МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением немецкого языка». Открытый урок музыки в 4 классе. Учитель – Демина Светлана Игоревна.
Тема: «Краски осени».
Тип урока: комбинированный.
Цель:
— Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка, литературное чтение, изобразительное искусство).Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;
Задачи образовательные :
Учить «слышать» музыку, обращая особое внимание на средства музыкальной выразительности;
Обогатить словарный запас учащихся (эстетический словарь);
Показать тесную связь, близость искусства слова, живописи и музыки;
Учить детей рассматривать репродукции картин.
Задачи развивающие :
продолжать развитие слуха, памяти, ритмического чувства и других исполнительских навыков и умений;
развивать чувственное восприятие, творческую фантазию и воображение;
развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
Задачи воспитательные:
побуждать интерес к изучаемому иностранному языку;
воспитывать чувство прекрасного, любовь к произведениям искусства;
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование и материал:
П.И. Чайковский из цикла “Времена года” — “Октябрь. Осенняя песня”; (Р.Шуман. «Первая утрата»).
Песни на немецком языке «Осенние листья», «Песня Осени».
Репродукции: Остроухов И.С. «Золотая осень», Поленов В.Д. «Золотая осень», Шишкин И. «Золотая осень».
А.С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованье…» ;Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Оборудование: магнитофон, фонохрестоматия; мультимедийный проектор, слайды; ноты немецких песен, шумовые коробочки, треугольник, металлофон.
ХОД УРОКА.
Дети входят под немецкую песню «Часы года».Объявление темы урока.
У. : . Ребята, какая песня звучала? О чем она? («Часы года»; о временах года).На протяжении нескольких уроков мы знакомились с произведениями разных композиторов, учились говорить о музыкальных произведениях с точки зрения элементов музыкальной выразительности, а сегодня, мы обобщим наши знания и вспомним , что не только в музыке, но и в поэзии, и в живописи, представлено прекрасное время года — осень. Давайте попробуем с вами «услышать» и «увидеть» это время года. Тема нашего урока : «Краски Осени».
Помогут нам страницы устного журнала. (слайд №1- тема)
В начале урока задание – заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых шла речь на уроке. Таблица «Музыка. Литература. Живопись»
Начнём с 1й страницы нашего журнала «Осень в музыке». (слайд №2). П.И. Чайковский – великий русский композитор. Он написал музыкальное произведение «Времена года», в котором выразил любовь к родной природе. В этом произведении представлены все времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12ти месяцам.
Мы откроем альбом «Времена года» на осенней страничке: « Октябрь. Осенняя песнь». Мы будем изучать это произведение в старших классах, а сегодня послушаем и обсудим его 1-ю часть. Подготовьте планы для рассказа о произведении. Слушаем .
Аплодисменты, если исполнила уч.
— Какой здесь музыкальный образ? (осень)
Октябрь – середина осени. У Чайковского это не ранняя, нарядная осень, а какая? (с опадающей листвой, унылая, с тихим плачем осеннего дождя)
— Что вы почувствовали, слушая музыку, каков её характер? Рассказ о музыкальном фрагменте по плану :1. характер, настроение; 2.какие элементы выразительности использовал композитор? По цепочке!
1.Вывод: автор печалится с задумчивой осенней природой. Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на увядающую осеннюю природу.
Ответьте на вопрос:
— Если бы вы были художниками, то какими красками нарисовали бы музыку?(перечисляют..)
Я не случайно задала вам такой вопрос. Осень как время года привлекала русских художников.
Посмотрим на страницы нашего журнала. (слайд №2-7)
1.Остроухов, 2. Поленов, 3. Шишкин. Обратите внимание :у картин одинаковое название – «Золотая осень».
Ко всем репродукциям вопросы:
— Какие цвета использовал художник?
— Музыкальна картина? Какие звуки мы слышим?
После того, как посмотрели все три репродукции, вопрос:
— Чем картины похожи? Что в них общего? — Обратить внимание на общность темы (один образ, одинаковое название ) , НО в то же время на разное образное решение, на различие в эмоциональном содержании.
С помощью цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художники передают самые разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
Осень…“Что в ней хорошего?” — спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна.
— Красива ли осень у художников? В чем её красота? «Золотая осень» приносит с собой осенние дары, тёплые дни. «Поздняя осень» напоминает слякотью, грязью, сыростью, наступившими холодными днями о том, что скоро наступит зима.
2.Вывод: художники по-своему увидели природу осени.
Учитель: Художники писали картины о родной природе…, так и русские поэты горячо любили родную природу, посвящали ей прекрасные стихи.
Например, Федора Ивановича Тютчева принято называть «певцом природы». Много стихов, и при этом самых радостных, самых жизнеутверждающих из всего им написанного, он посвятил весне. Но есть одно стихотворение поэта, которое невозможно не вспомнить, говоря о стихах, посвященных осени: Стихотворение Ф. Тютчева. (Читает уч..) Это следующая страница журнала (слайд №8).
Ответьте на вопросы:
-Кто главный герой стихотворения?
— Чем привлекает Осень поэта?
Следующая страница «Осень в поэзии» посвящена великому русскому поэту …? (Слайд №9) .(А.С. ПУШКИНУ.)
Самый известный русский поэт любит осень в самом её разгаре, когда » роняет лес багряный свой убор » и «роща отряхает последние листы «. Ему приятны и » редкий солнца луч, и первые морозы» … Осень в стихах у Пушкина торжественно — печальна и величаво — красива. Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Осень — самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина.
«Унылая пора, очей очарованье…» — читает уч.
— Кто главный герой стихотворения?
— Чем привлекает Осень поэта?
Предлагаю задание «Я – композитор» (вам такое задание знакомо). (На стихотворение положить мелодию. Какая динамика, регистр, темп, какие инструменты будут исполнять вашу музыку? Напеть мелодию.)
Распевка.
У.: — Ребята, а теперь исполним песни на немецком языке.1. « Разноцветные листья».( исполнение, перевод на русский язык ).
2.«Осенняя песня» — (исполняем, начало — с движения рук…, перевод на русский.)
— Какая осень в наших песнях? Начнём с 1-ой, передавая друг другу по плану с эстетическими словариками.
Учителю немецкого просьба прокомментировать ( произношение, всё ли ребята выполнили , над чем работали на уроке?..)
Д/П, если позволяет время : Р. Шуберт «Первая утрата».
Обобщение урока.
Учитель : Итак, сегодня мы с вами совершили путешествие по страницам журнала. Какие страницы журнала мы пролистали? (поэзия, живопись, музыка).
Ребята, посмотрим, что получилось у вас в табличке «Краски осени».( Чайковский, Пушкин, Тютчев, Поленов, Шишкин, Остроухов( Шуберт))
Какой художественный образ объединяет все эти произведения?(Осень)
Одинаковой ли была осень? Какой вывод можете сделать ? (Поэты, художники и музыканты по-разному рассказывали нам об осени, о разных её периодах.. Разные выразительные средства использовали.) — Какая осень вам больше всего понравилась?
Домашнее задание. На выбор:
— стихотворение об осени по типу «сочинить мелодию»;
— создать рисунок в цвете.