Конспект урока по Музыке «Волшебная сила любви» 7 класс

Разработка открытого урока музыки в 7 классе


IIIчетверть « Музыкальная драматургия»


Тема: «Волшебная сила любви»


Цель урока: сопоставить музыкальные драматургии в произведениях крупной формы, проанализировать драматургию урока.


Задачи:

  1. Определить музыкальные образы в произведениях, их взаимопроникновение.

  2. Воспитание зрителя, слушателя и читателя с развитым художественным вкусом.

  3. Развитие восприятия, памяти, мышления, творческих и музыкальных способностей, расширение художественно-эстетического опыта

Художественный ряд: фотографии О. Лепешинской, Г. Улановой, фрагментов балета «Золушка» С. Прокофьева, книга «Трагедии В. Шекспира», портрет В. Шекспира.

Наглядные средства обучения и ТСО: Портреты композиторов П. Чайковского, С. Прокофьева, проигрыватель, магнитофон, пианино, синтезатор, нотная и аудио хрестоматии.


Ход урока:


1.Организационный момент.

а) учитель приветствует детей, сообщает им тему урока, его цель.

Ребята, сегодня наш урок будет посвящен теме «Волшебная сила любви», мы определим главные музыкальные образы, их взаимопроникновение в произведениях крупной формы. Эпиграфом к нашему уроку будут строки из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Любви все возрасты покорны…..»

Хоть любовь и считается чувством только взрослых людей, но рассуждать о ней могут и школьники 7класса.


Цель нашего урока — сопоставить музыкальные драматургии в произведениях крупной формы, проанализировать драматургию нашего урока.


II.Повторение


1.Мы с вами продолжаем уроки в разделе «Музыкальная драматургия». Давайте вспомним, из чего же складывается музыкальная драматургия любого крупного музыкального произведения.

1)Что такое «Музыкальный образ»

Д. Чувства, мысли, поступки героя в музыкальном произведении.

2) Что такое музыкальная драматургия

Д. взаимопроникновение музыкальных образов

На прошлом уроке мы говорили о драматургии увертюры-фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта» Покажите на стенде портрет композитора.

Д. первый ряд, пятый композитор

2. Прежде чем повторить материал предыдущего урока, вспомним

1) Что такое увертюра?

Д.- музыкальное произведение, являющееся вступлением к произведениям крупной формы, дает краткую характеристику происходящему в произведении, определяет сюжетную линию.

2) сколько частей в увертюре? Назовите их.

Д. – экспозиция, разработка, реприза, кода

3) какие партии и образы представляет экспозиция

Д. Главную и побочную, они представляют главные музыкальные образы.

3. Какие два музыкальных образа мы слышим в экспозиции увертюры «Ромео и Джульетта»?

Д. Образ Вражды и образ Любви.

Прослушаем фрагмент экспозиции и определим, какая музыка по цвету, по весу, фактуре музыкальной ткани

(слушание фрагмента экспозиции)

Д. в музыке образа вражды музыка злая, колючая, жестокая, идет бой не на жизнь, а насмерть. В образе Любви музыка плавная, мягкая, почти невесомая, цвет белый, тон светлый, фактура прозрачная.

Если выразить музыку образа Вражды в цвете, какие цвета можно использовать? Сейчас мы повторно послушаем музыку, а вы на листе бумаги отразите свои чувства в цвете.

(звучит тема Вражды, учащиеся выходят к доске и мазками выражают свои чувства)

4. Какова же музыкальная драматургия увертюры? Образы контрастные или сливающиеся? В каких взаимоотношениях они состоят?

Д. Образы контрастные, противостояние.

Чем заканчивается произведение?

Д. смертью влюбленных и примирением семей.

Послушаем коду увертюры, обратите внимание на завершающие звуки, что они говорят нам, почему динамика FF, и в оркестре использована туба.

(слушание коды)

Д. Аккорды символизируют назидание будущим поколениям, люди должны помнить историю двух влюбленных и жить мирно, во взаимопонимании.


III. Изучение основного материала.

В каких произведениях литературы мы видим такой же трагический финал?

Есть ли произведения о влюбленных заканчивающиеся счастливым концом?

Д. Трагичен финал в повести Пушкина «Дубровский», а счастливый финал в сказке «Золушка».

Шарль Перро, французский сказочник написал изумительную по своей красоте волшебную историю. Мы с вами послушаем балет С. Прокофьева «Золушка», созданный по мотивам этой сказки и сравним его музыкальную драматургию с драматургией «Ромео и Джульетты» Чайковского.


