2 класс
II четверть «О чем говорит музыка?»
Тема урока: Какие настроения передает музыка?
Цель урока – образно-эмоциональное восприятие музыки, формирование понятия о передаче в музыке различных чувств и настроений человека, нравственное воспитание на основе музыкального материала.
Задачи:
Развитие творческой фантазии
Формирование умения осмысленного восприятия музыки
Проследить тесную взаимосвязь разных видов искусств – музыки, живописи и литературы.
Показать, как одна и та же тема раскрывается в этих видах искусств.
Развитие вокально-хоровых навыков.
Оборудование и наглядные пособия: муз. центр, фонохрестоматия, репродукции картин русских художников, авторский дидактический материал для слушания музыки; у детей на партах цветные карандаши, рабочие тетради по музыке.
Эпиграф урока:
Птицы в утреннем лесу
Похожи на руки,
Которыми причесываются
Спросонок деревья,
Выходящие из тумана.
(М.Орлов, русский свободный стих)
В начале урока учитель включает запись с голосами птиц и читает эпиграф урока.
— Как вы думаете, ребята, почему Михаил Орлов так сказал о птицах, сравнив их с руками, которые по утрам причесывают деревья, выходящие из тумана? (Ответы детей)
— Скажите, ребята, а смогли бы вы нарисовать рисунок к этим строкам М.Орлова?
— Какое настроение вы передали бы в этом рисунке? (ответы детей)
— Скажите, а какие чувства обычно возникают у людей при виде птиц? (ответы детей)
— Скажите, а когда люди больше всего рады птицам? (когда они прилетают весной) Почему?
(потому что птицы – первые вестники весны, а весна – начало новой жизни, когда оживает природа; человек весной испытывает радость и т.д.)
— Ребята, а как вы думаете можно ли об этой весенней радости рассказать музыкальным языком? (ответы детей)
— Давайте послушаем песню И. Дунаевского на стихи М. Матусовского «Скворцы прилетели».
Дети слушают песню и следят по тексту.
— Ребята, какое чувство выразил композитор в этой песне? (ответы детей)
— Действительно, в этой песне выражено чувство, которое мы называем «радость». А какими средствами композитор добивается создания такого радостного настроения? (слова, веселая мелодия, лад, темп и т.д.)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
— Ребята, а какие красками вы бы нарисовали картинку к этой песне? Возьмите простой карандаш, нарисуйте рядом два квадратика со сторонами по 10 клеток. Теперь возьмите подходящие к характеру этой песни карандаши и раскрасьте первый квадратик.
Дети выполняют задание.
— А теперь поднимите свои тетрадки, я посмотрю, что у вас получилось (дети показывают свои работы).
Учитель просит детей прокомментировать выбранные цвета,
делает выводы о том, какими цветами ребята нарисовали «чувство радости».
— Теперь давайте посмотрим на картину, которую нарисовал русский художник Алексей Саврасов. Картина эта называется «Грачи прилетели».
Скажите, ребята, соответствует эта картина по содержанию нашей песне? Почему?
(ответы детей).
— Какое настроение передал Саврасов в своей картине?
(ответы детей)
— Сравните свои краски с красками на этой картине. У кого похожи? У кого отличаются?
— Скажите ребята, картина радостная, но в ней много темных красок. Почему?
( талый грязный снег, сырость, темная вода, темные насыщенные водой облака)
— Почему же темные краски не портят радостного настроения картины?
(потому что ее содержание очень радостное).
— А вот как отразил радостное событие — прилет птиц весной – русский поэт Иван Бунин.
Бушует полая вода
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
— Скажите, ребята, а всегда ли прилет птиц вызывает у нас радостные чувства? (нет)
— В каких случаях, глядя на птиц, мы можем печалиться, грустить? (Когда мы видим больных птиц – поломано крылышко, лапка и т.д.)
— Давайте послушаем белорусскую народную песню «Перепелочка».
Дети слушают песню, следят по тексту
— Какое настроение передано в этой песне?
— Какими средствами достигается это настроение? (грустная, плавная мелодия, медленный темп, характер исполнения, интонации плача (нисходящая секунда) на словах «Ты ж моя, ты ж моя»).
— Ребята, а кто из вас хоть раз в жизни позаботился о раненой птичке? Как вы ухаживали за ней?
— А теперь давайте продолжим размышлять – в каких еще случаях мы грустим, глядя на птиц?
(Когда они осенью улетают на юг)
— Почему отлет птиц на юг вызывает у нас грустные чувства? (Потому что осень – грустная пора, природа засыпает на зиму, наступают холода, идут дожди и т.д.)
— Как вы думаете, можно ли это грустное чувство передать в музыке? (да)
— Давайте послушаем еще одну песню о птицах. Эту песню написал композитор Т. Попатенко на стихи поэта М. Ивенсена. Она называется «Скворушка прощается».
Дети слушают песню, следят по тексту.
— Какое настроение передает песня? (ответы детей).
— Какими средствами композитор создает это настроение? (грустная мелодия, минорный лад, медленный темп, характер исполнения).
— Какими красками вы бы нарисовали эту песенку? Возьмите подходящие карандаши и раскрасьте второй квадратик.
Дети выполняют задание.
— Покажите свои квадратики (дети поднимают тетради). Объясните, почему вы подобрали такие цвета? (ответы детей)
— Сравните цвета в этих двух квадратиках. Какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей)
Посмотрите на картину В. Серова. Осень. Домотканово.
— Какое настроение мы видим на картине?
— Какие краски использовал художник для передачи этого настроения?
— Сравните цвета, которые вы подобрали к песне с цветами на картине Серова.
— У кого – похожи? У кого – отличаются?
— Почему яркие желтые, оранжевые и зеленоватые цвета создают настроение грусти? (Потому что грустное содержание)
— А теперь мы с вами разучим песенку «Скворушка прощается» и при исполнении этой песни постараемся передать ее характер и настроение.
ВОКАЛЬНО – ХОРОВАЯ РАБОТА (разучивание песни).
Работа:
— над чистотой интонации,
— над выразительностью интонации,
— над фразами.
— Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока. О чем мы узнали сегодня на уроке?
Высказывания детей. После высказываний детей учитель подводит итог:
Сегодня мы с вами узнали о том, что музыка способна передавать такие чувства человека как радость и печаль.
Мы убедились, что музыка обладает яркими выразительными возможностями.
Мы узнали также, что другие виды искусств тоже способны передавать чувства и настроения человек, и что все виды искусств взаимодействуют между собой и могут помочь друг другу более ярко и красочно раскрыть содержание произведения.
А также мы узнали о том, что птицы имеют большое значение в жизни человека, а это значит, что их надо беречь, охранять, помогать им в трудное время.
— Домашнее задание: нарисовать в тетради рисунок о том, как вы помогаете птичке, попавшей в беду.
Учитель выставляет оценки самым активным участникам урока.
— На этом наш урок окончен. До свидания, ребята.
3