Государственное учреждение образования
«Козловщинская средняя школа»
Дятловского района, Гродненской области
Конспект урока по музыке во 2-ом классе
Музыкальное путешествие в страну Балет
Подготовила
учитель музыки
Кавцевич Наталия Николаевна
пгт. Козловщина
2013 год
Цель: сформировать первичное представление о жанре балета.
Задачи:
1) актуализация преставлений о жанре танца;
2) ознакомление с основными понятиями жанра балета;
3) выявление особенностей балета как синтетического вида искусства;
4) формирование умения создавать художественный образ пластическими средствами;
Форма урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: баян, ноутбук, синтезатор, портрет Е. Глебова
Музыкальный материал:
Темы из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль
«Песня Деда-Бородеда». Л. Захлевный
«Бульба». Бел. нар. песня.
Фрагмент из балета «Мечта». Е. Глебов.
«Адажио» из балета «Маленький принц». Е. Глебов.
Ход урока
Вход в класс. Организация класса.
Музыкальное приветствие.
Музыкальная загадка. Что это за мелодия и в какой стране она звучит? (Звучит тема Всезнайки из оперы «Волк и семеро козлят»).
Ответы детей:
— Это тема Всезнайки из оперы «Волк и семеро козлят»
А что такое опера?
Ответы детей:
— Опера, такая страна, где не говорят, а поют.
— Верно!
Исполнение тем из оперы «Волк и семеро козлят» (распевание)
— Наше путешествие продолжается и мы сегодня отправимся в музыкальную страну, которая называется Балет. Тема нашего урока так и называется Музыкальное путешествие в страну Балет.
Цель урока – сформировать первичное представление о жанре балета.
— И так с песенкой Деда-Бородеда отправляемся в путь.
«Песенка Деда-бородеда» — исполнение.
— Ребята, каждая страна славится тем, что она выращивает или добывает: одна — углем, вторая – хлопком, третья – мясом, молоком и так далее. Нашу республику часто называют «бульбяным краем».
Мы – з бульбянага краю,
Дзе кожны бульбу саджае,
Дзе песняю поле званчэе,
Дзе ласкава сонейка грэе.
Л. Сурпин
-А теперь послушайте песню, которая так и называется «Бульба». Эта песня народная, её сочинил белорусский народ. Слушаем внимательно и подбираем слова для определения характера этой песни.
После прослушивания ответы детей:
— Песня веселая, быстрая, под неё хочется танцевать.
-Да, в этой песне чувствуется веселье, задор, шутливость. Это песня-полька. Здесь сочетание двух «китов» — песни и танца.
При разучивании песни обратить внимание на скачки в мелодии, следить за четким произношением слов. Поработать над фразировкой. Показывать рукой рисунок мелодии.
При исполнении песни исполнить пластические движения, аккомпанировать на шумовых инструментах.
-Давайте еще раз повторим, что такое опера?
-Это музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют.
-А сегодня мы пришли в страну Балет. А может кто-нибудь знает, что такое балет?
Ответы детей:это там, где танцуют балерины.
— Правильно.
-Слово «ballet» произошло от итальянского balletto – танец . Балет – это музыкальный спектакль, где соединились музыка и танец.
Евгений Глебов родился 10 сентября 1929 года в городе Рославль (ныне Смоленской области). С юных лет Евгения Глебова привлекала музыка. Самостоятельно научился играть на мандолине, гитаре, балалайке и уже в юные годы стал сочинять различные музыкальные произведения (песни, романсы, пьесы). ). В 1950 году поступил в консерваторию в Минске. В 1951 году создал свое первое крупное произведение — «Фантазию для фортепиано и симфонического оркестра». Евгений Глебов написал несколько балетов: «Мечта», «Альпийская баллада», « Маленький принц» и другие. Первый балет «Мечта» — написан в 1961 году. В нем повествуется про девочку Марию. Она возвратилась из-за границы на Родину, чтоб стать балериной. В балете звучит разная музыка, в том числе , в том числе близкая к белорусской народной.
Слушание фрагмента из балета «Мечта». Обратить внимание на знакомую мелодию («Бульба»), которая резво путешествует в оркестре. Она то прячется, то где-то промелькнет, то сливается с другими интонациями и только в конце настойчиво заявляет о себе.
— А еще мы послушаем «Адажио» из балета «Маленький принц». Слово Адажио вам, конечно, незнакомо. Так вот послушайте. Adagio— итальянское слово, которое переводится как «медленно, спокойно». Однако в музыке это слово приобретает неизмеримо более глубокий смысл. Оно указывает не только на темп, то есть скорость исполнения, но говорит о характере музыки – сосредоточенности, глубоком раздумье. А в балете словом Адажио называют лирический дуэт главных героев. Музыка балетных Адажио обычно отличается широкой, распевной мелодией, романтичностью характера.
В фрагменте из музыки к балету рассказывается о необыкновенной встрече Маленького принца и Розы.
(Отрывок из сказки)
На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы — у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Он раскрывались
поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна,
занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с
крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. Вдруг
это какая-нибудь новая разновидность баобаба? Но кустик быстро перестал
тянуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не
видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А
неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все
готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она
наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала
явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела
показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка!
Таинственные приготовления длились день за днем. И вот наконец, однажды
утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.
( Антуан де Сент-Экзюпери).
«Адажио» из балета Е. Глебова «Маленький принц» — слушание.
— Ребята, какая звучала музыка? Давайте дадим характеристику.
Ответы детей: музыка медленная, спокойная, ласковая, плавная, нежная.
Мелодия «Адажио» звучит как нежная и возвышенная песня о любви.
— А теперь, ребята, представьте себя цветочком, бутоном и пластическими движениями всего тела покажите чувства от прослушанной музыки.
Повторное слушание и выполнение пластических движений.
— Молодцы, ребята, у вас очень здорово получилось!
Рефлексия.
Какие открытия у вас были сделаны на уроке?
Что такое балет?
С какими балетами мы познакомились на уроке?
Кто композитор?
Что такое «адажио»?
Какое настроение у вас после путешествия в стране Балет? Выберите себе соответствующее личико и прикрепите на доску.
Музыкальное прощание.
До свидания, до свидания,
Музыка!
Список используемой литературы
Бракадо Н. И., Коженевская А.Б., Мистюк В.А. Музыка во 2 классе. Минск «Беларусь» 2010 год.
Гришанович Н.Н. Музыка в школе. Минск. ЧУП «Издательство Юнипресс»
2006 год.
Давыдова М.А. Уроки музыки. Москва. «ВАКО» 2008 год
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. Москва. Всесоюзное издательство «Советский композитор» 1986 год.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Москава «Аквариум» 1997 год