II класс
Урок №1.
Тема: «Здравствуй, Родина моя!»
Элементарная теория музыки: выразительные средства музыки: мелодия, тембры.
Тип урока: развивающий урок
Форма урока: поисковый урок
Цель урока: формирование осознанного восприятия музыкального произведения.
Задачи урока: формировать и развивать эстетическое восприятие на уровне постоянно развивающегося процесса эмоционально-чувственного, оценочного познания учеником себя и окружающего мира, формирование критериев духовности и нравственности.
Материалы к уроку: М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!»
Ход урока.
Учитель — Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами начнём знакомиться с музыкой, которую композиторы посвятили нашей родине – России. (Слайд с названием темы и пейзажем).
Когда человек с кем-то или с чем-то знакомится, он хочет больше узнать об этом человеке или предмете, а если он знакомится с какой-нибудь страной, то интересуется историей, обычаями, культурой этого государства, не так ли?
Как вы думаете, можно познакомиться с неизвестной страной с помощью музыки?
Дети: — Наверное, можно.
Учитель: — Конечно, музыка разговаривает с нами на особом языке звуков, которые, как и слова и предложения в нашей речи, складываются в осмысленные мелодии. В каждой стране народ создавал свои неповторимые мелодии, песни, передающие характер народа, его историю, самобытную, неповторимую культуру. Отличите вы русскую музыку от японской?
Дети: — Конечно!
Учитель : Давайте попробуем отгадать музыкальную загадку? Музыка какого государства сейчас прозвучит? Выберите из списка название страны. (Слайд: «Россия, Греция, Япония»). (Звучат японские мотивы).
Дети выбирают Японию.
Учитель: — Почему Япония? Что помогло вам?
Дети: — Мелодия была какая-то необычная.
Учитель: — Правильно. Вы услышали интонации, характерные для японской музыки, звучание бамбуковой флейты.
Попробуем ещё? (Звучит греческая музыка)
Дети: — Это греческая музыка.
Учитель: — Правильно, это греческий танец «Сиртаки», с ним вы уже встречались в 1классе.
А какому народу близка эта музыка? (Звучит фрагмент вступления «Рассвет на Москве-реке» М.П.Мусоргского)
Дети: — Это музыка напоминает русскую.
Учитель: — Молодцы! А почему вы так решили? Что характерно для русских мелодий? (Если дети затрудняются, учитель дополнительными вопросами подводит детей к характерным особенностям русской музыки: распевности, плавности, широте и протяжности мелодической линии, хороводности движения). В этой мелодии передаётся спокойствие, особая статность, задушевность русского народа.
Как вы думаете, эту мелодию написал композитор или она народная?
Дети: — Композитор.
Учитель: — А почему вы так считаете? (Кто исполняет это произведение?)
Дети: — Эту музыку исполняет симфонический оркестр.
Учитель: — Совершенно верно, это музыкальное произведение написал русский композитор Модест Петрович Мусоргский. (Слайд: портрет Мусоргского). Композитор всей душой любил Россию, русский народ, интересовался историей страны и посвятил ей много своих произведений. И музыка, которая сейчас звучала тоже о России, о красоте русской природы, о русских людях.
Давайте ещё раз послушаем эту замечательную мелодию, и вы попробуете угадать, какое время суток изобразил композитор в этом произведении?
(Слушание музыки ещё раз, до смены характера, до набата)
Дети: — Утро!
Учитель: — Молодцы, угадали! А как музыка об этом вам рассказала? Как звучала музыка вначале? (Тихо, как будто солнце только встаёт.) Что происходило дальше?
Дети отмечают, что музыка становится громче, подключаются голоса других инструментов.
Учитель: — Звучание каких известных вам русских народных инструментов передают инструменты симфонического оркестра?
Дети определяют инструменты: дудочка, свирель, рожок.
Учитель: А кто на них играет?
Дети: пастушки.
Учитель: Действие в музыке происходит в современной России или передаёт картины старинной Руси?
Дети выясняют с учителем, что музыка изображает старинную Москву. И называется это произведение «Рассвет на Москве-реке» (Слайд с картиной).
Учитель: А как музыка рассказывает, что действие происходит на Москве-реке? Послушайте дальше.
Дети слушают фрагмент изменения характера музыки на тревожно-набатный и выясняют содержание музыки.
Учитель рассказывает детям, что набат на Руси звучал при пожарах или нашествии врагов. В истории России было много войн, но наш русский народ всегда мужественно защищал свою Родину и выходил победителем. В музыке слышится, что после тревожного звучания снова звучит спокойная и безмятежная мелодия.
Давайте продолжим встречать утро и познакомимся с песней «Здравствуй, Родина моя». (Слайд с картиной природы).
(Слушание песни, выяснение характера мелодии и вокально-хоровая работа над песней).
Учитель подводит итог: Итак, ребята, какая музыка звучала сегодня у нас на уроке? С музыкой какого композитора вы сегодня познакомились? Как называлось произведение?
Нарисуйте своё утро. Д о свидания!