Государственное Бюджетное Образовательное учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №660
Конспект урока по музыке
в 3 классе
Опера Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка ».
подготовила
учитель музыки
Княжева Анастасия Владимировна
2013 год
Тема урока: Опера Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка ».
Цель урока: формирование представления об опере , как о музыкально- вокальном спектакле.
Задачи урока:
Расширить представление о средствах музыкальной выразительности.
Учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме.
Развитие творческого воображения, интонационно- образного мышления.
Воспитывать у младших школьников интерес к оперной классической музыке.
Тип урока: изучение нового материала.
Этапы урока:
Организационный
Вход в класс под музыку. Звучит «Вступление к опере Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков (фрагмент- фонохрестоматия 2 класс)
Учитель:
Ребята! Вы вошли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки. Сказку забывать нельзя, она может обидиться и не рассказать нам много интересного.
Давайте не будем огорчать сказку, тем более что тема нашего урока — опера Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка»
Объяснение нового материала
Учитель: Знакома ли вам сказка о Снегурочке? Знаете ли вы, что такое опера?
Дети……….
Учитель: Композитор, Н.А. Римский-Корсаков сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – опера. Удивительным, я назвала его потому, что в опере соединяются сразу несколько видов искусства — музыка, живопись и песня.
Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать оперный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – певцы и музыканты. А для артистов, нужны костюмы и декорации на сцене. Опера создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд. А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора оперы или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли вокалиста, художника или музыканта?
Дети…………
Углубление в тему урока
Игра «Театральную мастерская».
Учитель: Для этого, я предлагаю вам, немного пофантазировать, и тогда наш класс, может превратиться в «театральную мастерскую».Итак, первыми в нашей «мастерской» будут творить « музыканты». Каждый композитор должен в совершенстве владеть средствами музыкальной выразительности. Я, хочу попросить, выйти ко мне детей, которые хотят быть «музыкантами». Они расскажут нам, что помогает композиторам сочинять музыку. А им в свою очередь, помогут детские музыкальные инструменты.
Учитель: Наши «музыканты» напомнили нам, какими выразительными средствами обладает музыка Н.А. Римский-Корсаков. Композитор был большим мастером своего дела. Я предлагаю нам вернуться к музыке его оперы «Снегурочка» и прослушать вступление к нему. Если вы будете внимательными слушателями, то сможете представить себе некоторых героев этой сказки.
Слушание музыкального фрагмента оперы «Третья песня Леля».
(фонохрестоматия для 3-го класса по программе Школа России)
Учитель: Ну что, узнали героя сказки в этой музыке?
Обратили внимание на то, как музыка изображает этот персонаж. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор.
Дети…
Слушание музыкального фрагмента оперы «Третья песня Леля».
(фонохрестоматия для 3-го класса по программе Школа России)
Дифференцированное задание на цветовосприятие музыки.
Примечание: при выполнении этого задания, учащиеся должны разделиться на две группы. Первая создаёт «красочное полотно» для Леля, вторая группа — Снегурочки. Дети работают на обратной стороне палитры, которая имеет белый цвет. Каждой группе нужно выбрать нарезанные кусочки цветной бумаги, приготовленные заранее учителем, и расположить их на палитре согласно цвету и звучащему в данный момент музыкальному фрагменту. Я предлагала следующую цветовую гамму: зеленый,галубой белый, сиреневый светлый, розовыйи цветочный рисунок в бело — розово-сиреневой гамме. Прикрепить бумажные кусочки к палитре, можно кнопками-гвоздиками.
Учитель: Мы с вами, не будем мешать нашей творческой группе «художников», а попробуем нарисовать музыку сами. Возьмите листочки бумаги у вас на столе и карандаши. Когда зазвучит музыка, попробуйте нарисовать мелодические линии, звучащие в ней. Нарисуйте то, как музыка движется, как меняется характер её исполнения.
Повторное слушание музыкального фрагментов.
4