«Духовые инструменты»
Тулякова Айгуль Халилевна, МБОУ ДОД ДПиШ, педагог дополнительного образования, Благоварский район, Республика Башкортостан.
Предмет ( направленность): музыкальное занятие.
Возраст детей:4-6 классы.
Место проведения: класс.
Цель занятия: Активизация и обогащение знаний о духовых инструментах. Расширить сведения о понятии «Духовой оркестр».
Задачи:
1.Провести работу по разучиванию духовых инструментов.
2.Формировать умение различать духовые инструменты.
3.Развивать музыкальный слух.
4.Воспитывать любовь к музыке.
План:
1.Работа по теме занятия.
2.Прослушивание CD диска в исполнении флейты. Небольшой рассказ о флейте.
3.Небольшая разминка (игра).
4.Подведение итогов занятия.
Оборудование:
Фонохрестоматия, диски, дидактический материал.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мне хотелось бы посвятить духовым инструментам.
Педагог. ( Вопрос): Скажите, пожалуйста, какие духовые инструменты вы знаете?
Дети. ( Ответ):… .
Педагог. ( Ответ): Духовые инструменты, или просто духовые. Это очень многочисленная семья музыкальных инструментов. Их делят на две основные группы: деревянные и медные, и иногда даже называют их просто – « дерево» и « медь». По секрету я вам скажу, что среди «деревянных» встречаются и инструменты, которые делаются из металла или пластмассы. Называют же их деревянными потому, что когда – то в старину эти инструменты делались только из дерева. Кроме того, их конструкция ни чем не отличается от других таких же, действительно деревянных инструментов.
Среди «деревянных» и «медных» есть инструменты, обладающие более высоким и более низким звучанием.
Из медных инструментов я познакомлю вас с трубой, альтом, тенором, баритоном и с тубой – самым низким из всех медных инструментов.(Педагог показывает инструменты).
Педагог: Важнейшие деревянные инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот. Сейчас мы с вами прослушаем произведения в исполнении духовых инструментов.
Прослушивание CD диска.
« Итальянская полька» С. Рахманинова.
« Серенада» Ф. Шуберта.
Педагог: А теперь вы послушайте как звучит флейта. (Партия флейты « Фатима» Н.Даутова в исполнении педагога).
Педагог: Вот вы прослушали произведение в исполнении флейты, и теперь я хочу вам немного рассказать об этом духовом инструменте.
Флейта. Название инструмента происходит от латинского слова « флатус» — « дуновение». О происхождении флейты сложены легенды. Одна из них рассказывает, что древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Спасаясь от Пана, нимфа обратилась к богу реки с мольбой спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из этого тростника свирель и назвал ее в память нимфы Сиринкс( сиринкс – разновидность флейты Пана).
Флейты бывают продольными и поперечными. Поперечную флейту исполнитель держит горизонтально. Это современная оркестровая флейта. Способ извлечения звука заключается в том, что исполнитель направляет струю воздуха на острый край отверстия в стенке ствола, которая, рассекаясь, приводит в колебание заключенный внутри трубки воздушный столб. Получается характерный свистящий звук.
В современной музыкальной практике, особенно среди детей, во многих странах мира получила распространение продольная блок-флейта. Очень легкая в звукоизвлечении, она все шире применяется и в нашей стране для начального обучения в детских музыкальных школах. Обладая приятным тембром, блок – флейта уступает поперечной флейте в глубине и выразительности звука, в динамике, ширине диапазона, в технических возможностях и поэтому в симфоническом, духовом и эстрадном оркестрах не применяется.
Поперечная флейта, подобная современной, вошла в оркестр во второй половине 17 века.
Разновидности флейты часто применяемые в оркестре,- флейта – пикколо ( высокая флейта) и альтовая флейта ( низкая флейта).
Небольшая разминка ( игра в пазлы).
Педагог: Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку – игру в пазлы. Нужно из мелко нарезанных листочков собрать название духового инструмента. ( нужно детей разделить на две команды и каждой команде дать название инструмента. Первой команде слово ( Флейта), второй команде слово ( Труба). Какая команда быстрее соберет пазлы).
Итоги занятия.
Педагог: Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего занятия. Вы познакомились с духовыми инструментами. Ответьте, пожалуйста на вопросы:
1.С какими духовыми инструментами вы сегодня познакомились?
Дети: ( Ответ):… .
2.Назовите деревянные духовые инструменты?
Дети: ( Ответ):… .
3.Назовите медные духовые инструменты?
Дети: ( Ответ):… .
Педагог: Молодцы, ребята. На сегодняшнем занятии слушали все хорошо и работали очень замечательно.
Может быть знания, полученные вами сегодня, пригодятся вам и в дальнейшем. Наше занятие подошло к концу. До свидания.
Литература:
И.А. Агапова, М.А. Давыдова Мир музыкальных праздников.- 2006г.
Г.В. Кельдыш Большой энциклопедический словарь Музыка – 1998г.