ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«КОЗЛОВЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ДЯТЛОВСКОГО РАЙОНА, ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока по музыке в 3-м классе
«Как развивает музыку композитор»
Подготовила
учитель музыки
Кавцевич Наталия Николаевна
пгт. Козловщина
2013 год
Цель: сформировать представление о композиторских средствах развития музыки.
Задачи:
1) актуализация имеющегося опыта музыкальной импровизации;
2) выявление комплекса средств, используемых в деятельности композитора;
3) формирование элементарных композиторских умений;
4) развитие творческих способностей учащихся
Музыкальный материал:
П. Чайковский. «Святки. Декабрь» из цикла «Времена года»
А. Вивальди. «Зима» из концерта «Времена года»
Ж. Металлиди. «Снегопад»
Л. Книппер. «Почему медведь зимою спит»
ХОД УРОКА:
Музыкальное приветствие. Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Окружающий нас мир постоянно изменяется. Проходит зима, наступает весна, лето, осень. Появляются и исчезают реки, моря, горы. С течением времени изменяется животный и растительный мир Земли. Исчезли мамонты, динозавры – появились новые животные и птицы. По законам природы изменяется и человек – проходит путь от молодости до старости.
В музыке передаётся всё многообразие природы и человека. Поэтому музыка тоже непрерывно изменяется. Каждое мгновение, каждую минуту музыкальные звуки становятся другими.
У каждого композитора есть свои приёмы развития, изменения музыки. Давайте сейчас мы вспомним самые распространённые приёмы:
– Приём повтора. Повторяться могут интонации, мелодия, лад, гармония, ритмический рисунок, части музыкального произведения.
— Приём варьирование. Видоизменённое повторение мотива фразы, мелодии, целого музыкального произведения.
— Контраст элементов музыкальной речи. В музыке часто мелодия неожиданно меняет своё мелодическое движение, мажор приходит на смену минору, резко меняется динамика и темп. Всем элементам музыкальной речи присуще контрасты.
3. Учитель: дети скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима .
Учитель: Русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал сборник пьес для фортепиано. Сборник состоит из 12 программных пьес – по числу месяцев в году. Называется сборник «Времена года». Каждая пьеса рисует какой-либо музыкальный образ или сцену из русской жизни. Каждой пьесе Пётр Ильич Чайковский дал поэтический эпиграф русских поэтов.
Эпиграфом к пьесе «Святки. Декабрь» являются слова В.А. Жуковского из баллады «Светлана»
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали.»
«Святки». Декабрь. Святки — время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. Заключительная пьеса цикла — “Святки” — имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежным вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.
«Святки. Декабрь» П.И.Чайковского – слушание.
Перед прослушиванием пьесы учащимся дается задание.
— Какой танец звучит в пьесе «Декабрь. Святки»?
— Сколько музыкальных частей можно выделить, слушая пьесу? Каков их характер?
— Какое настроение создается у слушателя
Определить характер по таблице.
Плавная, отрывистая, скачкообразная, поступенная, восходящая, внизходящая . | |
Ритм
|
Ровный (мелодия плавная, мягкая) Прерывистый (мелодия взволнованная, напряженная, решительная, маршевая) |
Темп
|
Быстрый, умеренный, медленный |
Динамика
|
P, f, mp, mf, pp, ff, |
Регистр
|
Высокий, средний, низкий |
Тембр
|
Звуки яркие, блестящие, матовые, тёплые, холодные, глубокие, полные, резкие, мягкие, насыщенные, сочные, металлические, стеклянные и т. п. |
Лад
|
Мажор, минор |
В пьесе П.И.Чайковского «Декабрь.Святки» звучит вальс. Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он довольно медленный, вернее задумчивый, зимний. И немножко грустный. Но это и понятно — ведь расставаться всегда грустно, а вальс этот последний в альбоме «Времена года»
Произведение состоит из трёх частей. В первой части звучит весёлая музыка, начались пляски, песни и гулянья. Во второй части она переходит в тревожную музыку — девушки гадают на будущее: на суженого, на судьбу. Что оно сулит, радость или печаль? В третьей части вновь играет задорная мелодия — веселье продолжается, девушки пустились в хоровод… Когда слушаешь эту музыку, в воображении возникает деревушка. Всюду навалило много снега. Ряженые парни и девушки выпрашивают подачки в виде угощенья, печенья «коровки» или «козульки». Они желают хозяину дома богатства, хорошего урожая и здоровья. Так празднуются Святки. У слушателя создаётся радостное настроение. Кажется, будто сам участвуешь в этом праздничном круговороте Святок.
Ребята скажите, какие приёмы развития применил композитор? (приём повтора, варьирование)
Учитель: Хорошо, вы ответили на все вопросы. Сейчас продолжим тему «Времена года». Я прочитаю вам стихи-загадки, а вы должны ответить пением слова: «Это бывает зимой (весной, летом, осенью)». Мелодию нужно импровизировать.
Снег на полях, Тает снежок,
Лёд на реках, Ожил лужок,
Вьюга гуляет, День прибывает,
Когда это бывает? Когда это бывает?
Солнце печёт, Пусты поля,
Липа цветёт, Мокра земля,
Рожь поспевает, Дождь поливает,
Когда это бывает? Когда это бывает?
5. Учитель: Какие вы молодцы, так у вас хорошо получается, вы настоящие композиторы. Продолжим урок дальше.
С давних пор музыка связана с картинами природы. В звучании музыкальных инструментов можно услышать и зимнюю стужу, и пение птиц, и водную стихию, и шелест листвы. Сейчас мы с вами послушаем музыкальную картину «Зима» из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди.
6. «Зима» (из цикла «Времена года») А. Вивальди – слушание.
Ответить на вопросы:
в) Какие приёмы развития использовал композитор? (повтора, контраст).
определите, какие инструменты солируют в оркестре?
Какая музыка по настроению?
Предполагаемый ответ детей. Взволнованная, тревожная, вьюжная, беспокойная, метельная…
Верно. Ребята, вы слышали, в начале равномерные отрывистые аккорды? Это резкие, короткие порывы ветра; метёт снег, сыплются колкие снежинки. Природа скована стужей, застыла в оцепенении. Сам Антонио Вивальди написал к этой музыке такие слова: (на фоне музыки – первой части концерта “Зима”, музыка А. Вивальди
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду!
Конечно, любит зима морозы трескучие, но бывают и оттепели. Поэтому и зимние дни такие разные – то сверкающие, солнечные, звонкие, то серые, ненастные, колючие
А теперь давайте попробуем создать пластическую импровизацию по мотивам следующего стихотворения:
Пад музыку ветру ў чыстым паветры
Танцуе сняжынка – зімы балерынка.
Стамілася, села на луг ля сябровак.
А луг ад сняжынак – бялюткі, пуховы.
Калі над зямлёю ўзняў яе вецер,
Яна закружыла ў вясёлым балеце.
Давайте вспомним песню «Снегопад». Какой образ зимы создали авторы этой песни. Что в ней изменяется? ( темп, динамика, лад ).
Узнаём по фрагменту песню (Почему медведь зимой спит). Исполнение песни. Есть ли какие-то изменения в песне, в каком месте?
Составим исполнительский план.
Еще раз исполняем песню.
Учитель: ребята вы молодцы, хорошо исполнили песню.
Итог урока: учитель — ребята, вы молодцы хорошо справились с заданием. Давайте подытожим наш урок.
а) Что значит слово «развитие» в музыке?
б) Какие приёмы композиторского развития музыки вы знаете?
в) Назови контраст в каждом элементе музыкальной речи:
ДИНАМИКА ТЕМП РИТМ МЕЛОДИЯ
ТЕМБР ЛАД РЕГИСТР
Работа в тетрадях самооценки.
Как развивает музыку композитор
Я отличаю композиторские средства развития музыки от исполнительских | Слушая музыку, я могу определить, как развивает музыку композитор | Я могу создать звуковую картину | Я могу развить музыкальную интонацию | |
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
«+» — «да»;
«-» — «нет»
Музыкальное прощание:
До свидания! До свидания!
Музыка!
Список используемой литературы
М.А. Давыдова. Уроки музыки. Москва. «ВАКО» 2008 год
Н.Н. Гришанович. Музыка в школе. Минск. ЧУП «Издательство Юнипресс»
2006 год.
Гуляева, А.Р., Горбунова, М.Б. Музыка: учебное пособие для 3-го класса общеобразовательных учреждений с белорус. Языком изучения. – Мінск: Мастацкая літаратура, 2008.
Гуляева, Е. Г. Музыка. 3 класс.Тетрадь самооценки – “Зорны Верасок”, 2011, 2012.