Государственное учреждение образования
«Козловщинская средняя школа»
Дятловского района, Гродненской области
Конспект урока по музыке во 2-ом классе
«Лад – согласие, порядок между звуками»
Подготовила
учитель музыки
Кавцевич Наталия Николаевна
пгт. Козловщина
2012 год
Лад – согласие, порядок между звуками.
Цель урока: сформировать целостное представление о ладе и его роли в создании художественного образа.
Задачи:
Актуализация представлений о свете и тени в музыке;
Введение понятия лад;
Выявление выразительных возможностей лада в музыкальном произведении;
Формирование умения использовать возможности лада в собственной художественной деятельности;
Развитие умения прослеживать ладовые изменения в музыкальном произведении.
Музыкальный материал:
«Крокодил и Чебурашка». Музыка И. Арсеева.
«Веселая. Грустная». Л. Бетховен.
«Перапёлачка». Белорусская народная песня.
«Утро в лесу. Вечер. В. Салманов.
Оборудование: баян, синтезатор, ноутбук, мультимедийная установка
Ход урока.
Вход в класс.
Музыкальное приветствие:
— Добрый день, мои друзья,
Добрый день!
— Добрый день, учитель наш,
Добрый день!
— Ребята, мы с вами продолжаем знакомство с различными музыкальными красками. А что в музыке главное?
— Мелодия.
— А из чего состоит мелодия?
— Из звуков.
— А звуки какие бывают?
— Долгие – короткие, высокие – низкие, громкие – тихие.
— А что же за такая музыкальная краска, где чередуются долгие и короткие звуки?
— Ритм.
Игра «Ритмическое эхо»
Исполнение попевки «Крокодил и Чебурашка». Прохлопываем ритмический рисунок каждой попевки, сравниваем и анализируем.
— Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной музыкальной краской. Послушайте сказку «Кто самый главный».
Поспорили нотки, какая из них самая главная.
— Я самая главная, — заявила нотка До, — потому что с меня начинается звукоряд.
— Нет, я самая главная, — воскликнула Соль. – Мое место на нотном стане Скрипичный ключ показал мне первой за всех вас.
— Не-не, главная я, — доказывала Ми. – Я на первой линеечке пишусь, значит я первая.
— Да нет, — волновалась Ля, — главная только я: под меня все музыкальные инструменты подстраиваются, да и выше всех я пишусь и звучу.
— Ну если на то пошло, так выше всех пишусь и звучу я, — авторитетно заявила Си.
Только ноты Фа и Ре молчали, потому что ничего не могли найти для своего возвышения. Долго спорили нотки, даже голоса потеряли. Решили спросить у самой Королевы Мелодии, кто из них самый главный. Выслушала их Королева Мелодия, ласково улыбнулась и сказала:
— Все вы, нотки, для меня главные, потому что только тогда я красивая и интересная, когда вы все ладите между собой, помогаете одна другой. Когда же меня исполняют только на одной из вас, я делаюсь простой, однообразной и менее интересной.
Застеснялись нотки своей ссоры и поняли, что самое главное – дружба, лад и согласие.
— Ребята, так что же самое главное?
— Дружба, лад и согласие.
— В музыке звуки обычно находятся в согласии, они «ладят» один с одним. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито, много можно привести примеров с этим корнем и все слова окажутся светлыми, дружелюбными. Недаром лад – это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка – искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало – никакой музыки не получится.
Однако лад не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их слаженность, согласованность, дружбу. В музыке есть много ладов, но мы будем знакомится с двумя: лад Мажор и лад Минор. Каждый музыкальный инструмент имеет свой характер, свой лад. Он помогает передать разные чувства человека, его настроение. Когда музыка звучит мягко, «пасмурно», грустно, говорят, что она написана в минорном ладу, а когда – весело, светло, твердо – в мажорном.
«Веселая. Грустная» — слушание. Определяем сколько здесь настроений. В этом произведении обращается внимание детей на два наиболее понятные для их человеческие чувства – радость и грусть. Произведение дает возможность в одном сочинении почувствовать контрастные настроения музыки. Первая и третья части звучат радостно, бодро, а вторая – грустно, жалостно. Надо обратить внимание на средства выразительности радостного настроения (отрывистость, подвижность и звучность), а также – грустного настроения (напевное, тихое звучание).
Почувствовать, как меняется характер музыки и средства музыкальной выразительности в первой, второй и третьей частях, поможет репродукция картины В. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь Радости и Печали». На репродукции два образа в виде волшебных птиц с обликам людей. Один в темной одежде, с грустным лицом, он как будто поет грустную песню, вызывает у зрителя сочувствие и боль. Второй, в светлой одежде, с распростертыми крыльями, как будто поет о своем счастье. Два образа создают два разных настроения, два чувства – печаль и радость.
Нужно предложить детям почувствовать, как меняется настроение, когда рассматривать образы в разном порядке: сначала веселое, затем грустное – получится грустное настроение, а когда после грустного опять рассмотреть веселое — останется веселое настроение. Идею музыкального образа произведения можно высказать так: после веселья приходит грусть, после грусти возвращается веселье. Но веселье после грусти уже не может быть таким безоблачным, как раньше. Таким образом, подведем учеников к выводу, что в музыке, как и в жизни, мысли и чувства очень связаны.
Под звучание произведения «Веселая. Грустная» выполняем пластическое интонирование.
Перапёлачка» — разучивание песни. Белорусская народная песня создает яркий образ птички: он ассоциируется с образом старого больного человека, которого хочется пожалеть. Передать свои чувства детям поможет работа над выразительным исполнением песни: кантилена, напевность, дыхание. Напевности, плавности, нежному, ласковому исполнению будет содействовать использование движений рукой – как будто гладим птичку. Чтобы больше заинтересовать учеников, можно использовать детские музыкальные инструменты, например отметить сильную долю на треугольнике.
— Ребята, давайте поговорим о природе, о настроении в разную погоду, о чувствах, которые возникают при этом.
— Когда солнышко – весело, идет дождик – грустно.
— А какое настроение в этих стихах:
Солнце ярко светит,
Весело на свете.
Тра-ля-ля. Тра-ля-ля,
Весело на свете.
Дождик льет как из ведра
Загрустила детвора,
Загрустила детвора.
Творческое задание: сочинить мелодию, которая соответствует настроению слов и спеть.
«Утро в лесу. Вечер.» — слушание. Поставить перед детьми задачу услышать контраст настроений и красок в музыке. Полезно сравнить настроения и краски в музыке и живописи. (Сосны, освещённые солнцем. И.И. Шишкин).
Радостное настроение утра художник передает светлыми красками. А композитор – светлым звучанием; (Вечер. Художник Игорь Романчук) — настроение вечера художник передает затемненными красками, а композитор – затемненным звучанием.
Таким образом, характеристика этих произведений обогащает слуховой опыт восприятия лада как более светлой или более темной окраски звучания. Стоит дать задание – нарисовать дома рисунки, которые напомнила им музыка прослушанных произведений.
Рефлексия:
Скажите, что такое лад?
Какой он бывает?
Что он делает?
Каким еще словом мы можем его назвать?
Музыкальное прощание:
До свидания, до свидания,
Музыка!
Список используемой литературы
Н.И. Бракадо, А.Б. Коженевская, В.А. Мистюк .Музыка во 2 классе. Минск «Беларусь» 2010 год.
М.А. Давыдова. Уроки музыки. Москва. «ВАКО» 2008 год
Н.Н. Гришанович. Музыка в школе. Минск. ЧУП «Издательство Юнипресс»
2006 год.
Е.И, Юдина. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Москава «Аквариум» 1997 год