«Козловщинская средняя школа»
Дятловского района Гродненской области
Конспект урока по музыке
во 2-ом классе
«Путешествие в волшебные музыкальные страны»
Подготовила
учитель музыки
Кавцевич Наталия Николаевна
пгт. Козловщина
2012 год
Тип урока: урок обобщения темы.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока: освоение, осмысление и эмоциональное восприятие выразительного языка оперы, балета, симфонии, концерта.
Задачи:
Ознакомление с лучшими, доступными учащимся образцами музыкальной культуры; усвоение определенных знаний по музыке, музыкальных жанрах.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения, фантазии.
Воспитание интереса и любви к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы учащихся. Воспитание художественного, музыкального, эстетического вкусов, нравственных качеств личности.
Оборудование:
баян
синтезатор
ноутбук
мультимедийный проектор
музыкальный центр.
Сделанные из картона или нарисованные на листах бумаги Дед-Бородед, три «человечка» (поющий, танцующий, марширующий, т.е. песня, танец и марш).
Ход урока.
Звучит сказочная музыка. Дети заходят в класс, становятся возле своих парт.
Музыкальное приветствие:
— Прозвенел звонок,
Начался урок
Музыки!
Здравствуйте, ребята!
— Здравствуйте!
Учитель: Вся музыка – волшебная страна:
Она красива, ласкова, нежна.
Три королевства разных в ряд
В стране волшебной той стоят.
— Ребята! А какие это три королевства в волшебной стране есть? Чтобы узнать, мы с вами снова отправимся в путешествие. Только на этот раз я не могу вам конкретно сказать где мы побываем. Это будет путешествие-загадка.
Распевание.
Ма, ма, мэ, мэ, ми, мо, му, два теленка на лугу
Ра, ра, рэ, рэ, ри, ро, ру, щиплют сочную траву.
Гра, гра, грэ, грэ, гри, гро, гру, волки прячутся в лесу.
Да, да, дэ, дэ, ди, до, ду, я к телятам побегу.
За, за, зэ, зэ, зи, зо, зу, от волков постерегу.
На, на, нэ, нэ, ни, но, ну, очень я телят люблю.
Ля, ля, ле, ле, ли, лё, лю, их водичкой напою.
Учитель . — Ребята, а кто нам будет показывать дорогу, может мы сами с вами не справимся? (Звучит «Песенка Деда-Бородеда). Ой, кто же это к нам идет? Дети отвечают: — Дед Бородед! ( Учитель прикрепляет к доске рисунок Деда Бородеда).
— Наш дедушка все дороги знает, потому что он везде ходит. Поэтому нам будет идти вместе смелее и увереннее. А чтобы нам было еще и весело, мы будем петь все вместе «Песенку Деда-Бородеда»
.
Исполнение «Песенки Деда-Бородеда».
Учитель. – Ой, куда же это мы с вами пришли. Ребята, представьте, что мы с вами на лугу, где много разных цветов. А какие вы знаете цветы, которые растут на лугу? (Дети называют). Они, наверное, очень вкусно пахнут. Давайте понюхаем эти цветочки.
Упражнение на дыхание «Нюхаем цветок».
Звучит песня «Целый день поем, играем» из оперы «Волк и семеро козлят».
Учитель. – Ой, что же это звучит? Что это за музыка? К какому жанру (киту) мы отнесем эту музыку? (Ответы детей). – Да, мы отнесем ее к песне. (На доску прикрепляется «человечек-песня».
А в королевстве этом — песня,
И грусть и радость жили вместе,
Когда они в одно слились,
По миру песни разнеслись.
Поют их взрослые и дети,
Все люди, что живут на свете.
— А в какую музыкальную страну привела нас эта песня? (Ответы детей: — В оперу).
— А что же это за страна Опера? (Ответы детей: — Это музыкальный спектакль, где главные герои свои чувства передают музыкой и пением).
— А как называется эта опера, где звучит эта песенка «Целый день поем, играем? Кто являются главными героями этой оперы? (Ответы детей: — «Волк и семеро козлят», главные герои – козлята).
— А какие вы еще знаете песенки, которые звучат в этой опере? (Ответы детей).
— Давайте с вами представим, что вы герои этой оперы и исполним песню «Семеро козлят».
Исполнение песни «Семеро козлят». (Выполнение движений).
— Очень хорошо! Я думаю, что всем понравилась эта страна. Но мы не можем здесь долго задерживаться, пора в путь. Возьмем песенку с собой? Конечно возьмем, она нам еще очень пригодиться.
— Ой, куда же это мы с вами пришли? Кругом лес. Наверное мы заблудились?
Выполняем упражнение «Шум леса»: ш – ш – ш – ш (усиливая и ослабевая звук).
— А теперь давайте кликнем: «Ау», может кто и окликнется.
Упражнение на интонацию: Ау – ау (интонация вверх).
Звучит Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. — Что это за сказочная музыка? Давайте внимательно послушаем. К какому жанру мы отнесем эту музыку? ( К маршу). – А какие бывают марши, для кого бывают марши? (ответы детей).
На доску прикрепляется «человечек-марш».
Вот марш, он величав и строен,
Из громких звуков он построен.
А если кто к искусству глух –
Наверное захватит дух.
— А в какую страну привел нас этот марш? (Ответы детей: — В страну Балет).
— А в каком балете звучит этот марш? Как называется этот балет? (Ответы детей: — Балет «Щелкунчик», композитор П.И.Чайковский).
— А давайте посмотрим на героев этого балета.
Просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик».
— Понравились вам герои балета. (Ответы детей).
— Ребята, на пути своем какие жанры(киты) нам встретились и вместе с нами продолжают наше путешествие? (Ответы детей: — Песня и марш).
— А это все «киты» или еще есть? (Ответы детей: — Есть, Это танец).
— Конечно, это танец. (На доску прикрепляется «человечек-танец).
И королевство танца есть,
Людей веселых там не счесть.
Весь день резвятся и кружатся,
И лишь под утро спать ложатся.
— Все немного устали, наш дедушка хочет отдохнуть, Давайте все вместе исполним «Танец сидя», который поможет нам укрепить мышцы нашего тела.
Исполнение танца «Дам-доди».
— Ну вот, я думаю, что все отдохнули и можно отправляться дальше в путь. Посмотрите! Какое озеро красивое!
Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.
— Послушайте, какая прекрасная музыка звучит? Ребята, вы когда-нибудь слышали эту музыку? (Ответы детей. — А может вы знаете, как она называется? («Танец маленьких лебедей»). — А в какой музыкальной стране живет этот танец? (В балете). — А как называется балет, где звучит этот танец? (Балет «Лебединое озеро»).- Ребята, так какие жанры (киты) привели нас в балет? (Танец и марш). – А что же это за страна такая балет? (Это музыкальный спектакль, в котором действующие лица свои чувства передают танцем мимикой, пантомимой).
— Смотрите, ребята, какая за озером красивая березовая роща! Давайте зайдем, посмотрим на березки. А какую вы знаете песенку про березку? («Во поле береза стояла»). – А давайте споем березкам эту песенку.
Исполнение песни «Во поле береза стояла».
— А может кто вспомнит, в какой музыкальной стране звучит эта песня? (В симфонии). – А что это за страна такая Симфония? ( Симфония – это музыкальное произведение для симфонического оркестра. В этой стране не поют и не танцуют, а играют на разных музыкальных инструментах).
— Давайте послушаем симфонию, где «живет» песня «Во поле береза стояла».
Звучит фрагмент 4-ой части из Симфонии №2 П.Чайковского. Выполнение пластических движений, передавая настроение музыки, динамику.
— Ребята, вы знаете, что оркестр – это коллектив музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах. А какие бывают оркестры? (Симфонические, оркестры народных инструментов, оркестр духовых инструментов).
— А давайте и мы создадим свой оркестр – оркестр шумовых инструментов.
Исполнение рус.нар.песни «Светит месяц» на детских музыкальных инструментах.
— В симфонии все инструменты выполняют главную роль. А как называется музыкальная страна, где звучит оркестр и солирующий инструмент? (Это концерт). – Правильно. Концерт – это крупное музыкальное произведение, которое исполняет оркестр и солист.
Назовите знакомую вам песню, которая звучит в концерте. Какой инструмент ее исполняет?
Слушание 2-ой части из Концерта №3 для фортепиано с оркестром Д. Кабалевского . Выполнение пластических движений.
— Ребята, в каких музыкальных странах песня не поется, танец не танцуется, марш не маршируется? (В Симфонии и Концерте).
— Вот еще раз мы побывали с вами в разных музыкальных странах. Пора нам возвращаться. А какие впечатления вы возьмете с собой? (Ответы детей).
— Закончилось наше путешествие. Пора прощаться.
Музыкальное прощание:
До свидания, до свидания!
Музыка!.
Список используемой литературы
Н.И. Бракадо, А.Б. Коженевская, В.А. МистюкМузыка во 2 классе. Минск «Беларусь» 2010 год.
М.А. Давыдова. Уроки музыки. Москва. «ВАКО» 2008 год
Н.Н. Гришанович. Музыка в школе. Минск. ЧУП «Издательство Юнипресс»
2006 год.