Конспект урока по Музыке «Зимние образы в музыке, поэзии и живописи» 4 класс

Конспект урока с использованием ИКТ, технологии развивающего обучения и здоровьесбережения.

Педагог: Донцева М.Н.

Предмет: музыка Класс: 4

Тема урока: «Зимние образы в музыке, поэзии и живописи»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом + урок применения знаний и умений.

Цель урока: показать взаимосвязь выразительных средств в музыке, поэзии и живописи.

Задачи урока:

  • познакомить детей с понятием «образа» в искусстве, с понятием «эпиграфа»;

  • научить вслушиваться в музыкальную ткань, анализировать средства музыкальной выразительности (мелодию, темп, лад, динамику);

  • развивать умение сравнивать и сопоставлять выразительные средства различных искусств;

  • раскрыть взаимосвязь средств выразительности (темпа, динамики, тембра) в музыке, поэзии и живописи на примере музыки В.Шебалина «Зимняя дорога», П.И.Чайковского «Декабрь», Ц.Кюи «Зима», живописи И.Шишкина, поэзии А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Е.А.Баратынского;

  • разучить песню Ц.Кюи «Зима».

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, фортепиано.

Материалы к уроку: В.Шебалин «Зимняя дорога»; П.И.Чайковский «Декабрь» из цикла «Времена года»; Ц.Кюи «Зима»; И.Шишкин «На севере диком», «Зима в лесу. Иней», «Лес зимой».

Начало урока: музыкальное приветствие учителя с учениками и учеников с учителем.

Ход урока.

Учитель: — Ребята, сегодня мы будем говорить о зимних образах в музыке, поэзии и живописи.

Давайте подумаем, что мы понимаем под словом «образ».

Дети: — Это вид чего-то или кого-то.

Учитель: — Можно сказать, что «образ» — это некое художественное отражение действительности. А как в музыке композиторы отражают действительность?
Дети: — Наверное, звуками.

Учитель: — А как представляются образы в живописи и поэзии?

Дети: — В живописи используются краски, поэты подбирают особые слова.

Учитель: — Совершенно верно. И если сегодня мы с вами говорим о зиме, о зимних образах, то хочется сразу привести пример стихотворения А.С.Пушкина. Как точно и ярко, по-разному описывает он зиму:

«Мороз и солнце! День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

Или другие строки:

«Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна:

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит…»

Учитель: — Давайте с вами подумаем, какие средства музыкальной выразительности нам нужны, чтобы передать вот этот образ, образ долгой зимней дороги в музыке. Давайте с вами вспомним основные средства музыкальной выразительности, какие они?
Дети вспоминают мелодию, лад (мажор, минор), темп, динамика, тембр.


Учитель: — Есть ещё и другие средства выразительности, но пока остановимся на этих.

Возьмём мелодию. Она должна быть плавной, поступенной или размашистой для данного образа?

Дети: — Спокойная, поступенная.

Учитель: — Теперь лад. Он будет мажорным, праздничным, ярким или минорным, печальным, задумчивым?
Дети: — Минорным.

Учитель: — Теперь темп – то есть скорость в музыке. Он будет быстрый или умеренный?
Дети: — Скорее умеренный.

Учитель: — А какая динамика нам нужна? С какой силой звука нужно исполнять произведение?
Дети: — Не слишком громко и не слишком тихо, умеренная динамика.

Учитель: — Ну и если есть стихотворный текст, то значит, он будет вокализирован, то есть пропет. Нам понадобится тембр голоса. Напомните, что такое тембр?
Дети: — Это как звучит голос, высоко или низко.
Учитель: — Если быть точными, то тембр – это окраска звучания голоса или инструмента. Как вы думаете, какой тембр голоса нам понадобится, чтобы передать образ стихотворения А.Пушкина?
Дети высказывают различные мнения, приводя свои аргументы.
Учитель
: — Теперь мы с вами послушаем произведение «Зимняя дорога» на стихи А.С.Пушкина композитора В. Шебалина. Но вам нужно подумать, на сколько совпадает наше видение стихотворения с музыкой композитора.


Учитель — Ну так совпали ли наши с вами средства выразительности с тем, что вы услышали в произведении В.Шебалина?
Дети рассуждают об услышанной музыке, вспоминая средства выразительности и отмечая, в чём их видение образа совпало, а где было различным.

Учитель: — Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что стихотворение я прочитала не до конца. Что-то изменилось в музыке, когда появились другие слова:

«Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика,

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…»?

— Как изменился темп? (Стал подвижнее). А динамика?

(Дети отмечают, что на контрастных словах была контрастная динамика).

Учитель: — Ребята, обратите внимание, что и при чтении стихотворения, и при исполнении музыки мы изменяли темп, динамику в зависимости от смены настроения.

Учитель: — Ребята, какая из этих двух картин И.Шишкина больше подходит к образу данного музыкального и поэтического произведения?

Дети выбирают картину «На севере диком» и отмечают, что здесь больше задумчивости, печали, одиночества.

Учитель: — Но зима же не всегда вызывает у нас настроение печали и грусти. Бывают и радостные, праздничные, приподнятые моменты. Наверное, именно о такой зиме, именно такое настроение хотел передать в своём фортепианном произведении П.И.Чайковский. А чтобы помочь слушателю понять характер произведения и его образ, композитор использовал стихотворный эпиграф, то есть небольшой фрагмент, цитату из стихотворения:

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали.

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали».

Это фрагмент стихотворения В.А.Жуковского.

— Послушайте и скажите, как в музыке изображается радость, праздничность, игривость вот этого зимнего момента. Какие средства музыкальной выразительности помогают понять образ зимних гаданий?


Учитель: — Так какие средства музыкальной выразительности помогли понять нам данный зимний образ?

Дети: — Подвижный темп, извилистая мелодия, разная динамика.

Учитель: — Теперь следующая зимняя картина, которую изобразил в своём стихотворении Е.Баратынский, а музыку написал Ц.Кюи. Послушайте и подумайте, а здесь какое передаётся настроение от зимней картины?

Учитель исполняет песню «Зима» Ц.Кюи


Учитель: — Какое настроение в образе зимы?

Дети отмечают настроение сожаления о лете, задумчивость, лиричность, задушевность.

Учитель: — Давайте мы с вами разучим, потом исполним это произведение в характере и нужном настроении.

Вокально-хоровая работа над песней.

Дети выполняют упражнения из дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, артикуляционные упражнения. Учитель проводит распевание. Разучивание и исполнение песни.

Итог урока.

Учитель: — Ребята, сегодня мы с вами говорили о разных образах зимы. И для того, чтобы показать эти разные образы мы должны были использовать разные темпы, динамику, разные тембры, особые рисунки мелодических линий.

Музыка каких композиторов сегодня звучала?(Шебалина, Чайковского, Кюи) Стихи каких поэтов сегодня прозвучали? (Пушкина, Жуковского, Баратынского) А может быть, кто-то вспомнит автора картин? (Шишкин)

Учитель благодарит детей за хорошую и плодотворную работу.





Свежие документы:  Тесты по музыке для 5 класса «Единство музыки и танца»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: