2 класс
2 четверть.
Тема четверти: О чём говорит музыка?
Урок № 7 Тема урока: Изобразительность музыки П. И. Чайковского.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— воспитание чувства гордости за свою Родину, за богатство музыкального наследия;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
— развитие этических чувств, чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
— развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— развитие умения работать с информацией;
— развитие умения соединять теоретический результат с практической деятельностью;
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения и др. (познавательные УУД);
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД);
— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;
— формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (коммуникативные УУД).
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— развитие речи, мышления, воображения школьников;
— развитие вокально-хоровых навыков;
— воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к музыкальному искусству;
— пробуждение познавательного интереса к классике, стремление совершенствовать свой музыкальный вкус.
Оборудование (создание информационной подготовительной предметно – развивающей среды):
— информационные листы, листы с заданиями (кроссворд);
— проектор, мультимедийная приставка, компьютер;
— фортепиано;
Ход урока:
Музыкальное приветствие.
Загадка:
Такое есть искусство –
Тебе раскроет чувства…
Да не при помощи цветов,
Иль слов, или рассказов,
А с помощью волшебных снов
И звуков, как алмазов!
— Вижу, что у многих из вас уже есть варианты ответа на эту загадку, но отвечать мы будем не сейчас, а в конце урока. Те, кто будут особенно внимательны и активны, ответят правильно.
Сегодня встреча с человеком, который когда – то сказал: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку – Русь!»
С его музыкой мы уже встречались в первом классе – это Пётр Ильич Чайковский.
Жил давно, почто 200 лет тому назад. Родился даже не в столице, а в маленьком городке – Воткинске.
Посмотрите на дом. Богатой или бедной была семья Чайковских? Почему?
(богатой, большой дом).
Никто в семье не имел музыкального с образования: отец – директор горноперерабатывающего завода, мама – домохозяйка. В семье было несколько детей, Петя — самый младший. Мама умела играть на рояле, который стоял на первом этаже их дома. Она неплохо пела и аккомпанировала себе.
Однажды, когда Пете было всего 4 года, мама уехала на несколько дней в Петербург. Все дети очень скучали, но больше всех тосковал младший сын.
И он решил сделать маме подарок. Взгромоздившись на стул около рояля, Петя стал перебирать пальчиками по клавишам, подбирая наиболее понравившиеся, запомнил их. Когда вернулась мама, Петя важно взял маму за руку и повёл показать её «подарок». Мама с улыбкой села в кресло, ожидая услышать из–под маленьких пальчиков набор звуков… Коково было её удивление, когда она услышала меленькую, простую, но даже очень красивую мелодию! Мама тут же взяла в руки лист нотной бумаги и записала мелодию нотами. Благодаря этому, ноты сохранились до нашего времени в музее им. Чайковского.
Спустя немного времени после этого случая, мама решила учить сына игре на рояле.
Шли годы, и наступила пора выбирать для Пети профессию. О профессии музыканта не было и речи! Родители отдают учиться Петю в училище правоведения на юриста, где он учится с 10 до 19 лет.
Но в училище Петя с гораздо большим желанием бежит на уроки музыки, танцев и искусствоведения, чем на уроки, касающиеся права. И ещё он часто с сожалением вспоминает о том, что дома осталась любимая игрушка, подаренная отцом – органчик-оркестрина, играющий музыку Моцарта. Любовь к музыке Моцарта Чайковский сохранил на всю жизнь! Он говорил, что лучше Моцарта композитора нет и не будет никогда.
Закончил Чайковский училище, устроился на работу в министерство чиновником. Но всё больше он чувствует, что ему не нравится работа юриста, что ему скучно и не интересно. Так прошло два года… Он решается: пишет заявление об увольнении и поступает в Петербургскую консерваторию – это институт для музыкантов, в котором учат быть композиторами и дирижёрами. Здесь он учится с огромным усердием и желанием, заканчивает консерваторию с серебряной медалью. Потом Чайковский долгие годы работает профессором Московской консерватории и сочиняет музыку.
Однажды, когда Чайковский гостил у своей сестры, он услышал, как за стеной «терзает» фортепиано его племянник Володя. Чайковскому стало жаль малыша, и он решил сочинить цикл лёгких фортепианных пьес с интересными, запоминающимися названиями. Так появился знаменитый детский альбом, в состав которого входят 24 пьесы.
Мы познакомимся лишь с некоторыми из них.
Задание: представьте себя композиторами. Какую бы по характеру музыку вы сочинили?
Работа в группах.
«Зимнее утро»
«Мама»
«Игра в лошадки»
«Баба Яга»
Домашнее задание: рисунок к любой понравившейся пьесе.
Он не признанный талант,
А бродячий музыкант.
Чтобы думать легче стало,
Подскажу вам: папа Карло.
Кто это? Шарманщик.
— Какую песню о шарманщике поём? «Сурок» Л. Ван Бетховена
(Работа над вторым куплетом песни «Сурок»)
Исполнение песни.
Разгадывание кроссворда.
Какое же главное слово получилось?
Музыка. И ответом к нашей загадке тоже является слово: МУЗЫКА.
Оценки.