Конспект урока по Музыке «Какие настроения передает музыка?» 2 класс

2 класс

II четверть «О чем говорит музыка?»


Тема урока: Какие настроения передает музыка?


Цель урока – образно-эмоциональное восприятие музыки, формирование понятия о передаче в музыке различных чувств и настроений человека, нравственное воспитание на основе музыкального материала.


Задачи:

  1. Развитие творческой фантазии

  2. Формирование умения осмысленного восприятия музыки

  3. Проследить тесную взаимосвязь разных видов искусств – музыки, живописи и литературы.

  4. Показать, как одна и та же тема раскрывается в этих видах искусств.

  5. Развитие вокально-хоровых навыков.


Оборудование и наглядные пособия: муз. центр, фонохрестоматия, репродукции картин русских художников, авторский дидактический материал для слушания музыки; у детей на партах цветные карандаши, рабочие тетради по музыке.


Эпиграф урока:

Птицы в утреннем лесу

Похожи на руки,
Которыми причесываются

Спросонок деревья,
Выходящие из тумана.

(М.Орлов, русский свободный стих)


В начале урока учитель включает запись с голосами птиц и читает эпиграф урока.

— Как вы думаете, ребята, почему Михаил Орлов так сказал о птицах, сравнив их с руками, которые по утрам причесывают деревья, выходящие из тумана? (Ответы детей)

— Скажите, ребята, а смогли бы вы нарисовать рисунок к этим строкам М.Орлова?

— Какое настроение вы передали бы в этом рисунке? (ответы детей)

— Скажите, а какие чувства обычно возникают у людей при виде птиц? (ответы детей)

— Скажите, а когда люди больше всего рады птицам? (когда они прилетают весной) Почему?

(потому что птицы – первые вестники весны, а весна – начало новой жизни, когда оживает природа; человек весной испытывает радость и т.д.)

— Ребята, а как вы думаете можно ли об этой весенней радости рассказать музыкальным языком? (ответы детей)

— Давайте послушаем песню И. Дунаевского на стихи М. Матусовского «Скворцы прилетели».

Дети слушают песню и следят по тексту.


Ребята, какое чувство выразил композитор в этой песне? (ответы детей)

— Действительно, в этой песне выражено чувство, которое мы называем «радость». А какими средствами композитор добивается создания такого радостного настроения? (слова, веселая мелодия, лад, темп и т.д.)


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

— Ребята, а какие красками вы бы нарисовали картинку к этой песне? Возьмите простой карандаш, нарисуйте рядом два квадратика со сторонами по 10 клеток. Теперь возьмите подходящие к характеру этой песни карандаши и раскрасьте первый квадратик.

Дети выполняют задание.

— А теперь поднимите свои тетрадки, я посмотрю, что у вас получилось (дети показывают свои работы).

Учитель просит детей прокомментировать выбранные цвета,

делает выводы о том, какими цветами ребята нарисовали «чувство радости».


— Теперь давайте посмотрим на картину, которую нарисовал русский художник Алексей Саврасов. Картина эта называется «Грачи прилетели».

Скажите, ребята, соответствует эта картина по содержанию нашей песне? Почему?

(ответы детей).

— Какое настроение передал Саврасов в своей картине?

(ответы детей)

— Сравните свои краски с красками на этой картине. У кого похожи? У кого отличаются?

— Скажите ребята, картина радостная, но в ней много темных красок. Почему?

( талый грязный снег, сырость, темная вода, темные насыщенные водой облака)

— Почему же темные краски не портят радостного настроения картины?

(потому что ее содержание очень радостное).

— А вот как отразил радостное событие — прилет птиц весной – русский поэт Иван Бунин.


Бушует полая вода


Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело и важно.


Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.


А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.


Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.


Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.


Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.


— Скажите, ребята, а всегда ли прилет птиц вызывает у нас радостные чувства? (нет)

— В каких случаях, глядя на птиц, мы можем печалиться, грустить? (Когда мы видим больных птиц – поломано крылышко, лапка и т.д.)

— Давайте послушаем белорусскую народную песню «Перепелочка».

Дети слушают песню, следят по тексту


— Какое настроение передано в этой песне?

— Какими средствами достигается это настроение? (грустная, плавная мелодия, медленный темп, характер исполнения, интонации плача (нисходящая секунда) на словах «Ты ж моя, ты ж моя»).

— Ребята, а кто из вас хоть раз в жизни позаботился о раненой птичке? Как вы ухаживали за ней?

— А теперь давайте продолжим размышлять – в каких еще случаях мы грустим, глядя на птиц?

(Когда они осенью улетают на юг)

— Почему отлет птиц на юг вызывает у нас грустные чувства? (Потому что осень – грустная пора, природа засыпает на зиму, наступают холода, идут дожди и т.д.)

— Как вы думаете, можно ли это грустное чувство передать в музыке? (да)

— Давайте послушаем еще одну песню о птицах. Эту песню написал композитор Т. Попатенко на стихи поэта М. Ивенсена. Она называется «Скворушка прощается».


Дети слушают песню, следят по тексту.


— Какое настроение передает песня? (ответы детей).

— Какими средствами композитор создает это настроение? (грустная мелодия, минорный лад, медленный темп, характер исполнения).

— Какими красками вы бы нарисовали эту песенку? Возьмите подходящие карандаши и раскрасьте второй квадратик.

Дети выполняют задание.

— Покажите свои квадратики (дети поднимают тетради). Объясните, почему вы подобрали такие цвета? (ответы детей)

— Сравните цвета в этих двух квадратиках. Какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей)


Посмотрите на картину В. Серова. Осень. Домотканово.


— Какое настроение мы видим на картине?

— Какие краски использовал художник для передачи этого настроения?

— Сравните цвета, которые вы подобрали к песне с цветами на картине Серова.

— У кого – похожи? У кого – отличаются?

— Почему яркие желтые, оранжевые и зеленоватые цвета создают настроение грусти? (Потому что грустное содержание)


— А теперь мы с вами разучим песенку «Скворушка прощается» и при исполнении этой песни постараемся передать ее характер и настроение.


ВОКАЛЬНО – ХОРОВАЯ РАБОТА (разучивание песни).

Работа:

— над чистотой интонации,

— над выразительностью интонации,

— над фразами.


— Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока. О чем мы узнали сегодня на уроке?

Высказывания детей. После высказываний детей учитель подводит итог:

Сегодня мы с вами узнали о том, что музыка способна передавать такие чувства человека как радость и печаль.

Мы убедились, что музыка обладает яркими выразительными возможностями.

Мы узнали также, что другие виды искусств тоже способны передавать чувства и настроения человек, и что все виды искусств взаимодействуют между собой и могут помочь друг другу более ярко и красочно раскрыть содержание произведения.

А также мы узнали о том, что птицы имеют большое значение в жизни человека, а это значит, что их надо беречь, охранять, помогать им в трудное время.


— Домашнее задание: нарисовать в тетради рисунок о том, как вы помогаете птичке, попавшей в беду.

Учитель выставляет оценки самым активным участникам урока.

— На этом наш урок окончен. До свидания, ребята.

3


Свежие документы:  Методическая разработка по теме: "Хоровое пение как эффективный способ коррекции дефектов звукопроизношения у детей младшего школьного возраста"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: