Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №52»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
предмет: Музыка
класс: 2
возраст: 8 лет
тема урока: «Музыка рисует картины природы»
разработала и провела: учитель музыки
первой квалификационной категории
Красильникова
Людмила Петровна
Курск-2012
План-конспект урока музыки
Тема четверти: «О чем рассказывает музыка?»
Тема урока: «Музыка рисует картины природы»
Тип урока: усвоение новых знаний;
Цель урока: формировать представления обучающихся о возможностях музыки: выразительных, изобразительных, эмоциональных/ чувственных;
Задачи урока: * познакомить с изобразительными и выразительными возможностями музыки; как музыка изображает картины зимней природы, зимнего действа во всем многообразии; как изобразительная музыка пробуждает чувства людей/ слушателей (любование красотой, трепетная радость, восторг…); учить чувствовать и понимать содержание музыкального произведения; проводить взаимосвязь с жизнью; формировать аналитические навыки;
развивать образное и ассоциативное мышление, воображение; музыкальную наблюдательность, память; интерес к разнообразной музыкально-творческой деятельности; метроритмический слух;
вокальная работа: метроритмический слух; эмоциональное исполнение; передавать в исполнении образ произведения;
воспитывать любовь к музыкальному искусству; культуру восприятия и исполнения музыкальных произведений; эмоционально-ценностное отношение к музыке;
Формирование УУД:
личностные: воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, танце, пластике, рисунке; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;
познавательные: овладевать умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения; формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивный эмоциональный отклик на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;
регулятивные: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников;
коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера в процессе музыкально-творческой деятельности;
Образовательные технологии:
— технологии развивающего обучения;
— игровая технология;
-информационно-коммуникационная технология;
— здоровьесберегающая технология;
Средства обучения: К. Дебюсси, «Снег танцует»; А. Вивальди, концерт «Зима»; портреты композиторов; «Снежная песенка», муз. Г. Гладкова; «Зимняя песенка», муз. Д. Львова-Компанейца; художественный ряд (тематическая подборка); карточки-схемы; «Музыкальные характеристики»; цветные карточки; принадлежности для художественной деятельности; маски лесных обитателей; снежинки-оценки;
Ход урока
Организационный этап.
музыкальное приветствие;
мотивация предстоящей деятельности;
Слушание: К. Дебюсси, «Снег танцует»;
выявить, что и как представляет музыка (зима, снег, легко падают снежинки); связать образ с художественной экспозицией;
определение темы урока;
Исполнение: «Зимняя песенка», муз. Д. Львова-Компанейца;
Восприятие: стихотворение А. Твардовского «Опять зима»;
беседа: человек восхищается красотой зимней природы, но… зима-не зима (без снега); Художники, чтобы передать образ, красоту зимы рисуют снег, используя разные краски и оттенки; как же композиторы изображают в музыке зимнюю природу;
Слушание: А. Вивальди, «Зима», 1 часть;
предложить «погрузиться» в музыку;
высказать свои впечатления, поделиться наблюдениями; отметить постепенность развития музыкальной картины (снежинка за снежинкой нагнетают снегопад, порывы ветра увлекают снег и вот уже закружилась метель и т.д.);
предложить воссоздать услышанную/ увиденную музыкальную картину, используя карточки-схемы;
пригласить ребенка для творческой работы, он подбирает себе помощника;
предложить детям понаблюдать за процессом и оказать эмоциональную подсказку (пластика);
Повторное слушание, творческая деятельность, корректировка и оценка деятельности детей;
отметить, что созданная детьми картина-схема очень похожа на историю путешествия…(снежинки);
…и даже после таких серьезных приключений снежинка остается…(подобрать слова, характеризующие образ снежинки);
группе художников предложить воплотить эти образы в рисунках;
Восприятие: стихотворение И. Бурсова «Снежинка»;
девочка-снежинка приглашает подружек на танец-импровизацию, который наблюдают лесные обитатели на заснеженной лесной полянке;
«Танец снежинок» (А. Вивальди, «Зима», 3 часть);
дети оценивают собственную деятельность; танец в исполнении одноклассниц;
лет через 10 мы увидим наших девочек на большой сцене;
Восприятие: «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского;
выявить жанр спектакля, жанр исполняемого номера;
высказать впечатления;
Выставка художественных работ, отметить наиболее яркие и необычные образы снежинок;
Заключение:
о чем и как нам рассказывала музыка;
музыка каких композиторов помогла нам проникнуться красотой зимней природы;
какая картина нашего урока понравилась и запомнилась более;
наша снежная история не завершена:
исполнение: «Снежная песенка», муз. Г. Гладкова;
оценить свою деятельность на уроке выбором соответствующей снежинки.
Урок окончен.