Конспект урока по музыке в 3 классе Опера Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка»

Государственное Бюджетное Образовательное учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №660





Конспект урока по музыке
в 3 классе


Опера Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка ».







подготовила

учитель музыки

Княжева Анастасия Владимировна

















2013 год



Тема урока: Опера Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка ».

Цель урока: формирование представления об опере , как о музыкально- вокальном спектакле.

Задачи урока:
Расширить представление о средствах музыкальной выразительности.
Учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме.
Развитие творческого воображения, интонационно- образного мышления.
Воспитывать у младших школьников интерес к оперной классической музыке.

Тип урока: изучение нового материала.


Этапы урока:

Организационный


Вход в класс под музыку. Звучит «Вступление к опере Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков (фрагмент- фонохрестоматия 2 класс)

Учитель:

Ребята! Вы вошли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки. Сказку забывать нельзя, она может обидиться и не рассказать нам много интересного.
Давайте не будем огорчать сказку, тем более что тема нашего урока — опера
Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка»



Объяснение нового материала


Учитель: Знакома ли вам сказка о Снегурочке? Знаете ли вы, что такое опера?
Дети……….

Учитель:
Композитор, Н.А. Римский-Корсаков сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – опера. Удивительным, я назвала его потому, что в опере соединяются сразу несколько видов искусства — музыка, живопись и песня.
Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать оперный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – певцы и музыканты. А для артистов, нужны костюмы и декорации на сцене. Опера создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд. А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора оперы или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли вокалиста, художника или музыканта?
Дети…………




Углубление в тему урока


Игра «Театральную мастерская».

Учитель:
Для этого, я предлагаю вам, немного пофантазировать, и тогда наш класс, может превратиться в «театральную мастерскую».Итак, первыми в нашей «мастерской» будут творить « музыканты». Каждый композитор должен в совершенстве владеть средствами музыкальной выразительности. Я, хочу попросить, выйти ко мне детей, которые хотят быть «музыкантами». Они расскажут нам, что помогает композиторам сочинять музыку. А им в свою очередь, помогут детские музыкальные инструменты.
Учитель: Наши «музыканты» напомнили нам, какими выразительными средствами обладает музыка Н.А. Римский-Корсаков. Композитор был большим мастером своего дела. Я предлагаю нам вернуться к музыке его оперы «Снегурочка» и прослушать вступление к нему. Если вы будете внимательными слушателями, то сможете представить себе некоторых героев этой сказки.

Слушание музыкального фрагмента оперы «Третья песня Леля».
(фонохрестоматия для 3-го класса по программе Школа России)


Учитель
: Ну что, узнали героя сказки в этой музыке?
Обратили внимание на то, как музыка изображает этот персонаж. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка»

Дети…

Слушание музыкального фрагмента оперы «Третья песня Леля».
(фонохрестоматия для 3-го класса по программе Школа России)




Дифференцированное задание на цветовосприятие музыки.

Примечание: при выполнении этого задания, учащиеся должны разделиться на две группы. Первая создаёт «красочное полотно» для Леля, вторая группа — Снегурочки. Дети работают на обратной стороне палитры, которая имеет белый цвет. Каждой группе нужно выбрать нарезанные кусочки цветной бумаги, приготовленные заранее учителем, и расположить их на палитре согласно цвету и звучащему в данный момент музыкальному фрагменту. Я предлагала следующую цветовую гамму: зеленый,галубой белый, сиреневый светлый, розовыйи цветочный рисунок в бело — розово-сиреневой гамме. Прикрепить бумажные кусочки к палитре, можно кнопками-гвоздиками.

Учитель: Мы с вами, не будем мешать нашей творческой группе «художников», а попробуем нарисовать музыку сами. Возьмите листочки бумаги у вас на столе и карандаши. Когда зазвучит музыка, попробуйте нарисовать мелодические линии, звучащие в ней. Нарисуйте то, как музыка движется, как меняется характер её исполнения.

Повторное слушание музыкального фрагментов.


Учитель: Итак, выполнять это задание вам помогала сама музыка. Давайте послушаем сначала наших «художников», выбиравших цветовую гамму для нарядов волшебниц. Что они выбрали и почему?
Ответы детей работающих в группе …………………

Учитель: У Леля преобладают зеленые и желтые цвета, потому что, она является олицетворением весны. А вот Снегурочка, напротив, вся очень светлая, красивая, но холодная. Словно снежинка.

Учитель: А теперь, покажите мне, какие линии вы нарисовали при прослушивании музыки.

Ответы остальных детей……………………

Учитель: Да, действительно. Посмотрите на свои рисунки. Видите, как по-разному, вы изобразили мелодические линии в музыке. Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется — контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники. Я, предлагаю вам открыть наш учебник музыки, и посмотреть, какими увидели наших волшебниц настоящие художники. Найдём ли мы в их работах контрасты?

Самостоятельная работа с учебником.

Учитель демонстрирует на экране видеофрагмент оперы «Снегурочка» (время по усмотрению учителя).

г) закрепление темы урока

Учитель: Пришла пора закрывать нашу «творческую мастерскую». В ней, вы смогли побывать в роли «музыканта», почувствовать себя немного «художником» и «танцором». Кто знает, может быть, кто-то из вас в будущем, сможет по-настоящему сочинить свою музыку для оперы, стать известным художником или профессиональным танцором. Сегодня, мы с вами ещё не можем считать себя настоящими мастерами. Вам ещё многому надо научиться.

В начале нашего урока, я обратилась к вам со словами от имени сказки. Сегодня наша встреча с ней подошла к концу. Давайте закончим наш урок исполнением песни о сказке, и тем самым скажем ей — «До свидания!».
Исполняется первый куплет песни в ансамбле с учителем.
Приложение 4 Ноты песни В. Мигули «Песня старой сказки».

Средства обучения:
1.Учебник музыки и фонохрестоматия по программе Е.Критской.
2.Музыкальная палитра.
3.Альбомные листы бумаги и цветные карандаши на каждой парте.
4. Кусочки цветной бумаги и кнопки.
5. Видеофрагмент оперы «Снегурочка».
6. Ноты песни В. Мигули «Песня старой сказки» (см. приложение 4).
7. Ноутбук, экран и видеопроектор.

Свежие документы:  Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства тема: "Импрессионизм в музыке и живописи" 5 класс







4


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: