Конспект урока по музыке во 2-м классе «Музыкальное путешествие в страну Балет»

Государственное учреждение образования

«Козловщинская средняя школа»

Дятловского района, Гродненской области









Конспект урока по музыке во 2-ом классе




Музыкальное путешествие в страну Балет




Подготовила

учитель музыки

Кавцевич Наталия Николаевна











пгт. Козловщина

2013 год


Цель: сформировать первичное представление о жанре балета.

Задачи:

1) актуализация преставлений о жанре танца;

2) ознакомление с основными понятиями жанра балета;

3) выявление особенностей балета как синтетического вида искусства;

4) формирование умения создавать художественный образ пластическими средствами;

Форма урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: баян, ноутбук, синтезатор, портрет Е. Глебова



Музыкальный материал:

  • Темы из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль

  • «Песня Деда-Бородеда». Л. Захлевный

  • «Бульба». Бел. нар. песня.

  • Фрагмент из балета «Мечта». Е. Глебов.

  • «Адажио» из балета «Маленький принц». Е. Глебов.



Ход урока

Вход в класс. Организация класса.

Музыкальное приветствие.

Музыкальная загадка. Что это за мелодия и в какой стране она звучит? (Звучит тема Всезнайки из оперы «Волк и семеро козлят»).

Ответы детей:

— Это тема Всезнайки из оперы «Волк и семеро козлят»

А что такое опера?

Ответы детей:

— Опера, такая страна, где не говорят, а поют.

— Верно!

Исполнение тем из оперы «Волк и семеро козлят» (распевание)

— Наше путешествие продолжается и мы сегодня отправимся в музыкальную страну, которая называется Балет. Тема нашего урока так и называется Музыкальное путешествие в страну Балет.

Цель урока – сформировать первичное представление о жанре балета.

— И так с песенкой Деда-Бородеда отправляемся в путь.

«Песенка Деда-бородеда» — исполнение.

— Ребята, каждая страна славится тем, что она выращивает или добывает: одна — углем, вторая – хлопком, третья – мясом, молоком и так далее. Нашу республику часто называют «бульбяным краем».

Мы – з бульбянага краю,

Дзе кожны бульбу саджае,

Дзе песняю поле званчэе,

Дзе ласкава сонейка грэе.

Л. Сурпин

-А теперь послушайте песню, которая так и называется «Бульба». Эта песня народная, её сочинил белорусский народ. Слушаем внимательно и подбираем слова для определения характера этой песни.

После прослушивания ответы детей:

Песня веселая, быстрая, под неё хочется танцевать.

-Да, в этой песне чувствуется веселье, задор, шутливость. Это песня-полька. Здесь сочетание двух «китов» — песни и танца.

При разучивании песни обратить внимание на скачки в мелодии, следить за четким произношением слов. Поработать над фразировкой. Показывать рукой рисунок мелодии.

При исполнении песни исполнить пластические движения, аккомпанировать на шумовых инструментах.

-Давайте еще раз повторим, что такое опера?

-Это музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют.

-А сегодня мы пришли в страну Балет. А может кто-нибудь знает, что такое балет?

Ответы детей:это там, где танцуют балерины.

— Правильно.

-Слово «ballet» произошло от итальянского balletto – танец . Балет – это музыкальный спектакль, где соединились музыка и танец.

Евгений Глебов родился 10 сентября 1929 года в городе Рославль (ныне Смоленской области). С юных лет Евгения Глебова привлекала музыка. Самостоятельно научился играть на мандолине, гитаре, балалайке и уже в юные годы стал сочинять различные музыкальные произведения (песни, романсы, пьесы). ). В 1950 году поступил в консерваторию в Минске. В 1951 году создал свое первое крупное произведение — «Фантазию для фортепиано и симфонического оркестра». Евгений Глебов написал несколько балетов: «Мечта», «Альпийская баллада», « Маленький принц» и другие. Первый балет «Мечта» — написан в 1961 году. В нем повествуется про девочку Марию. Она возвратилась из-за границы на Родину, чтоб стать балериной. В балете звучит разная музыка, в том числе , в том числе близкая к белорусской народной.

Слушание фрагмента из балета «Мечта». Обратить внимание на знакомую мелодию («Бульба»), которая резво путешествует в оркестре. Она то прячется, то где-то промелькнет, то сливается с другими интонациями и только в конце настойчиво заявляет о себе.

— А еще мы послушаем «Адажио» из балета «Маленький принц». Слово Адажио вам, конечно, незнакомо. Так вот послушайте. Adagioитальянское слово, которое переводится как «медленно, спокойно». Однако в музыке это слово приобретает неизмеримо более глубокий смысл. Оно указывает не только на темп, то есть скорость исполнения, но говорит о характере музыки – сосредоточенности, глубоком раздумье. А в балете словом Адажио называют лирический дуэт главных героев. Музыка балетных Адажио обычно отличается широкой, распевной мелодией, романтичностью характера.

В фрагменте из музыки к балету рассказывается о необыкновенной встрече Маленького принца и Розы.

(Отрывок из сказки)

На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы — у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Он раскрывались

поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна,

занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с

крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. Вдруг

это какая-нибудь новая разновидность баобаба? Но кустик быстро перестал

тянуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не

видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А

неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все

готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она

наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала

явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела

показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка!

Таинственные приготовления длились день за днем. И вот наконец, однажды

утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.

( Антуан де Сент-Экзюпери).

«Адажио» из балета Е. Глебова «Маленький принц» — слушание.

— Ребята, какая звучала музыка? Давайте дадим характеристику.

Ответы детей: музыка медленная, спокойная, ласковая, плавная, нежная.

Мелодия «Адажио» звучит как нежная и возвышенная песня о любви.

— А теперь, ребята, представьте себя цветочком, бутоном и пластическими движениями всего тела покажите чувства от прослушанной музыки.

Повторное слушание и выполнение пластических движений.

— Молодцы, ребята, у вас очень здорово получилось!

Рефлексия.

  • Какие открытия у вас были сделаны на уроке?

  • Что такое балет?

  • С какими балетами мы познакомились на уроке?

  • Кто композитор?

  • Что такое «адажио»?

  • Какое настроение у вас после путешествия в стране Балет? Выберите себе соответствующее личико и прикрепите на доску.


рожицы




Музыкальное прощание.


До свидания, до свидания,

Музыка!






Список используемой литературы



Бракадо Н. И., Коженевская А.Б., Мистюк В.А. Музыка во 2 классе. Минск «Беларусь» 2010 год.



Гришанович Н.Н. Музыка в школе. Минск. ЧУП «Издательство Юнипресс»

2006 год.



Давыдова М.А. Уроки музыки. Москва. «ВАКО» 2008 год



Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. Москва. Всесоюзное издательство «Советский композитор» 1986 год.



Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Москава «Аквариум» 1997 год


Свежие документы:  Интеллектуальное развитие ребёнка средствами вокального искусства

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: