Конспект урока
Музыки
Тема: Музыкальная речь 2 кл
Учитель музыки: Кулясова Т В
Лицей №40
Урок 1.
Цели: Познакомить учащихся с музыкальными инструментами Симфонического
Оркестра ,прослушать симфоническую сказку С Прокофьева «Петя и волк»
Задачи: Познакомить с краткой историей возникновения инструментов, рассказать
содержание сказки.
Личностные: Формировать мотивацию к обучению и познанию. Формировать способность детей к саморазвитию.
Музыкально-изобразительный материал :запись симфонической сказки
Прокофьева «Петя и волк», фотография оркестра и дирижёра крупным планом.
Музыкальные фрагменты флейты, скрипки, трубы, фортепиано, их иллюстрации.
Организация урока: Построение перед классом ,вход под музыку марша,
Музыкальное приветствие.
Ход урока:
1
Учитель: С Прокофьев один из замечательных русских композиторов(показать портрет)
Его сказку «Петя и волк» уже много лет во всём мире с одинаковым интересом и удовольствием слушают и дети и взрослые. В сказке вы встретите различные инструменты,
Послушаете тембр их звучания и научитесь определять по слуху героя, партию которого
Исполняет какой-либо инструмент (рисунок симфонического оркестра)
флейта (показать рисунок)-высокий и немного свистящий голос её можно узнать сразу.
Далёким предком флейты была дудочка из тростника (показать инструмент, продемонстрировать игру)
Делают флейту главным образом из дерева .Звук возникает оттого, что в находящиеся
сбоку отверстия вдувают воздух. Поэтому и называют флейту деревянным духовым
инструментом , а музыканта, играющего на флейте, флейтистом.
Прослушивание партии флейты(муз фрагмент)
Скрипка –сделана из дерева ,играют на ней смычком. Звук скрипки очень красивый,
высокий, певучий. Музыканта ,играющего на скрипке ,называют скрипачом.
(показать иллюстрацию скрипки)За певучий и красивый голос скрипку зовут «царицей
музыки» В глубокой древности человек заметил ,что натянутая тетива охотничьего лука
может приятно звучать. Постепенно люди начали делать музыкальные инструменты
с одной, двумя или несколькими струнами. Они-то и были предками нашей скрипки.
Немало потрудились скрипичные мастера ,прежде чем скрипка стала первой певуньей
в оркестре; они подбирали специальные сорта дерева, пробовали натягивать разные
струны .Сейчас скрипка выглядит так: у неё четыре струны ,которые натянуты на деревян-
ный корпус. Звуки получаются от соприкосновения струны со смычком. Но для того ,чтобы
заставить скрипку петь, надо быть ,хорошим музыкантом.
( Прослушать фрагмент игры на скрипке)
Труба –(показать иллюстрацию)инструмент сделан из меди и очень похож на знакомый
всем горн. Мощный и красивый звук трубы можно услышать издалека. В старинные
времена труба предупреждала об опасности ,о наступлении врагов, собирала войска.
Остались изображения древних музыкальных инструментов и среди них – труба. Трубу
называют медным духовым инструментом(от слова» дух», дыхание) На трубе можно иг-
рать не только торжественные, маршевые, но и напевные ,лирические мелодии.
Музыканта, играющего на трубе, называют трубачом.
(Прослушивание фрагмента игры на трубе)
Фортепиано (показать, проиграть)-инструмент клавишный. Палец ударяет по клавише,
Клавиша поднимает молоточек, а молоточек ударяет по струне. Молоточки и струны
скрыты внутри корпуса. Есть два вида фортепиано: пианино-на нём играют дома ,в
классе ,и рояль, который обычно стоит в концертном зале. Если поднять крышку
рояля, инструмент звучит ярче ,громче. Слово «фортепиано» происходит от сочетания
двух слов: «форте»-громко, и «пиано»- тихо, так обозначают силу звучания. Музыканта,
играющего на фортепиано, называют пианистом.(дети объясняют значение слов: форте,
пиано, пианино, рояль, пианист.)
-Как эти слова связаны между собой?
2
Прослушивание сказки «Петя и волк» (грамзапись)
(зарисовка сюжета)
3
Разучивание песни
4
Итог урока:
— О чём узнали на уроке? (О некоторых инструментах симфонического оркестра)
-Использовались ли эти инструменты в сказке «Петя и волк» (да)
-Разговор о сказке продолжим на следующем уроке.
-Кто написал эту сказку? (С. Прокофьев)
Выставление оценок.
Конспект урока
Музыки
Тема: Музыкальная речь 2к
Учитель музыки: Кулясова Т В
Лицей №40
Урок 2.
Ход урока:
Учитель. На предыдущем уроке мы познакомились с симфонической сказкой. Что такое симфоническая сказка? (Музыкальная сказка, где играет симфонический оркестр ,о характере персонажей говорит звучание разных инструментов)
-Кто написал эту сказку? (С.Прокофьев)
-Как она называется?( Петя и волк )
-Посмотрите, ребята, на состав симфонического оркестра (показать иллюстрацию) и вспомните, какие инструменты входят в его состав. Это –струнно-смычковые ,духовые деревянные, духовые медные, ударные инструменты.(перечисление инструментов)
-Повторили. В этой сказке много действующих лиц, но раз уж она симфоническая, а не просто сказка, в ней звучат разные темы .Сейчас мы прослушаем тему Пети, а вы скажете, каким музыкальным инструментам соответствует тема Пети-школьника.
-Прослушивание темы Пети.
-Звучит скрипка и другие струнные инструменты( альт, виолончель, контрабас)-показать и иллюстрации.(Характер Пети –избалованный, шаловливый, непослушный, убегает далеко, играет с животными, настроение безоблачное ,в опасности не верит)
-Это мы разобрали образ Пети. А теперь чей голос вы слышите?
-Прослушивание темы птички?
-Кто это?(Птичка. Звуки высокие ,тонкие ,звонкие и чистые .Характер птички-весёлый, миролюбивый, задорный ,простодушный)
-Это звучала флейта.(показать инструмент на иллюстрации)
-А кто теперь пришёл?
-Прослушивание темы утки.
-Это гобой(показать на иллюстрации)К какой группе инструментов относится этот инструмент?(как и флейта к духовым)
-Какой характер утки, изображает гобой? (Звучание-негромкое, никуда не торопится и никому не делает зла ,поглощена едой и личной жизнью)
-Какого героя мы услышим сейчас?
-Звучит тема кошки(дети не знают ,о ком эта музыка, предполагают сами)
-Это играет кларнет. Это тоже духовой деревянный инструмент.(показать иллюстрацию) У него есть кнопочки. Это один из самых певучих и виртуозных духовых инструментов. Нижние ноты его мрачные, средние –тусклые, матовые, а высокие звуки-резкие, пронзительные.
-Это кошка, звуки низкие ,вкрадчивые, подкрадывающиеся ,как будто хочет незаметно подобраться к птичке ,но тут же может и поцарапать, готова напасть)
-А какой дедушка?
-Прослушивание темы дедушки.
-Дедушку озвучивает фагот(показать иллюстрацию)Это самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов.(Фагот ярко изображает дедушку. Голос у него низкий ворчливый, сердитый, но в общем-то он добрый.)
-Следующий герой волк.
-Прослушивание темы волка.
-Волка озвучивают духовые инструменты трубы.(показать иллюстрацию)(Звуки отрывистые, аккорды злые, словно лязгают волчьи зубы)
-Мы с вами разобрали, как изображены животные ,которые в сказках обладают чертами, характерами людей. А теперь давайте послушаем ,как изображены охотники.
-Прослушивание темы охотников
-Здесь композитор соединил все 4 духовых инструмента(флейта, гобой, кларнет, фагот)
У нас появилось новое звучание(стрельба из ружья-большой барабан и литавры)
Итог урока:
—Мы с вами разобрали соответствие музыкальной темы характеру персонажа, выбор инструмента композитором ,проследили связь звучания инструментов с событиями, происходящими в сказке.
Выставление оценок.