Государственное учреждение
«Школа – гимназия №3 отдела образования акимата г.Костаная»
Конспект урока по музыке
во 2 классе
«Органная музыка»
подготовила
учитель музыки
Кабдоллаева Земфира Гаджимахмудовна
г. Костанай 2014
Поурочный план.
2 класс
Тема урока: Органная музыка.
Цель урока: Расширение знаний учащихся о музыкальных жанрах духовной музыки; знакомство с музыкой немецкого композитора В. Моцарта и с произведением П. Чайковского « Легенда»; развитие познавательных и вокально-хоровых навыков.
Иметь: знания понятий орган, органная музыка, духовная музыка.
Уметь: определять на слух органную музыку и отличать её от других жанров.
Оборудование: музыкальный инструмент – фортепиано, нотный материал, музыкальный центр,
диски, наглядности.
Ход урока:
1. Организационный момент:
— Музыкальное приветствие на русском и казахском языках.
— Сообщение темы и триединой цели урока.
2. Введение в тему урока:
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами хоровой музыки. Вы сами сформулируете тему нашего урока. Произведение П. Чайковского « Легенда» подскажет вам, каким темам будет посвящена та хоровая музыка, которую мы будем рассматривать. Догадались? Можно ли «Легенду» отнести к духовной музыке?
Учитель: Да, мы обращаемся к произведениям на религиозные темы. Это совершенно особая сфера хоровой музыки, которую принято называть духовной музыкой. Она и будет темой нашего урока. Чем она отличается от светской музыки?
Дети: Исполняется в церкви во время обряда или в органном зале.
Учитель: Какой состав хора исполняет это сочинение?
Дети: Смешанный хор.
Учитель: Духовные песнопения вдохновили поэта М.Лермонтова
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть.
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится
Сомненья далеко,
И верится, и плачется,
И так легко- легко.
Учитель: Что человек просил у бога? С чем обращался? Как поняли эти слова?
Дети: В молитве звучит просьба научить его любить ближнего, не роптать на свою долю, принимать жизнь такой, какая она есть.
Учитель: Широкое распространение получил жанр духовного концерта, а в западной Европе реквием. Изначально это была траурная церковная служба, посвященная памяти усопших. Само слово « Реквием» произошло от первого латинского слова молитвы « Покой вечный даруй им, Господи» Послушайте одно такое произведение.
3. Слушание музыки:
Реквиема В. Моцарта часть « Лакримоза» (Слезная)
Показалась ли вам знакомой музыка реквиема?
4. Анализ прослушанного музыкального материала:
Учитель: Назовите исполнителей этой части.
Дети: хор, оркестр.
Учитель: Да, в отличие от хорового концерта, реквием был рассчитан на исполнение хором, солистами и оркестром. В таком составе музыка могла звучать только в католическом храме. Мы услышали часть « Лакримоза» из Реквиема В. Моцарта. Произведение было написано им в 1791 г. В этом величайшем творении с потрясающей силой и выразительностью композитор воплотил мир скорбных человеческих переживаний.
Как думаете, почему последний аккорд звучит в мажоре?
Дети: Каждый человек оставляет след на земле. Аминь — звучит как утверждение ценности человеческой жизни.
Учитель: В чем сила такой музыки?
Дети: Слушая такую музыку, сердце не приемлет зла.
Учитель: Да, она пробуждает в слушателях добрые чувства; учит всматриваться в глаза близких людей, заглядывать в собственную душу, чем она наполнена. В этом сила любой музыки, будь то молитва, духовные песнопения или современная песня.
Какая песня, которую мы разучивали на прошлом уроке, наполнена тем же философским смыслом. В чем его суть?
5. Распевание — упражнения для подготовки певческого аппарата у учащихся
6. Разучивание песни: «Ты — человек!» музыка: Евгений Крылатов, слова: Юрий Энтин
(из кинофильма «Приключения Электороника»
Смысл ее в том, что каждому из нас надо найти цель в жизни и идти к ней Дорогою Добра, ведь ты, как поется в песне, Человек!
— обратить внимание на авторов произведения;
— работа над текстом (правильное и чёткое произношение каждого слова);
— разбор мелодии и ритмического рисунка песни по фразам;
— работа над интонированием и интонацией песни;
— исполнение песни.
7. Проверка домашнего задания.
8. Итог урока:
Учитель: Только ли церковную музыку можно назвать духовной?
Дети: Духовной будет музыка, которая проповедует Добро, согревает душу, воспевает любовь.
— оценивание учащихся;
— запись домашнего задания.
Список использованной литературы
Бакеева Н. «Орган» М., «Музыка», 1977
Учебник музыки 2 класс Алматы «Атамура», 2009