Конспект урока по музыке во 2 классе «Незнайка на оперном спектакле»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №11








Конспект урока по музыке
во 2 классе

«Незнайка на оперном спектакле»



















Подготовила учитель

музыки I категории

Киреева Наталья Евгеньевна


Г. Шарыпово 2012г.



Конспект учебного занятия по музыке с использованием ЦОР

Город: Шарыпово

МБОУ НОШ №11

Учитель: Киреева Наталья Евгеньевна (учитель музыки)

Класс: 2

Тема учебного занятия: Незнайка на оперном спектакле

Продолжительность учебного занятия: 40 мин. (1 урок)

Тип учебного занятия: комбинированный

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

  • Образовательная: знакомство детей с оперой, как музыкальным спектаклем, с её основными компонентами;

  • Развивающая: умение перейти от простейших жанров музыки (песня) к сложным (опера), развивать умение формулировать свое мнение о музыке, высказывать его, слушать музыку;

  • Воспитательная: прививать любовь к музыке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано.

Дидактические и музыкальные материалы к учебному занятию: презентация «Опера», видеоролик с фрагментом оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, аудиозаписи: «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, « Колыбельная Мамы — козы», «Семеро козлят» из оперы М. Коваль «Волк и семеро козлят», «Ария №26» И.С. Баха. Карточки с музыкальными определениями.

Ход учебного занятия:


Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

1.Организационный момент



2 мин.

Настроить уч-ся на учебную деятельность.





Фортепиано

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вход в класс под музыку.

Ритмическое приветствие.

Размещаются за свои рабочие места.

Здороваются с учителем приветствием в вокальном исполнении.




Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

2.Повторение материала предыдущего урока








5мин

Закрепление пройденного материала

Знать, куда привели нас 3 кита, что такое музыкальный театр

Уметь определять простые музыкальные жанры

Вопросы – ответы

Фронтальный опрос


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель задаёт вопросы: Что такое жанр? Какие музыкальные жанры вы знаете? Куда привёл нас литературный персонаж – Незнайка? Что такое музыкальный театр? Какие спектакли в музыкальном театре показывают? Что такое афиша, премьера, декорации?

Отвечают на вопросы учителя.

3. Изучение нового материала






























































































20мин

Знакомство с новым жанром вокального искусства — оперой

Знать что такое оперный спектакль, увертюра, ария, хор; оперу «Волк и семеро козлят» М. Коваль; композитора М.И. Глинку; оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин»; композитора И.С. Баха.

Уметь выделять в произведении 3 типа музыки (песня, танец, марш), уметь давать литературным персонажам (Людмиле, Руслану, Черномору) музыкальную характеристику и определять соответствующий им жанр (тип) музыки; уметь определять роль песни в инструментальном жанре.

Беседа,

Рассказ,

слушание музыки, просмотр слайдов и видеоролика.


Фронтальная

Презентация

« Опера»

(слайды №2-13), видеоролик фрагмента оперы «Руслан и Людмила», аудиозаписи «Увертюра» к опере «Руслан и Людмила», «Ария Мамы-козы» из оперы «Волк и семеро козлят», «Ария №26» И.С. Баха.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

— Сегодня мы с нашим другом — Незнайкой опять отправимся в музыкальный театр, и на какой же спектакль мы попадём? (слайд 2) Правильно ребята – это опера (слайд 3). Тема сегодняшнего урока – Незнайка на оперном спектакле. (Учитель говорит определение оперы). Как вы думаете, из какого музыкального жанра появилась опера? Правильно, это песня. Многие композиторы сочиняли оперы на литературные сюжеты. С одним оперным спектаклем мы уже знакомы, это «Волк и семеро козлят» композитора М.Коваль, а сегодня мы познакомимся с русским композитором М.И.Глинкой (кратко о композиторе). Он написал великолепную оперу по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (слайд4). В начале каждой оперы обязательно звучит увертюра ( определение увертюры). (Слайд5) Посмотрите, пожалуйста, на слайд, на нём фотографии из оперы «Руслан и Людмила). Сейчас мы прослушаем увертюру к опере «Руслан и Людмила», вы должны услышать 3 типа музыки (песня, танец, марш). (Слушание). Дайте, пожалуйста, музыкальную характеристику каждому персонажу (Руслану, Людмиле и Черномору), сравните с внешними образами героев на слайде.

(Слайд 6) М.И. Глинка написал ещё одну оперу — «Иван Сусанин» (коротко о сюжете) (слайд 7), (слайд 8). Главные герои в любой опере являются солистами, а песни, которые они исполняют-называются ариями (слайд 9).Посмотрите, пожалуйста, видеоролик с арией Людмилы из оперы «Руслан и Людмила». (просмотр видеоролика). А сейчас прослушаем «Арию Мамы – козы» из знакомой вам оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваль, и определим характер музыки (слушание). Но арией иногда называют и инструментальную пьесу певучего характера (слайд 10). И.С. Бах – великий немецкий композитор (коротко — о Бахе) — сочинял инструментальные арии для фортепиано, прослушайте, пожалуйста «Арию №26»(слушание арии). Ребята, скажите, пожалуйста, почему композитор назвал это произведение «Арией»? Ребята, кто знает, что такое хор? Это коллектив певцов (слайд 11), когда мы поём все вместе, мы тоже — хор. (Слайд 12) Оперный спектакль обычно заканчивается хором. И мы с вами сейчас исполним хор «Семеро козлят», но прежде распоёмся.(Слайд 13).

Слушают учителя.

Смотрят на слайды, читают определения. Отвечают на вопросы. Слушают музыку























Слушают музыку. Дают музыкальную характеристику произведению и главным героям. Сравнивают с внешними образами героев.









Слушают музыку, определяют характер музыки.











Слушание музыки, ответы на вопрос.


Ответы на вопрос.







Слушание музыки, ответы на вопросы.





Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

4. Вокальная работа


7 мин.

Добиваться одновременного вступления, чёткого ритмического рисунка.

Знать текст хора, мелодию песни, дирижерские жесты, песенно-танцевальный характер песни.

Уметь одновременно вступать, брать дыхание, чётко пропевать слова, прохлопывать ритм.

Вокальное исполнение под аккомпанемент.

Хоровое исполнение с солистом.

Фортепиано, ноты. Мультимедийные слайды (12).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель настраивает учеников на распевку «Дядя Егор», аккомпанирует, показывает вступление.

После распевки учитель настраивает детей на исполнение хора« Семеро козлят», предлагает исполнить песню с прохлопыванием ритма, аккомпанирует. Благодарит за хорошее исполнение.

Исполняют распевку, одновременно вступая и заканчивая.

Исполняют песню с прохлопыванием ритма.

5.Итоги урока.

(Подведение итогов, домашнее задание, оценивание)


8мин.

Выявить уровень усвоения знаний.

Знать что такое опера, её основные компоненты, композиторов, музыку которых слушали на уроке. Знать произведения, услышанные на уроке.

Уметь формулировать свое мнение о музыке.

Беседа


Групповая

Индивидуальная

Мультимедийные слайды(13,14), карточки с музыкальными определениями.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

— Ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы (слайд14): с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомились? Что такое опера, увертюра, ария, хор? Кто такие солисты? Музыку, каких композиторов вы слушали, с какими произведениями познакомились?

— Молодцы. А сейчас я раздам вам карточки с определениями об опере, которые вы сегодня узнали, подклейте их, пожалуйста, в тетради и выучите их дома.

Учитель оценивает деятельность учащихся. Благодарит за их хорошую работу, внимательность, наблюдательность, старательность (слайд15).


Ответы на вопросы.
















Список использованной литературы


  1. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1-8 классы, под руководством Д.Б. Кабалевского, Москва «Просвещение» 2007г.

  2. Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка» 1-4 класс. Книга для учителя. Авт.-сост.: Т.В. Надолинская. Издательство: Айкен,2001г.

  3. «Музыка» учебник для учащихся 2 класс. Авт.-сост.: Т. В. Надолинская, А. В. Лушкина, Н. А. Любомищенко. Издательство: Айкен, 1998.

  4. «Музыка» учебник для учащихся 2 класс. Авт.-сост.: Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина-М.: Просвещение, 2006.

  5. «Первые шаги в мир музыки». Учебное пособие. Прозорова А. Н., М.: Терра-Книжный клуб, 2005




Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. Фонохрестоматия. Аудиокассеты к учебно-методическому комплекту «Музыка»(1-4), Т. В. Надолинская;

  2. Нотная хрестоматия к учебно-методическому комплекту «Музыка» (1-4), Т. В. Надолинская;

  3. https://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0&filmId=36800581-00-12



Свежие документы:  Конспект урока музыки "Мой Мишка"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: