениях характер этой пьесы.
Звучит пьеса, дети с кисточками холодных тонов танцуют.
Волшебник: — Какие замечательные музыкальные краски – и веселые, шутливые, игривые — теплые, и грустные, задумчивые — холодные. Давайте разукрасим картину нашими музыкальными красками, а поможет нам музыка.
Звучит «Музыкальный момент» Шуберта .
Часть детей играет на музыкальных инструментах, а часть детей разукрашивают картину.
Волшебник: — Какая замечательная картина у вас получилась, вы вернули в нее музыкальные краски, и зазвучала разноцветная музыка!
Звучит песня «Я рисую» (с музыкальными инструментами).
Волшебник: — Спасибо вам, ребята! Вот и настало время нам возвращаться обратно, в детский сад. Как хорошо, что музыка и цвет вернулись, и наша жизнь стала ярче – светлее и радостнее. Вот и подошло к концу наше путешествие. Берите волшебные зонтики, и полетели!
Взмах палочкой, в зале гаснут огни.
Под музыку Ш. Гуно «Вальс» (из оперы «Фауст») выполняют танцевальную импровизацию с зонтиками.
Музыкальный руководитель: —
Ну вот, мы с вами и в детском саду
Прекрасна музыка! Ей снова
Мы распахнуть сердца готовы,
Чтоб слушать звуки, им внимать
Их чувствовать, переживать.
— Давайте попрощаемся с вами.
Музыкальное прощание.
Литература.
Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. М.: Сфера, 2010.
Радынова О. П. Слушаем музыку + 10CD.