Конспект урока по музыке во 2 классе «Опера «Руслан и Людмила»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

Чусовой Пермский край





Конспект урока по музыке во 2 классе

Опера «Руслан и Людмила»



подготовила

учитель музыки

Кожемякина Светлана Леонидовна






г. Чусовой 2014







Тема урока: «Опера «Руслан и Людмила»

Цель урока Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» — шедевром русского оперного искусства.

Задачи урока:

обучающая: обеспечить усвоение понятий: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал

развивающая: совершенствовать умения выявить взаимосвязь музыки – слова — изобразительного искусства в опере; продолжить формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

воспитательная: развивать образно-ассоциативное мышление детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Методы обучения:

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Структурные элементы урока (этапы)

Цели

УУД

Приемы, методы, формы обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап

Организационный момент

Мотивировать учащихся к изучению темы

Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Коммуникативные: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Предметные:

Наглядный, словесный метод

Настраивает на работу, создает благоприятные условия для деятельности

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.


Учитель – Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Попробуйте, определить тему нашего урока.

(просмотр видеофрагмента на 1 минуту ТЕАТР)

Учитель : Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём?

-А что мы там будем делать?

-Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём?

Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера»


2 этап

Самоопределение деятельности ( целеполагание)


Предметные: Научатся проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текста.

Регулятивные развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности

Коммуникативные

Участвовать в диалоге

Наглядный, словесный


Пение песни по ролям.


Учитель: — Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Какую песню мы сейчас споём, если сказка будет впереди?

Исполняют знакомую песню Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету» (2 куплета), вспоминают героев


Учитель: — Кто рассказывает сказки детям?

Работают с разворотом учебника «Сцены из оперы» Дети перечисляют, вспоминают Кота ученого.


Индивидуальное и коллективное чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». на стр. 84-85

Учитель: Какие замечательные строки русского поэта А.С. Пушкина А хотите узнать, что было 172 года назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Марииненском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила.
Почему опера волшебная и сказочная? (Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу).

Свежие документы:  Конспект урока музыки для 1 класса «Колобок»

«Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев. Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых.» ( рассказ будет сопровождаться слайдами героев оперы)



3 этап

Изучение нового материала

Создать условия для усвоения обучающимися понятий: опера, хор, увертюра, контраст.

Формировать умение определять образ героев.

Предметные: научатся выявлять взаимосвязь музыки – слова изобразительного искусства в опере.

Регулятивные Закрепят умение воспринимать музыку и выражать своё отношение

Коммуникативные

Участвовать в диалоге

Индивидуальная, фронтальная работа


Организовывает усвоение новых понятий

Изучают новый материал, записывают в тетрадь новые слова.


звучит «Увертюра»


Учитель: Как звучит произведение? Какой тут возникает образ? Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана)

Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных Работа с карточками определение характера).

Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление)

Учитель: Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?  Слушают «Дай, Перун, булатный меч…» Учитель: Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен)

Свежие документы:  Урок физики в 9 классе «Закон сохранения импульса и механической энергии»

Как вы думает, кто исполняет это произведение? Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ.


Учитель: Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина? Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою…
…Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая… – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил? ( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)

Учитель: Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите, какой из трех жанров он для этого выбирает?
(жанр марш)

звучит «Марш Черномора» Учитель: Попробуем промаршировать под эту музыку. (маршируют) Удобно вам было маршировать? Учитель: По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? (звучание колокольчиков). Учитель: Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы). Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему? (он – сила зла).

Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных Работа с карточками определение характера

Учитель: Давайте с вами еще раз посмотрим и послушаем сказочный марш Черномора

видеофрагмет «Марш Черномора»

Учитель: Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

А какой герой понравился больше?Почему?

Учитель: Своим прототипом Руслан имеет легендарных богатырей из русских былин и сказок, которые защищали русский народ. Каких вы знаете богатырей? С каким цветом ассоциируется у вас его образ? (красный – цвет крови). А как вы думаете, образ Людмилы, каким цветом можно изобразить? (желтый – цвет солнца, радости, Родины).

Учитель: А как вы думаете, , какой музыкой у Глинки заканчивается опера?

видеофрагмент «Финал«

Учитель: Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная). Кто исполняет это произведение ? (хор). А какой хор? (смешанный)


4 этап

Рефлексия

Научить оценивать результат своей деятельности

Предметные:

Систематизировать умения определять музыкальные произведения

Регулятивные

Осуществлять самоанализ деятельности



фронтальная

индивидуальная

работа. прием противопоставления


Подводит итог, оценивает деятельность ученика


Дают оценку своей деятельности

Учитель: Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили. Посмотрите на экран. Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом — характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою. Людмила – “милая людям”. Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”. Князь Владимир несёт мир, добро, владеет миром (Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси.) Фарлаф – хитёр и скрытен. Черномор –поступки героя чёрные, недобрые. Ратмир –противоречивый, непостоянный.

Свежие документы:  Урок музыки во 2 классе "Песенность, танцевальность, маршевость"



Учитель: В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака? (Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!)

Учитель: У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе. В сказках добро всегда побеждает зло, и в нашей музыке, звучащей на уроке были доброта, свет, вдохновение и все самое лучшее, что может быть в жизни.

песня «Дорога добра» Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова


5 этап

Домашнее задание

Нарисовать, как вы представляете образ карлика Черномора


Индивидуальная, фронтальная работа


Организовывает усвоение новых понятий

Изучают новый материал, записывают в тетрадь новые слова.

Учитель : Мы сегодня в очередной раз прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и вновь открыли её для себя с новой стороны.
— Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила» — былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.
Вы встретились с добрыми и злыми героями. Нарисуйте, пожалуйста дома, как вы представляете образ Черномора.







Список использованной литературы


1. Изместьева Ю.Д. «Поурочное планирование уроков музыки в 2 классе» Волгоград 2010.

2..Затямина Т.А. «Современный урок музыки» Москва «Глобус» 2011.

3.Давыдова М.А., Агапова И.А. «Музыкальные вечера в школе» Айрис Пресс Рольф Москва 2010 год.) часть II

4. Давыдова М.А., Агапова И.А «30 музыкальных занятий» для начальной школы «Аквариум» ГИППВ 2009.


Использованные материалы и Интернет — ресурсы

1. https://collegy.ucoz.ru

2. https://www.myshared.ru

3. https://pedsovet.su


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: