Интегрированный урок литературы и музыки
в 7 классе по теме:
«Музыка в поэзии Н. Некрасова»
Цели:
Развивающие:
Способствовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; развитие и совершенствование эмоционального исполнения музыкальных произведений; формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний у учащихся.
Обучающие:
Ознакомить учащихся с биографическими сведениями Некрасова, ознакомить с особенностями творчества поэта, обратить внимание учащихся на тематическую классификацию поэзии Н.Некрасова; расширить знания ребят о жанре романса, о композиторах, обращающихся к творчеству Н.Некрасова.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию любви к русской классической литературы 19 века, способствовать воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова; воспитанию всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе.
Оборудование:
ТСО, ИКТ, Интерактивная доска.
Материал к уроку:
компьютерная презентация (слайды),
видеофильм «Биография Н.Некрасова»,
аудиозаписи «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «Элегия», «Коробейники».
записи на доске,
портретная галерея
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Вступительное слово.
Инструментальное исполнение романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…».
( ученик играет на гитаре, ученица зачитывает стихотворение Н.Некрасова наизусть «Тройка»)
♫ Звучит аудиозапись романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»
Учитель музыки:
Вы прослушали в исполнении одноклассников произведения, в которых прослеживается взаимосвязь двух искусств: литературного и музыкального.
Ребята, сегодня у нас интегрированный урок литературы и музыки. Он посвящен лирической поэзии Николая Некрасова и музыкальности его творчества.
Учитель литературы:
Тема урока «Музыка в поэзии Н.Некрасова»
Эпиграфом к уроку служат слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему».
Работа по теме урока:
Учитель литературы:
Лирика Некрасова – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи.
♫ Видеофильм «Биография Н.Некрасова»
Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт второй половины 19 века.
У Некрасова главным героем стал простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению поэта, его Муза – родная сестра крестьянки. ( Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом…»).
Сочувствие и сострадание по отношению к обездоленным, несправедливо обиженным людям, к терпящему нужду и унижение «бедному народу» пронизано в стихотворениях Некрасова. Современники и критики называли Николая Некрасова «Поэтом народной боли».
Отношение критиков к поэзии Н.А.Некрасова всегда отличалось неоднозначностью. Более того, по сей день существуют два кардинально противоположных взгляда на его поэтическое наследие: с одной стороны, его определяют как прозаика в поэзии, с другой — как поэта-песенника, с песенными интонациями и ритмами, присущими русскому музыкальному фольклору.
Учитель музыки:
О музыкальности стихов Некрасова говорит уже сам факт многократного обращения композиторов к его творческому наследию. Так, более ста его стихотворений положены на музыку известных выдающихся композиторов: Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича.
Все стихотворения Некрасова, положенные на музыку, условно можно разделить на две группы:
произведения с выраженной
социальной тематикой и лирическая поэзия.
Для любовной лирики Некрасова характерны напевные жанры — романс и элегия с характерными воспоминаниями о прошлом счастье и мучительными раздумьями о настоящем.
♫ Слушание «Элегия»
Некрасов в своей поэзии сознательно опирается на народно-песенную основу во всем разнообразии ее жанровых проявлений. В его стихах слышны интонации протяжных песен; колыбельных; плачей-причетов; отголоски свадебных обрядовых песен; ритмы плясовых.
С радостным же ощущением, с упоением жизнью связаны звуки природы. Она сопереживает герою, несет успокоение.
Учитель литературы:
Связь Некрасова с родиной чувствуется во всех произведениях.
Простые слова, ничего необычного, но читаешь и удивляешься: как же надо любить свою родину, землю, чтобы так зримо показать её! Любовь эта огромна. Отношение Некрасова к родине многогранно.
Весь окружающий мир в его произведениях озвучен, наполнен жизнью. Сама жизнь – песня, и весь мир жив и наполнен смыслом, пока он подчиняется ее законам. С песней человек рождается, живет.
Не одно сердце заставили биться сильнее лирические и задушевные строки Николая Алексеевича Некрасова о природе.
Русскому лесу, полям, лугам посвящал поэт свои стихи.
***
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и быстрой,
Набегает холодок.
Итог урока.
Учитель литературы:
Подводя итоги урока, необходимо вновь отметить значимость всего поэтического наследия великого русского поэта второй половины 19 века Николая Алексеевича Некрасова. Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа, Некрасов создает новый период литературного творчества, который призывал крестьян к переменам.
Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего необычайно раздвинул круг тем, не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира. Лирика Н.А. Некрасова — это лирика жизни, лирика действия. Центральное место в ней занимает народ, который стремится к счастью, красоте, справедливости.
Учитель музыки:
О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует то, что многие его стихи стали песнями и романсами.
Исполнение песни «Коробейники» учащимися 7 класса слова –
Н. Некрасова, музыка – русская народная.