(учитель показывает портрет С. Прокофьева на стенде, дает краткие данные о композиторе)


Вот что говорил о создании балете сам С. Прокофьев:

«В 1940 году Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова предложил мне написать балет «Снегурочка» или «Золушка».Из двух сюжетов я остановился на «Золушке». Я принялся за сочинение музыки тогда же, и к лету 1941 года, ко времени нападения гитлеровцев на Советский Союз, два акта были вчерне набросаны. Война звала нас к другим, более неотложным работам, и сочинение «Золушки» было временно отложено. Летом 1943 года представилась возможность вернуться к оставленной «Золушке»

Впервые «Золушка» Сергея Прокофьева была поставлена в ноябре 1945 года, после Победы, на сцене Большого театра. Главную роль исполняли легендарные балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова.

(учитель показывает фотографии балерин)

Давайте прослушаем фрагменты из балета «Золушка» С. Прокофьева, проследим линию драматургии произведения.

Вот Золушка в домашней обстановке, послушайте, какой характер героини предстает перед нами. Какие чувства мы слышим, определите группу музыкальных инструментов.

(слушание фрагмента из балета «Золушка», тема вступления)

Д. Музыка плавная, мягкая, Золушка послушная и покорная, очень одинокая, исполняют струнные смычковые.

Вспомнит, как к Золушке относились ее сестры и мачеха?

(учащиеся кратко пересказывают сюжетную линию сказки Ш. Перро)

Послушаем фрагмент из балета Па-де шаль, музыка рисует сестер Золушки, какие черты характера вы слышите?

Д. злость, грубость, капризность.

А вот сейчас прозвучит самый драматический фрагмент произведения сцена Вальса и часов. Что чувствует героиня, после того как понимает, что волшебство закончилось?

(слушание фрагмента «Вальс и полночь»)

Д. Золушка чувствует, жалость от расставания с принцем, горечь утраты, она опять одинока.

Прокофьев говорил о Золушке так:

«хочу, чтобы сама Золушка проявилась не как некий абстрактный персонаж, но как живая, чувствующая и переживающая девушка, заставляющая и зрителя переживать и чувствовать вместе с ней ее горести и радости».

Какова же музыкальная драматургия балета, чем закончилась история про Золушку?

Д. Золушка пережили много страданий, но все же нашла свое счастье.

IV. Подведение итогов урока

1. Тема нашего урока «Волшебная сила любви». Как же повлияла любовь главных героев увертюры «Ромео и Джульетта» на взаимоотношения их семей?

Д. Семьи примерились, Любовь выше смерти.

А что же сделала любовь в балете «Золушка»?

Д. Воцарились мир и спокойствие, бедная девушка нашла свое счастье.

2. Какое время года считается по праву временем любви? И почему?

Д. весна, она пробуждает в человеке дремавшие чувства, обновляется не только природа, но и сам человек.

Мы с вами на первом уроке начали работу над песней «Волшебная сказка» А. Морозова. Почему песня имеет такое необычное название, чему она посвящена?

Д. Песня о любви, герои сравниваются со сказочными персонажами, потому что весной все заново влюбляются.

Вокально-хоровая работа

  1. голосоведение

  2. артикуляция

  3. ансамбль

(исполнение песни под аккомпанемент синтезатора)

Какие краски можно использовать при изображении чувств, связанных с этой песней?

Д. тона яркие, цвет красный, желтый, зеленый.

Д/З нарисуйте в цвете впечатления об этой песне, выучите третий куплет песни наизусть.

Вывод:

На сколько частей можно поделить этот урок? Чем эти части отличаются друг от друга. Как была построена драматургия урока?

Д. три части. Драматургия урока строилась на контрастных и сливающихся образах. В первой мы видели смерть влюбленных и торжество любви, а во второй и третьей части романтические отношения героев закончились счастливым концом.

Так что же всегда все побеждает?

Д. Любовь!

(учитель выставляет оценки за урок, учащиеся выходят из класса)






1) Вывод. Наше путешествие .подходит к концу, жаворонок привел нас домой. Скажите, мог ли Глинка написать свою оперу, если бы Пушкин не сочинил поэму «Руслан и Людмила»? Выражает ли музыка характер и настроение литературных героев, обогащает ли их образы?


Д.- если бы Пушкин не сочинил поэму, то композитор не смог бы по ней сочинить оперу, не было бы либретто. Музыка делает характеры литературных героев ярче, интереснее, она подчеркивает индивидуальность героев, выражает их мысли и чувства.


Мы вернулись из путешествия домой, что для вас определяет слово «ДОМ»

Д.- наш дом — это семья, школа, станица Новорождественская, Краснодарский край, Россия.

Предлагаю наш урок завершить песней, под которую вы входили в класс вначале урока.

Это песня о Краснодарском крае В. Захарченко.

С каким чувством мы будем ее исполнять?

Д.- с гордость, с любовью к нашему краю.


(исполнение «Песня о Краснодарском крае» В.Захарченко)


2) Выставление оценок

3) д/з рисунок к сценам из оперы «Руслан и Людмила», учитывая интонацию в музыке(по выбору учащихся).



Учитель музыки МОУ СОШ № 8 КовальТ.Э.

22.10 2007г.


Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Сложение и вычитание смешанных чисел" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: