Департамент здравоохранения города Москвы
Детская психиатрическая больница №6
119334 г.Москва, Пятый Донской проезд, дом 21 А
Телефон (495)954-49-29
Методическая разработка занятия
Для младшей группы
По теме «Весенний ветерок»
Печагиной Светланы Алексеевны,
Музыкального руководителя ДПБ№6
Москва, 2008 год
Тема: «Весенний ветерок».
Игровой материал: резиновые птички по количеству детей, бусинки (птичий корм), деревянные палочки (прутики), «радуги», цветные ленточки, металлофон, глиняная свистулька.
Ход занятия по логопедической ритмике | |
1. Организация начала занятия. Игрогимнастика «Ходьба по кругу» | Звучит «Марш» Н. Богословского1. Дети в темпе марша входят в зал за педагогом по кругу. По окончании музыки останавливаются перед стульчиками. |
2. Вокальное музицирование «Приветствие» | Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!» (показывает «лесенку» правой рукой). «А теперь ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу. |
3. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Ветер, ветер…» | Звучит фонограмма «Вой ветра». Дети: «Это шумит ветер». Педагог: «У Весны ветер ласковый и нежный, теплый. У Зимы — холодный, резкий, колючий. Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть. |
4. Игрогимнастика «Ветер и ветерок» | Педагог: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев.» Дети берут в руки прутики и по образцу поднимают руки вверх и качают ими, выполняя наклоны корпуса с небольшой амплитудой. Музыкальный руководитель исполняет пьесу «Лендлер», музыка Бетховена. Педагог: «А теперь налетел сильный ветер… А вот опять легкий ветерок». Дети в соответствии с музыкальными фразами качают руками с различной амплитудой. Педагог: «Вот ветер стих. Ш-ш-ш-ш» — опускает руки. Дети повторяют действия педагога. |
Продолжение таблицы
Ход занятия по логопедической ритмике | ||
5. Эмоционально-волевой тренинг «Звери лесные» | Педагог: «Сильный ветер разбудил зверей в лесу. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался: кто там?». Дети выполняют мимический этюд. | |
6. Вокальное музицирование «Птичка» | Звучит пьеса «Птичка», музыка А. Аренского2. Педагог: «Прислушайтесь, кто это к нам прилетел?» Дети: «Это птичка». Педагог с детьми встают в круг и поют песенку с использованием имен всех детей. Птичка поочередно оказывается на ладонях каждого из детей. Музыкальный руководитель сопровождает пение игрой на глиняной свистульке. «Птичка прилетела, на ладошку села. Нашему Никите песенку пропела: — Ля—ля — ля —ля, вот и песенка вся». | |
7. Пальчиковая гимнастика «Покормим птичку» | Педагог: «Давайте ее покормим» — рассыпает по полу зернышки. Дети подбирают их и вкладывают в клювик птичке, пропевая по образцу: «Клю-клю-клю». Педагог: «Посмотрите, у нас под ногами лежат веточки. Сделаем из них гнездо для птичек и отправимся дальше с весенним ветерком». Дети конструируют из палочек гнездо и укладывают туда всех птичек. | |
8. Ролевое стихотворение «Лошадка» | Педагог: «Чтобы успеть за ветерком, превратимся в лошадок. Влево, вправо повернись и в лошадок превратись. Педагог с детьми рассказывает стихотворение, сопровождая текст движениями: | |
| Я копытами стучу и скачу, скачу, скачу.
Грива вьется на ветру. Но! Но! Но! Тпру-у-у-у!!! | Руки у груди, кисти сжаты в кулаки, идут «на месте», высоко поднимая ноги. Качают головой влево и вправо. Вибрация губ. |
9. Игроритмика «Лошадка» | Под музыку, по образцу педагога дети исполняют музыкально-ритмическую композицию «Едем к бабушке в деревню», постановка А.И. Бурениной3. | |
10. Игровой массаж «По песочку, по болоту» | Педагог с детьми усаживаются на колени в круг и произносят слова, сопровождая их движениями: Лошадки скакали по камушкам, по песочку, быстрые, скользящие движения ладонями, по болоту. Держат щеки пальцами, Ритмичные удары растягивая их и резко сжимая, по коленкам; добиваясь хлюпающего звука. | |
11. Речевая игра «Солнышко и дождик» | Педагог: «Наш шаловливый ветерок принес тучку с теплым дождиком, хочет солнышко спрятать и нас намочить». Дети вместе с педагогом говорят: Светит солнышко в окошко, Не промочите вы ножки, Выходите погулять, Порезвиться, поиграть! Звучит «Вальс» Д. Шостаковича4, дети свободно двигаются по залу. Педагог: По деревьям и по крышам Дождик прогуляться вышел! Звучит тема Дождя («Дождик» А. Александрова)5. Дети убегают, прячутся под зонтик педагога. | |
12. Игроритмика «Разноцветная игра» | Педагог: «После дождя появилась радуга». Раздает радуги (игрушки), дети исполняют с ними танец «Разноцветная игра», музыка Гладкова, постановка А.И. Бурениной6. | |
13. Подведение итогов | Педагог: «Где мы сегодня побывали? С кем мы путешествовали? Кто нам встретился? В кого мы превращались?» Дети отвечают на вопросы, педагог дает оценку деятельности каждого из детей. | |
14. Организация окончания занятия. Игрогимнастика «Вслед за радугой» | Педагог: «Радуга укажет нам дорогу из леса» (раскладывает разноцветные ленточки в порядке их расположения в радуге). Дети по цветным ленточным дорожкам «змейкой» идут по залу под «Марш», музыка Н. Богословского7. |
1 Музыка и движение II. С. 22.
2 Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Ч. 1. С. 545.
3 Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб.: ЛОИРО, 2000. С. 51.
4 Играем и танцуем. С. 34.
5 Бырченко Т. С песенкой по лесенке. С. 28.
6 Буренина А.И. Ритмическая мозаика. С. 48.
7 Музыка и движение II. С. 22.