Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №11
Конспект урока по музыке
во 2 классе
«Незнайка на оперном спектакле»
Подготовила учитель
музыки I категории
Киреева Наталья Евгеньевна
Г. Шарыпово 2012г.
Конспект учебного занятия по музыке с использованием ЦОР
Город: Шарыпово
МБОУ НОШ №11
Учитель: Киреева Наталья Евгеньевна (учитель музыки)
Класс: 2
Тема учебного занятия: Незнайка на оперном спектакле
Продолжительность учебного занятия: 40 мин. (1 урок)
Тип учебного занятия: комбинированный
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
Образовательная: знакомство детей с оперой, как музыкальным спектаклем, с её основными компонентами;
Развивающая: умение перейти от простейших жанров музыки (песня) к сложным (опера), развивать умение формулировать свое мнение о музыке, высказывать его, слушать музыку;
Воспитательная: прививать любовь к музыке.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано.
Дидактические и музыкальные материалы к учебному занятию: презентация «Опера», видеоролик с фрагментом оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, аудиозаписи: «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, « Колыбельная Мамы — козы», «Семеро козлят» из оперы М. Коваль «Волк и семеро козлят», «Ария №26» И.С. Баха. Карточки с музыкальными определениями.
Ход учебного занятия:
Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые образовательные ресурсы | ||
Знания | Умения | ||||||
1.Организационный момент
| 2 мин. | Настроить уч-ся на учебную деятельность. |
|
|
|
| Фортепиано |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Вход в класс под музыку. Ритмическое приветствие. | Размещаются за свои рабочие места. Здороваются с учителем приветствием в вокальном исполнении. |
Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые образовательные ресурсы | ||
Знания | Умения | ||||||
2.Повторение материала предыдущего урока
| 5мин | Закрепление пройденного материала | Знать, куда привели нас 3 кита, что такое музыкальный театр | Уметь определять простые музыкальные жанры | Вопросы – ответы | Фронтальный опрос |
|
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Учитель задаёт вопросы: Что такое жанр? Какие музыкальные жанры вы знаете? Куда привёл нас литературный персонаж – Незнайка? Что такое музыкальный театр? Какие спектакли в музыкальном театре показывают? Что такое афиша, премьера, декорации? | Отвечают на вопросы учителя. | ||||||
3. Изучение нового материала
| 20мин | Знакомство с новым жанром вокального искусства — оперой | Знать что такое оперный спектакль, увертюра, ария, хор; оперу «Волк и семеро козлят» М. Коваль; композитора М.И. Глинку; оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин»; композитора И.С. Баха. | Уметь выделять в произведении 3 типа музыки (песня, танец, марш), уметь давать литературным персонажам (Людмиле, Руслану, Черномору) музыкальную характеристику и определять соответствующий им жанр (тип) музыки; уметь определять роль песни в инструментальном жанре. | Беседа, Рассказ, слушание музыки, просмотр слайдов и видеоролика.
| Фронтальная | Презентация « Опера» (слайды №2-13), видеоролик фрагмента оперы «Руслан и Людмила», аудиозаписи «Увертюра» к опере «Руслан и Людмила», «Ария Мамы-козы» из оперы «Волк и семеро козлят», «Ария №26» И.С. Баха. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
— Сегодня мы с нашим другом — Незнайкой опять отправимся в музыкальный театр, и на какой же спектакль мы попадём? (слайд 2) Правильно ребята – это опера (слайд 3). Тема сегодняшнего урока – Незнайка на оперном спектакле. (Учитель говорит определение оперы). Как вы думаете, из какого музыкального жанра появилась опера? Правильно, это песня. Многие композиторы сочиняли оперы на литературные сюжеты. С одним оперным спектаклем мы уже знакомы, это «Волк и семеро козлят» композитора М.Коваль, а сегодня мы познакомимся с русским композитором М.И.Глинкой (кратко о композиторе). Он написал великолепную оперу по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (слайд4). В начале каждой оперы обязательно звучит увертюра ( определение увертюры). (Слайд5) Посмотрите, пожалуйста, на слайд, на нём фотографии из оперы «Руслан и Людмила). Сейчас мы прослушаем увертюру к опере «Руслан и Людмила», вы должны услышать 3 типа музыки (песня, танец, марш). (Слушание). Дайте, пожалуйста, музыкальную характеристику каждому персонажу (Руслану, Людмиле и Черномору), сравните с внешними образами героев на слайде. (Слайд 6) М.И. Глинка написал ещё одну оперу — «Иван Сусанин» (коротко о сюжете) (слайд 7), (слайд 8). Главные герои в любой опере являются солистами, а песни, которые они исполняют-называются ариями (слайд 9).Посмотрите, пожалуйста, видеоролик с арией Людмилы из оперы «Руслан и Людмила». (просмотр видеоролика). А сейчас прослушаем «Арию Мамы – козы» из знакомой вам оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваль, и определим характер музыки (слушание). Но арией иногда называют и инструментальную пьесу певучего характера (слайд 10). И.С. Бах – великий немецкий композитор (коротко — о Бахе) — сочинял инструментальные арии для фортепиано, прослушайте, пожалуйста «Арию №26»(слушание арии). Ребята, скажите, пожалуйста, почему композитор назвал это произведение «Арией»? Ребята, кто знает, что такое хор? Это коллектив певцов (слайд 11), когда мы поём все вместе, мы тоже — хор. (Слайд 12) Оперный спектакль обычно заканчивается хором. И мы с вами сейчас исполним хор «Семеро козлят», но прежде распоёмся.(Слайд 13). | Слушают учителя. Смотрят на слайды, читают определения. Отвечают на вопросы. Слушают музыку
Слушают музыку. Дают музыкальную характеристику произведению и главным героям. Сравнивают с внешними образами героев.
Слушают музыку, определяют характер музыки.
Слушание музыки, ответы на вопрос.
Ответы на вопрос.
Слушание музыки, ответы на вопросы.
|
Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые образовательные ресурсы | |||
Знания | Умения | |||||||
4. Вокальная работа
| 7 мин. | Добиваться одновременного вступления, чёткого ритмического рисунка. | Знать текст хора, мелодию песни, дирижерские жесты, песенно-танцевальный характер песни. | Уметь одновременно вступать, брать дыхание, чётко пропевать слова, прохлопывать ритм. | Вокальное исполнение под аккомпанемент. | Хоровое исполнение с солистом. | Фортепиано, ноты. Мультимедийные слайды (12). | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||
Учитель настраивает учеников на распевку «Дядя Егор», аккомпанирует, показывает вступление. После распевки учитель настраивает детей на исполнение хора« Семеро козлят», предлагает исполнить песню с прохлопыванием ритма, аккомпанирует. Благодарит за хорошее исполнение. | Исполняют распевку, одновременно вступая и заканчивая. Исполняют песню с прохлопыванием ритма. | |||||||
5.Итоги урока. (Подведение итогов, домашнее задание, оценивание)
| 8мин. | Выявить уровень усвоения знаний. | Знать что такое опера, её основные компоненты, композиторов, музыку которых слушали на уроке. Знать произведения, услышанные на уроке. | Уметь формулировать свое мнение о музыке. | Беседа
| Групповая Индивидуальная | Мультимедийные слайды(13,14), карточки с музыкальными определениями. | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||
— Ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы (слайд14): с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомились? Что такое опера, увертюра, ария, хор? Кто такие солисты? Музыку, каких композиторов вы слушали, с какими произведениями познакомились? — Молодцы. А сейчас я раздам вам карточки с определениями об опере, которые вы сегодня узнали, подклейте их, пожалуйста, в тетради и выучите их дома. Учитель оценивает деятельность учащихся. Благодарит за их хорошую работу, внимательность, наблюдательность, старательность (слайд15).
| Ответы на вопросы. |
Список использованной литературы
Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1-8 классы, под руководством Д.Б. Кабалевского, Москва «Просвещение» 2007г.
Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка» 1-4 класс. Книга для учителя. Авт.-сост.: Т.В. Надолинская. Издательство: Айкен,2001г.
«Музыка» учебник для учащихся 2 класс. Авт.-сост.: Т. В. Надолинская, А. В. Лушкина, Н. А. Любомищенко. Издательство: Айкен, 1998.
«Музыка» учебник для учащихся 2 класс. Авт.-сост.: Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина-М.: Просвещение, 2006.
«Первые шаги в мир музыки». Учебное пособие. Прозорова А. Н., М.: Терра-Книжный клуб, 2005
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Фонохрестоматия. Аудиокассеты к учебно-методическому комплекту «Музыка»(1-4), Т. В. Надолинская;
Нотная хрестоматия к учебно-методическому комплекту «Музыка» (1-4), Т. В. Надолинская;