Урок музыки в 5-ом классе по теме «Моя зима»
Цель по содержанию урока: через раскрытие образов зимы в искусстве открыть для себя собственный образ зимы
Задачи:
Образовательные:
Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки.
Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова «Поэма памяти С. Есенина».
Понакомить с жанром кантата.
Развивающие:
Развивать умение, выявлять единство настроения и образов в произведениях изобразительного искусства и музыкального произведения.
Способствовать развитию умения, сравнивать и обобщать.
Способствовать развитию воображения учащихся.
Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.
Воспитательные:
Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
Воспитывать чувство любви к природе.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, выставка творчески работ учащихся, раздаточный материал.
ТСО: 1) компьютер; 2) мультимедиапроектор.
Ход урока:
Звучит «Вальс снежинок» П.Чайковский из балета «Щелкунчик»
Зима не даром злиться, прошла её пора
Весна в окно стучится и гонит со двора….. (Ф. Тютчев)
У — Каждое время года по своему прекрасно. А какая зима? Расскажите о ней.
(учащиеся читают свои мини-сочинения из д/з.)
У — Она бывает разной.
(показ презентации к песне «Зимний сон»)
У — Какая представлена зима в песне «Зимний сон»? Какие чувства у вас вызвала песня? Охарактеризуйте средства музыкальной выразительности данного произведения?
Д — Мелодия, ритм, темп, динамика, муз. лад, тембр.
У — Давайте посмотрим как вы её увидели ? Какая музыка звучит в вашей душе, когда вы видите свои рисунки?
(показ и обсуждение слайдов-рисунков учащихся на зимнюю тему)
У — Скажите, у всех ли зима одинакова?
Д — Нет.
(Слайд 3.Тема урока «Моя зима»)
У — Скажите, кто из русских поэтов рисовал образ зимы в своих стихах?
Д- Пушкин, Лермонтов, Есенин и др.
(Слайд 3. Пейзаж зимы.)
(Слайд 4.Стихотворение «Поёт зима аукает», портрет С. Есенина)
У — А какой образ зимы дан в стихотворении С. Есенин «Поёт зима аукает»? Мы с вами узнаем, прочитав стих с выразительной интонацией.
(учитель и дети читают стихотворение, текст дан на партах)
У — Какие образы рисует поэт в стихотворении?
Д — Образ зимы, образ воробышек, образ вьюги , образ весны,
У — Какой образ зимы?( суровая, холодная), образ воробышек?(жалостливый, тихий, беззащитный),образ вьюги(страшная, злая), образ весны(тёплый, солнечный, радостный).
У — Чтобы глубже понять смысл стихотворения, прочтём его с показом иллюстраций.
(Текст стихотворения читают все с показом презентации)
У — Картина какой зимы стоит перед нами?
Д — Суровая, печальная, грустная, холодная.
У — С. Есенин много стихов посветил зиме, воспевая её красоту. Специально для песен поэт стихов не писал, но многие из них называл песнями: «Песнь о собаке», «Песня о хлебе», «Песня о великом походе» и др. Его стихам свойственна особая песенность, поэтому поэзия С. Есенина не перестаёт привлекать внимание многих композиторов. Один из них русский композитор Г. В. Свиридов.
(Слайд 5. Г.В. Свиридов )
У — Стихотворение С. Есенина «Поёт зима аукает» легло в основу второй части кантаты Г.В. Свиридова «Поэма памяти С. Есенина».
(Слушание произведения)
Кантата-это многочастное музыкальное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Родился жанр в 16 веке в Италии, в переводе с итальянского означает «петь».
У — Что изображает музыка?
У — Какие чувства вызвала у вас музыка?
У — Что «рисует» оркестр?
Д- Бурю, метель, птичьи голоса, ветер, вьюгу.
У — Есть ли эпизоды в мажоре?
Д — Да. Светлая надежда — пришла красавица весна.
У — Что «рисует» музыка Г. Свиридова?
Д — Музыка рисует картину зимы, передаёт ощущение снегопада , зимней вьюги, ветра и постепенного наступления затишья.
У — Для того, чтобы понять, какие чувства, настроение хотел передать композитор в произведении, мы проведём творческую работу «Музыканты и художники» по вариантам: 1 вариант – «музыканты», 2 вариант-«художники».
У — «Музыканты» должны в произведении определить средства, которыми композитор создал образ зимы, то есть средства музыкальной выразительности: темп, муз. лад, динамику, охарактеризовать мелодию, а «художники» цветом выразить настроение, музыки и передать своё состояние от её звучания.
У — Пока вы будете работать музыка будет звучать.
(После прослушивания произведения учащиеся защищают свои работы)
(Звучит кантата Г. Свиридов «Поэма памяти С. Есенина», 2 часть «Поёт зима аукает»).
(По желанию учащихся проходит защита творческих работ)
У — Как вы считаете, какой зимний пейзаж больше всего соответствует настроению музыке Г. Свиридова Почему?
(показ 4 зимних слайдов-пейзажей, обсуждение ответов учащихся)
У — А в какой песне, которую знаете вы, воспевается образ зимы?
Д — «Зимний сон».
(исполнение песни, возможно разучивание 2 куплета)
Обобщение:
(Слайд . Домашнее задание. )
Творческое задание домашнее:
У — Как вы понимаете тему нашего урока? Что значит: моя зима? Дома написать эссе-размышление, где раскрывается образ именно ВАШЕЙ зимы, той, которая значима и понятна только вам. Что в ней для вас главное?
Сочинить небольшую мелодию на стихи о зиме.
Нарисовать музыку Г. Свиридова «Поёт зима, аукает».
Составить кроссворд по теме урока.
У — Вы хорошо сегодня поработали (выставление оценок)
Под какую музыку, которая звучала сегодня на уроке, вы хотели бы выйти из класса? Я надеюсь, что вы будите любить музыку и душой и сердцем!